В чем отличие подвига новомучеников от мучеников первых веков христианства. Суть подвига новомучеников.

С самых первых веков Церковь была гонима. Древние гонения происходили в Римской империи в I-III веках. Гонения, которые наступили в нашей стране на веру в ХХ веке сильно отличались от гонений древних. Подвиг новомученичества заключался в том, что необходимо было найти христианский ответ в новых изменившихся условиях жизни. Конечно, сам подвиг христианского стояния за веру не изменился, а изменились обстоятельства, в которых этот подвиг стал совершаться.

Гонители ХХ века, например, могли маскировать формы изъятия церковных ценностей под помощь голодающим и прочее. Их хитрости были настолько изощренными, что даже опытные иерархи, настоящие подвижники, не сразу могли понять, в чем состоит исповеднический ответ, то есть в чем должна быть истинная христианская непогрешительная линия в этих новых изменившихся условиях.

В конце 20-х годов ХХ века возникли обновленцы, их целью было разрушить христианство изнутри, но это у них не получилось. Митрополит Сергий (Страгородский) пошел на компромисс с советской властью. Люди, которые не хотели принимать эти компромиссы, отказывались поминать митрополита на богослужениях.

Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, пишет смелое письмо в канцелярию митрополита Сергия, где объясняет свою позицию и прямо дает понять, что считает митрополита узурпатором. При всем при этом, он не хочет укреплять семя раздора, поэтому призывает народ не отходить от Церкви и не возводить хулу на так называемые «сергианские храмы». «Отказавшись от какого-либо участия в церковной работе под руководством митрополита Сергия, я не уклонялся от посещения храмов, где богослужение совершалось священнослужителями, признававшими митрополита Сергия».

Святитель Афанасий принадлежал к руководителям так называемого катакомбного движения, то есть церковной общине, которая, не признавая законность власти митрополита Сергия, действовала в подполье.  Когда же в 1946 году на патриарший престол взошел Алексий I, епископ Ковровский тут же признал его канонические права и призвал всех оставить «непоминание».

Вспоминаются слова Патриарха Тихона – великого святителя, главы Церкви новомучеников, – который говорил о том, что надо учится жить в новых коварных условиях, нужно учится разбираться.

В то время многие, в том числе Патриарх Тихон, Иларион Троицкий, Афанасий Сахаров и другие наши исповедники говорили, что в тюрьме легче, чем на свободе, потому что в тюрьме ясен подвиг: ты терпишь, ты здесь за веру, надо только не отречься. А вот как не отречься, когда ты на свободе, и поставлен в такие сложные условия?

Думается это и является главным отличием эпохи гонений ХХ века от древней. Эта эпоха более коварна, специально было так устроено гонителями, что не было ясно, где проходит грань между гонениями и просто изменившимися условиями жизни. И надо сказать, что глава Церкви, Патриарх Тихон, был как «корабль», вслед которому шли многие верующие как из духовенства, так и из простых мирян. Он был человек настолько святой жизни, что ему очень доверяли люди.

На Архиерейском Соборе 2000 г. были прославлены поименно около двух тысяч новомучеников помимо тех, которых имена знает только Господь.

Оказалось, что наша Церковь обладает огромным потенциалом, гонители не смогли ее уничтожить несмотря на все усилия. И в этом главная заслуга новомучеников. Они сумели стать свидетелями Христа даже в таких сложных условиях, в которых им пришлось жить. Они нашли ответ на вызовы времени и сохранили христианские принципы жизни, от которых Россия дореволюционная во многом стала уже отступать. В эпоху, которая должна была снести Православие с русской земли, Церковь заняла более крепкое положение, чем в дореволюционном обществе, как доминанта общественной жизни.

Наше общество сейчас во многом строится на христианском фундаменте благодаря подвигу новомучеников.

Ирина Адаменко, 1 курс колледжа «Добрая школа на Сольбе»

Поделитесь с друзьями: