Проповеди

Важны ли оценки в школе?

Дорогие учащие и учащиеся! Наступил первый день золотой осени, и в этот день мы начинаем особое дело – дело образования и воспитания молодого поколения – будущего нашей страны, нашей Церкви, будущего не только земного, но и вечного.

1 сентября помимо начала учебного года мы отмечаем событие, которое во всем мире переменило отношение к христианам. Это произошло в 312 году, когда император Константин после победы над Максенитием, издал эдикт, в котором утвердил почитание христианской веры наравне с языческой. Позже, в 325 году, он же собрал Первый Вселенский собор, где среди всех постановлений празднование Нового года было перенесено с 1 марта на 1 сентября. В России празднование новолетия 1 сентября началось позже, при Иване Грозном, в 1492 году. При Петре Великом Новый год был перенесен на 1 января, но начало учебного года так и осталось 1 сентября. На сегодняшний день мы имеем три начала: это 1 января – начало календарного года, 1 сентября – начало учебного года, а поскольку Церковь ведет свой месяцеслов по старому юлианскому летоисчислению, то через 13 дней, 14 сентября, – начало церковного года.

Интересно как началось празднование Нового года. Почти что 2000 лет назад иудеи отмечали Новый год как день окончания жатвы. Люди благодарили Бога за плоды. Однажды в этот день Иисус пришел в храм, открыл книгу и начал читать: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18). Это событие не менее связанно с нашим сегодняшним днем – с началом учебного года.

А как же может быть начало в конце? Ведь осень – это последняя пора года. Год издревле начинался с весны, 1 марта. Весной всё оживает, растёт, зеленеет. Потом наступает лето. И уже осенью мы собираем плоды, листья желтеют, опадают, лежат под нашими ногами и напоминают о том, что скоро, скоро настанет зима.

И как же связать осень с началом учения? Тут есть величайшая мудрость: когда человек разумный начинает что-то делать, то он обязательно должен смотреть и представлять себе, что́ будет это начало, ради какого окончания оно делается. Когда мы благодарим Бога за то, что Он дал нам плоды: и хлеб, и овощи, и фрукты, – то мы переносим это понятие на нашу деятельность, на наше начало. И начиная сегодня учебный год, мы как бы представляем, для чего мы это делаем, чем это может закончиться и что это нам даст в конце.

Что важно сегодня вспомнить? Очень важно сегодня подумать о трудах наших родителей: как они воспитывали нас с детства, проводили с нами бессонные ночи, кормили, защищали, покрывали заботой. Сегодня они одели нас красиво и отправили дальше для образования в школу. Образование – это передача образа Божия, это напоминание, что мы должны быть образом Божиим, должны быть иконами. Конечно, для этого нам нужно много знаний, много опыта. Но образования без воспитания не получится. Образование немыслимо без воспитания, без наставления, без созидания внутреннего человека. Ведь кроме ума, в каждом из нас есть еще сердце, есть душа. И если душа недостаточно подготовлена, то и ум не поможет.

Иногда мы видим, что люди пренебрежительно относятся к оценкам успеваемости. Они говорят: оценка не главное. А я хотел бы сегодня сказать, что оценка играет большую роль в становлении личности ученика, потому что каждая победа, каждая хорошая оценка утверждает человека, прививает ему вкус к победе, побуждает добиваться всё большего и большего. Если человек получает нехорошие оценки, то он постепенно теряет уверенность в себе. В дальнейшем это делает его неуверенным, он становится робким. И для такого ученика начинается не та радостная жизнь, которая должна быть в школе. Поэтому каждая победа, каждая хорошая оценка дает утверждение, дает возможность двигаться вперёд. Кто не опускает руки и на протяжении всех лет учебы в школе, тот приобретает навык, уверенность, и это много помогает ему в жизни.

Сегодня мы можем вспомнить притчу о талантах, в которой Господь дал таланты людям, одному – пять, другому – два, третьему – один. Двое первых поработали и умножили свои таланты. Господь дал нам разум, дал возможность получать навыки, знания, воспитание. Всё это надо приумножать, чтобы получить благословение Божие в жизни. Тот, кто получил один талант, тоже мог его приумножить. Но он испугался, зарыл его в землю, а потом вернул господину, упрекнув его, что он злой и собирает там, где не сеял. Если ученик на своем уровне будет стараться, даже если ему не совсем дается учение, то это будет замечено преподавателем, и он получит не меньше похвалы и награды за своё старание.

Мы помним преподобного Сергия, который в семь лет отдан был на учение. Он учился вместе со своими братьями Стефаном и Петром. Но им всё давалось легко, а Варфоломею, будущему Сергию, учение давалось очень трудно. Однако эта трудность заставила его больше молиться, больше стараться, больше прибегать к помощи Божией. И вот однажды, когда отец послал его за лошадьми в лес, он встретил старца схимника. У него появилась надежда, что, может быть, этот старец поможет ему молитвой, чтобы ему стала даваться учёба. Он подошел, подождал в стороне, пока старец молился, чтобы не беспокоить его. А когда тот закончил молитву, обратился к мальчику: «Что ты хочешь, отрок?» Варфоломей говорит: «Отче, помолись за меня, мне тяжело дается учение, я не могу так же легко, как мои сверстники, постигать знания». Тогда старец дал ему просфору и повелел съесть её в ознаменование благодати Божией, чтобы открылось у него способность к учению. Варфоломей привёл старца в родительский дом, где его встретили с радостью и пригласили за трапезу. Перед трапезой старец сказал, чтобы дали часослов и повелел отроку Варфоломею прочитать из этой книги. И к удивлению всех домашних он начал читать ровно, красиво и уверенно.

Вот этот пример пусть укрепляет тех, кто испытывает трудности в постижении знаний. Потому что ценится не то, когда человек легко принимает и пренебрегает даром Божиим, а ценится, когда человек ищет, старается, не опускает рук и, имея, может быть, меньшие возможности, достигает больших результатов. Этот труд всегда будет увенчан благодатью, не только оценками, но и любовью окружающих и авторитетом у всех учащих и учащихся.

Итак, дорогие мои, мы должны понимать самое главное, что вся наша жизнь – это урок. Мы многому учимся в этой жизни, но уходя в вечность, каждый понимает, что не все уроки смог получить и не всё, что получил, смог осуществить в этой жизни. Потому что человек ограничен. Жизнь – это дар Божий, но человек никогда в этой жизни не будет совершенным. Он всегда будет учиться, совершенствоваться и идти к Богу. И вот в этом шествии к Богу он и являет своё стремление и свой человеческий образ.

Сегодня каждый из нас, кто прожил на земле больше 17 лет, я думаю, вспоминает свои школьные годы. Это прекрасная пора, когда мы начинаем узнавать самое интересное, когда происходит много смешного, много непредвиденного, много хорошего, очень много полезного мы получаем. Каждый из нас может вспомнить сегодня своих преподавателей, наставников. Как говорит апостол: «Поминайте наставники ваша и… подражайте вере их» (Евр. 13:7), то есть старайтесь быть такими же примерными в жизни.

Жизнь – это борьба, это непрестанное движение, непрестанные поражения и победы. Без борьбы не бывает победы. Но, как говорил и наш великий полководец Александр Васильевич Суворов, «тяжело в учении, легко в бою». Когда человек трудится в учении искренно, не покладая рук, такому человеку легко в жизни, потому что он бывает опытен, знает, как бороться и как побеждать.

Сегодня я призываю вас к молитве, к призыванию Бога в помощь, потому что всякое даяние благое исходит от Отца Небесного свыше, как говорится в молитве в конце Литургии. Поэтому призываю помощь Божию на предстоящий труд, прекрасный, полезный труд, труд созидания. Ведь каждый урок есть акт любви учителя к ученику, и учеников между собой. Постижение истины – это и есть любовь. И призывая Бога в помощь этому величайшему и полезнейшему труду, будем помнить, что самый главный соперник в этой борьбе – это мы сами. Нам нужно воевать против своей лености, пренебрежения, саможаления, нежелания учиться, нежелания слушаться. Нужно воевать и настолько уверенно и категорично относиться к своим этим слабостям, чтобы с помощью Божией их побеждать. И дай Бог, чтобы в этой борьбе мы получали как можно больше помощи. Здесь, в этом монастыре, где покровителем является святитель Николай и где есть храм преподобного Сергия, который особо покровительствует учащим и учащимся, здесь мы побеждаем помощью Божией и силой Божией самих себя.

Желаю всем вам одерживать победу не только в сегодняшнем уроке, не только на протяжении этого года, и не только по окончании всей школы с хорошими оценками, с хорошими знаниями, с хорошими воспоминаниями и отношением к своим наставникам, но и в конце концов одержать победу в этой жизни: стать хорошим семьянином, хорошим гражданином своего Отечества, хорошим членом Церкви Христовой. Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Поделитесь с друзьями: