Научно-исторический отдел

В Екатеринбурге (отрывок)

00254019В преддверии скорбного юбилея 100-летия отстранения от престола Императора Николая II и заключения под стражу Государя и его Семьи, Научно-исторический отдел Николо-Сольбинского монастыря совместно с Крестовоздвиженской Ливадийской дворцовой церковью Симферопольской и Крымской епархии, Кафедральным собором в память новомучеников и исповедников Российских Исилькульской епархии выпустил в свет издание: “Духовный мир Императора Николая II и его Семьи”, главы из рукописи которой мы представляем вашему вниманию.

В ЕКАТЕРИНБУРГЕ (отрывок)

Отметим несколько общих аспектов религиозной жизни Царской семьи в Екатеринбурге.

Из показаний охранников видно, что Семья соблюдала утреннее и вечернее правило, иногда читая его совместно. О рисовании открыток на церковно-славянском языке, в чем упражнялась Императрица в Тобольске, данных нет. Возможно, потому, что их некому было посылать: переписка Семьи была значительно ограничена, а нелегальная переписка вообще отсутствовала. И, возможно, из-за болезни глаз: Императрица в дневниках жаловалась на зрение.

Как и в Тобольске, Государыня продолжила изучать книги Ветхого завета, отмечая номера прочитанных глав и стихов в дневнике. Практически каждый день Семья читала различную духовную литературу, что также отмечалось в дневниках. Например, на Пасхальной седмице Венценосцы читали православного публициста Сергея Александровича Нилуса «Великое в малом и антихрист как близкая политическая возможность», а в период перед кончиной по последний земной день: «Полный годичный круг кратких поучений, составленный на каждый день года священником Григорием Дьяченко».

Достаточно полно можно составить представление о духовном делании Императорской семьи по книгам, обнаруженным следствием после ее гибели. Из книг Государя был найден его личный молитвослов с надписью «6 мая 1883 г.». Царь не расставался с ним 35 лет — всю зрелую жизнь. Из книг Государыни Императрицы обнаружены Библия, молитвослов, Лествица — классическая книга VI века, показывающая ступени духовного развития, а также издания:

«О терпении скорбей, учение святых отцов» — сборник святоотеческих творений, собранных епископом Игнатием (Брянчаниновым);

«Великое в малом» Сергея Нилуса, в последнее ее издание перед революцией входили известные «Протоколы сионских мудрецов» — планы сионизма о разрушении России и мировом господстве.

Из книг Великой княжны Ольги Николаевны сохранился сборник церковных песнопений «And Mary Sings Magnificat», вероятно, составленный викарием Англиканской церкви Ричардом Р. Чопом — подарок матери.

Из книг, принадлежавших Великой княжне Татьяне Николаевне:

«Сборник кратких благоговейных чтений на все дни года» графа П. А. Валуева;

«Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа, говоренные Филаретом [Гумилевским; 1805–1866], архиепископом Харьковским и Ахтырским»;

«Канон Великий Андрея Критского»;

«Сборник служб, молитв, песнопений».

Следующие издания были подарены Великой княжне Татьяне матерью и имели соответствующие подписи:

в 1905 году: «Двенадцать Евангелий», читаемых за богослужением в Великий Четверг (в этом году Татьяне Николаевне исполнилось 8 лет);

в 1912 году: «Правило молитвенное готовящимся ко Святому Причастию»;

в 1913 году: «Акафист Пресвятой Богородице»;

в 1915 году: «Моя жизнь во Христе» протоиерея Иоанна Кронштадтского;

в 1917 году в Царском Селе: «Письма о христианской жизни» Феофана Затворника — переписка, которую вел святитель с разными корреспондентами по вопросам духовной жизни;

в 1917 году в Тобольске: «Часослов» — богослужебная книга, содержащая службы полуночницы, повечерия, часов, изобразительных и др.;

в 1917 году: «Утешение в смерти близких к сердцу» протоиерея Константина Петровича Добронравина (позднее епископа Таврического Гермогена; 1820–1893), книга исследует вопрос, как правильно перенести скорбь потери близких;

в 1917 году: «О терпении скорбей, учение святых отцов» — такое же издание принадлежало Императрице;

в 1918 году 12 января: «Благодеяния Богоматери роду христианскому через ее святые иконы», — издание, приобретенное в тобольском складе (о нем мы говорили на с. №№);

в 1918 году: «Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского» и «Житие и чудеса святого праведного Симеона Верхотурского».

Были найдены книги Великой княжны Татьяны Николаевны на английском языке: «Leaves for Quiet Hours» Джоржа Мэтисона (George Мatheson) слепого шотландского богослова, философа, преподавателя, проповедника, пастора церкви святого Бернарда в Энинбурге и члена Королевского общества Эдинбурга (Шотландской национальной Академия наук и словесности), а также работы американского пресвитерианского пастора Джеймса Рассела Миллера (James Russell Miller) «The wider Life», «The beauty of self-control», «Life’s open door» — ясные, легко читаемые христианские поучения.

В описи обнаруженных предметов зафиксированы также неизвестно кому принадлежавшие брошюрки: «О воздержании» и «О познании себя», издательства «Посредник», специализировавшегося на выпуске дешевых массовых изданий.

Можно отметить, что в целом книги, обнаруженные в Екатеринбурге, рассчитаны на более подготовленного читателя, чем издания, приобретенные в иконно-книжном складе Тобольского епархиального братства. Но все вышеназванные работы также неоднократно переиздавались и до революции, и в наше время. Таким образом, можно констатировать, что Венценосная семья училась духовному деланию на общедоступной православной и общехристианской литературе.

Правда, интересно отметить, что в «Лествице» (принадлежавшей Императрице), популярной, но весьма непростой книге, предназначенной прежде всего для монашеского делания, были обнаружены закладки с обозначением страниц и номеров поучений святого Иоанна Лествичника. Мы нашли соответствие страниц и номеров поучений в стереотипном издании 1908/1909 года. Приведем эти поучения:

«№ 53. Когда кого-нибудь из наших воинов о Христе увидим в телесном страдании и недуге; то не будем лукаво объяснять себе причину его болезни, но лучше примем его с простою и немыслящею зла любовию, и постараемся уврачевать, как собственный член, и как воина, уязвленного на брани»;

«№ 66. Знаю еще и пятое бесстрастие, которое бывает в душе от многой простоты и похвального незлобия. По справедливости посылается таковым помощь от Бога, спасающаго правыя сердцем (Пс. 7; 11), и неприметно для них самих избавляющаго от страстей, как и младенцы, когда с них снимут одежду, почти не примечают наготы своей»;

«№ 163. Правда, что Бог во всем взирает на намерение наше; но в том, что соразмерно нашим силам, Он человеколюбиво требует от нас и деятельности. Велик тот, кто не оставляет никакого доброго дела, силам его соразмерного; а еще более тот, кто со смирением покушается и на дела, превышающие его силы»;

«№ 83. Предлагай приходящим, что для них нужно по душе и по телу. Если они превосходят нас премудростию, то покажем наше любомудрие молчанием; если же они, по духовному возрасту, братия равные с нами, то можем умеренно отверзать дверь нашего слова. Однако лучше думать, что все превосходнее нас».

Выделение таких тонких духовных аспектов может говорить о серьезных этических запросах персоны, делавшей пометки в «Лествице (по всей видимости, Императрицы), и степень духовного развития Венценосцев, вероятно, значительно глубже, чем может показаться кому-то на первый взгляд.

Это подтверждает и анализ строк, подчеркнутых в сборнике творений «О терпении скорбей, учение святых отцов». Частично приведем эти места:

«Желающий быть подражателем Христу <…> прежде всего, должен переносить благодушно и терпеливо все случающиеся с ним скорби, как то: телесные болезни, обиды и поругание от человеков и наветы от невидимых врагов: потому что по Промыслу Божию, распоряжающемуся всем премудро и со всеблагою целью, такия испытания различными напастями попускаются душам, чтобы обнаружилось явственно, которыя из них любят Бога искренно… зная, что без Бога ничего не случается с нами. И потому душе, желающей благоугодить Богу, прежде всего, должно вооружиться терпением и надеждою. <…>

Не следует христианам приходить в недоумение при напастях: подвергаться преследованию — неотъемлемая принадлежность истины. <…> Чем многочисленнее и тягостнее были их [мучеников] страдания, тем большия получали они славу от Бога и дерзновение к Богу. <…>

Нам заповедано взять крест наш и последовать Христу, что значит — быть постоянно готовым к смерти. <…>

Господь… повелел искать ПРАВДЫ БОЖИЕЙ: эта правда — мать любви. Невозможно спастись иначе, как через ближнего. ОТПУЩАЙТЕ — заповедал Господь — И ОТПУСТИТСЯ ВАМ. В этом заключается духовный закон… Итак, исполнение закона заключается в прощении обид… Исполняющие закон духовно и, по мере исполнения, делающиеся причастниками благодати, любили не только благодетельствовавших, но и поношающих их и гонящих, ожидая получить любовь в воздаяние добродетели. Добродетель их состояла не только в том, что они простили нанесенные им обиды, но и в благотворение душам обидчиков, молясь за них Богу, как за те орудия, при посредстве которых они получают блаженство, по свидетельству Писания: БЛАЖЕНИ ЕСТЕ, ЕГДА ПОНОСЯТ вас и ИЖДЕНУТ вас. <…>

Изследывай свои грехи, а не грехи ближнего, и не будет окраден твой духовный подвиг… Всматривайся в окончательное последствие всякой скорби и найдешь, что оно заключается в истреблении греха. <…>

Обретаем благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях, прощая ближнему. В этом заключается РАЗУМ ИСТИНЫ. <…>

Понуждай себя ко всему доброму и отсекай свою волю…: благодатию Христовою и собственным подвигом придешь в навык отсечения воли и уже будешь отсекать ее без принуждения и скорби, так что все случающееся будет случаться как бы по твоей воле и по твоему желанию. <…>

Будем <…> усиленно бороться против всепагубной страсти памятозлобия. <…>

Не питай вражды ни к какому человеку. Иначе Бог не будет принимать молитвы твоей. Имей мир со всеми и будешь иметь дерзновение в молитве. <…>

Каждый раз, как ни вспомнишь об оскорбивших тебя, не поропщи о них: помолись о них искренно, от души, как о благодетелях, исходатайствовавших тебе великия приобретения».

Все эти наставления Императорская семья в полном составе и единении старалась реализовывать на практике.

В одной из книг Великой княжны Татьяной Николаевны были подчеркнуты слова: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник… становясь перед неизбежною смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту… Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».

Сложно сказать, насколько может человек идти «спокойно навстречу смерти», но поступить подобным образом было нравственным ориентиром Царской семьи.

В последний день земной жизни 16 июля Императрица записала, что прочла книги пророков Амоса и Авдия. Вероятно, она завершила чтение Священного Писания заключительной строкой книги Авдия: «И будет Царство Господа».

Капков К.Г.

Поделитесь с друзьями: