Проповеди

Величайший дар для нас – истинная вера

Проповедь в Неделю Торжества Православия

Дорогие братья и сестры! Воскресенье после первой седмицы Великого поста называется Неделей Торжества Православия. Господь когда-то своим ученикам сказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15:20). Каждому христианину должно быть понятно: для того чтобы перестать быть человеком Ветхого Завета с мышлением «око за око, зуб за зуб», а стать человеком Нового Завета, нужно подняться на Голгофу, воспринять Крест и идти тернистым и скорбным путем за Спасителем, Который показал пример, как должно восходить в Горний Иерусалим, в Небесное Царствие. Через Крест, через шествие за Христом по всей жизни человек очищается скорбями, болезнями, испытаниями. Все испытывают это, но только христианин благодарит Бога за посланные скорби и испытания, потому что понимает: они необходимы, чтобы очиститься, усовершенствоваться, чтобы стать достойным Христа.

Мы видим, как в самый первый день после своего основания Церковь подвергается гонениям. Апостолы, которые одиннадцать раз после воскресения видели своего Учителя и Спасителя, были боязливы, многого не понимали, еще не было у них той благодати, которая бы открыла им ум уразуметь Писания. Когда Господь сказал: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49), они закрылись в кувуклии, в этой маленькой часовне, и там пребывали, потому что боялись смерти и мучений от иудеев.

В пятидесятый день после славного Воскресения Господа происходит шум, гром, молния, двери часовни сами отворяются и на каждого из апостолов сходит в виде огненных языков Дух Святой. В этот момент они наполняются радостью, начинают говорить на разных языках и выходят с дерзновением, ничего не боясь, на улицу. Там их окружает народ. Сильная, проникновенная проповедь апостола Петра о Христе, распятом и воскресшем, привлекает людей. В первый день его проповеди в христианство обратились пять тысяч человек. Они спрашивали: «Что нам делать?» А Петр отвечал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян.2:38).

С тех пор началось распространение христианской Церкви. Постепенно уходят ветхозаветные понятия обрезаний, очищений, умовений. Их заменяет учение о благодати Святого Духа.

Тогда иудеи, которые не приняли Иисуса Христа и распяли Его, начинают создавать, как сейчас говорится, «общественное мнение». Они стали всем говорить, что христиане – плохие люди, что все беды от них. Если что-то происходит, сразу вину валят на христиан. Они понимают, что сами не могут бороться с христианами, что им нечего им возразить, потому что они, отвергнув Христа, отвергли всех своих праотцев и пророков, которые говорили о Христе. Поэтому они создают у невежественных людей отрицательное мнение о христианах во всем мире.

Например, по приказу императора Нерона был подожжен Рим. Вину же за поджог он возложил на христиан и подверг их страшным гонениям и мучениям. Что бы ни случалось: голод, эпидемия, пожары, – в этом обвиняли христиан. Но все-таки христианская Церковь, даже будучи в гонении, распространялась.  Христиан подвергали пыткам, заставляли приносить жертвы языческом богам, идолам. И тех, которые стойко стояли за веру, убивали.

Первые Литургии служились на гробах мучеников. Это был такой антиминс, и это было свидетельство о Христе. Иудеи, узнав об этом и о причащении Тела и Крови Христовых, говорили, что христиане –  каннибалы, что они едят людей. Христиане подвергались великим гонениям, великим пыткам, великим испытаниям. Такие испытания продолжались в течение первых трех веков.

В 313 году император Константин Великий, увидев на небе крест с надписью: «Сим победиши!» –  на своих знаменах начертал кресты, одержал победу над Максентием и после этого издал Миланский эдикт, чтобы христианская религия по всей Империи почиталась наравне со всеми языческими религиями и чтобы христианский Бог почитался так же, как боги языческие. Благодаря этому прекратились гонения и христиане смогли выйти из катакомб.

В 380 году император Феодосий Великий издал указ, чтобы все в Империи не просто признавали наряду с языческими богами христианскую религию, но что она является основной религией и все, живущие в Византии, должны соблюдать законы православия.

Только Церковь вышла из открытых гонений, враг начал действовать с другой стороны. Внутри самого христианства начали возникать еретические учения. Возникла ересь Ария, потом ересь Нестория, потом Евтихия, Диоскора и других. Святые отцы участвовали в Соборах архиереев, где обсуждались эти вопросы, и после сугубой молитвы, в которой призывался Дух Святой, произносилась формулировка: «Изволися от Духа Святого и нам». То есть все участники Собора, призывали Духа Святого и единогласно считали, что решение это подано Духом Святым. И после того как утверждались догматы, ересиархов, которые не каялись в своих заблуждениях, предавали анафеме, то есть отлучали от православной Церкви.

Таких Соборов было всего семь. Эти Соборы созывались всегда императорами, но последний Собор был созван императрицей Ириной. На нем в 787 году утвердили почитание икон. Было принято, что икона есть образ Божий, образ Божией Матери, образ святых, что христиане православные не кланяются самим иконам, доскам, а взирая на образ, покланяются Первообразу. Как человек сегодня смотрит на фотографию своих близких, может, даже целует ее, но вспоминает и отдает уважение тем, кто изображен, а не самой бумаге. Это постановление и положило начало празднованию Торжества Православия – сегодняшнего праздника. Но, несмотря на решение седьмого Вселенского Собора, еще около ста лет, до 843 года, были жесточайшие гонения за почитание икон, еще людей убивали и мучили, держали в тюрьмах.

Наша православная вера всегда была гонима, потому что она правильная. Мы не можем согласиться с тем, что все веры правильные. Остальные религии как бы протестуют: «А почему вы считаете, что только вы правильные, ведь мы все почитаем Бога?» Мы говорим, что наша православная вера богооткровенная: мы верим в то, что открыл нам Бог. И мы можем сказать о Боге только то, что Он нам открыл, не можем ни добавлять, ни убавлять. А остального мы не знаем. Если нас спросит кто-нибудь, сколько галактик или сколько планет в каждой галактике, мы скажем, что не знаем. Нам об этом не стыдно сказать, потому что для нашего спасения это неважно и Бог нам не открыл этого. Но если нас спросят, как мы верим, и мы не сможем прочитать «Символ веры», то это будет стыдно. Если не знаем молитвы «Отче наш» или «Царю Небесный», то это стыдно, потому что это элементарные вещи для человека, который принимает христианство.

Едва прекратились ереси, начался разлад между Восточной и Западной Церковью. Все закончилось разделением Церкви. В Западной Церкви возникли еретические учения, догматы о филиокве, об индульгенции, папской непогрешимости, о непорочном зачатии, – все это в корне закрыло нам возможность когда-нибудь объединиться. Такая возможность будет, если только католики откажутся от этих ересей. Затем начались ереси и расколы и внутри Восточной Церкви и в Русской Православной Церкви. До сих пор разделение продолжается.

В наши дни все больше людей, которые по-разному думают о вере, о христианстве, о православии. А почему? Если христианин плохо знает свою веру, то он ничего не может сказать человеку, исповедующему другую, не может противостать и сказать истину, он начинает соглашаться и постепенно отходит от истины.

Нам, братья и сестры, каждому надо знать, в чем состоят существенные, принципиально важные моменты, почему нам нужно хранить именно православную веру. Нет ни одной религии на земле, где есть Таинства, в которых сходит Дух Святой; ни одной религии, где приносится Бескровная жертва и где прощаются грехи. А зачем религия, зачем почитание Бога, если человек, который лишился общения с Богом через грех, не получает прощения, не примиряется с Богом?

Рай и Царство Небесное, возвращение к Богу возможно только через Иисуса Христа. Как Господь сказал: «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:23) и «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Это слова Самого Христа, это слова Евангелия.

Для нас принципиально то, что мы должны уважать каждого человека. Недавно мне один высокопоставленный человек, считающий себя христианином, говорит: «Да, мы православные, но мы же должны уважать и другие веры». Я говорю: «Нет и категорически нет. Мы можем уважать людей других вер, потому что они – образ Божий». Мы любого человека должны уважать как образ Божий, несмотря на его веру, несмотря на его грехи, на его заблуждения. Мы должны его уважать и почитать как образ Божий. А вот уважать и почитать другие веры – это предательство для христианина. Как можно уважать веру, которая идет против Христа? Если мы, христиане, скажем: «Да, хорошая вера иудейство», это будет предательство. Они Христа распяли и говорят: «Вы все туда придете», а мы говорим: «Да-да, хорошо, хорошо». Но мы не можем сказать, что иудаизм должен быть или не должен быть в мире  –  это не наше дело. Мы не можем воевать или противостоять – это тоже не нужно. Но сказать, что мы уважаем их веру, – это непонятно. Тут надо быть одним цветом, нельзя превращаться в разноцветных.

Почему Церковь со всех сторон получает удары? Потому что она претендует на Истину, на исключительную Истину. Самое ужасное из того, что происходит, это то, что крещеные люди сами идут против Христа, против Церкви, против Патриарха, против Президента, против священства. А почему это происходит? Потому что человек, когда крестился, не был просвещен. Раньше человек, который приходил ко Христу, сначала изучал веру, читал Евангелие. В Евангелии же написано: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет. Кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15,16).

А у нас происходит так, что человек, который принимает крещение, часто не знает, во что верит. Апостол Павел говорит: «Как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим.10:14) То есть все сводится к одному: человек, который считает себя верующим, должен понимать, во что он верит. А если он ничего не знает о христианстве, о своей вере, как может сказать, что он верующий?

Вот если мне говорят, что есть крокодилы, а я их не видел. То я должен сначала узнать все о них, какие они: зеленые, длинные, у них большие пасти, зубы, мне показывают их. Вот тогда, когда я все знаю о крокодилах, следующий этап – мое решение: верю я в это или не верю. Если я верю в крокодила, значит, для меня он есть. Если я не верю в крокодила – для меня его нет. Он-то есть, но для меня его нет, потому что я не верю. Вот так и люди, которые не знают ничего о Боге. Как можно сказать, что человек верующий, если он ничего не знает?

Сегодня самая большая наша проблема – отсутствие веры. Во-первых, потому что мы не тянемся узнавать ничего о своей вере, не читаем Священное Писание, не читаем святых отцов, не изучаем свою веру. А во-вторых, потому, что, не зная веры, мы не можем жить по вере. Если человек, который не знает правил дорожного движения, нарушит их, то все равно будет наказан. Незнание правил не исключает наказания. Ты нарушил – всё.

В Евангелии сказано: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). И есть изъяснение этих слов. О мудрости змеи Иоанн Златоуст говорит, что змея, когда видит опасность, бережет голову, потому что, если у нее голова останется целой, она будет жить. А если голову уничтожат, то она умрет. Вот так и христианин, так любой человек, не только христианин, если он голову бережет, то он будет жить. Голова народа – это вера народа. Если он свою голову сбережет, то такой народ выживет, а если голову потеряет, то потеряет и все остальное.

А что касается простоты голубиной, это означает не замечать зла, не обращать внимания на него, идти путем добра.

У нас сегодня как раз вот этот соблазн, что мы голову свою, то есть веру, уже потеряли. Не знаю, как здесь, но там, где я служу, в Сибири, в нашей епархии (епархия состоит из 10 районов, по территории как маленькая республика, численность населения где-то 240-250 тысяч человек), в городе Исилькуле – 24 тысячи человек, но в храм ходит половина процента. Там хорошие люди, но большая часть ходит к колдунам, часть до сих пор еще верит в коммунизм, часть сектантов, а православных очень мало. Это граница с Казахстаном. На границе всегда должен быть сильный щит. А православие там очень шаткое. И я не скажу, что у вас здесь больше. Потому что, если посчитать, сколько живет людей в Москве, сколько церквей и сколько людей в церквах, мне кажется, что будет меньше, чем полпроцента.

Народ в храм не ходит, народ веры не знает, народ молитв не знает и говорит: я православный, потому что я крещен. Креститься – это как дверь открыть. Если человек не входит в ту дверь – не надо ее и открывать. Лучше не креститься, а оставаться как есть. Потому что самые злые враги православия – это крещеные люди, которые ничего не знают и которых легко направить против Церкви.

Сегодня это происходит. Сегодня мы забываем слова Священного Писания быть мудрыми, как змея, – беречь свою веру, знать свою веру, и быть простыми, как голуби, – не обращать внимания на то огромное количество грязи, которая направлена против Церкви, против православия. Где корень этого? Корень даже не в первом веке христианства, даже не во временах Ветхого Завета. Он там, в явлении змея к Еве. Когда он появился и спросил ее о плодах с дерев, она сказала больше, чем знала, совсем не то, что заповедал Бог. Она приврала, потому что была невнимательна – змей ее отвлек своим шипением. (см. Быт. 3:1-5).

Сейчас происходит то же самое: люди клевещут на Церковь. Может быть, конечно, виновато общество с такой слабой верой. Священники и архиереи выходят тоже из этого слабого, маловерного общества. И у них, конечно, бывают и соблазны, бывают и грехи. Но неправильно, чтобы мы обращали внимание на эти грехи и начинали сами раздувать их. Нам что, своих мало?

Когда мы верим врагу рода человеческого, то начинаем сами выступать против своей же Церкви, как раньше против своего царя Николая II, который очень много сделал для России. Сейчас – против Президента, который старается что-то делать для народа. Боремся друг против друга, разделяемся. Почему? Потому что умножился грех и беззаконие, – вот причина. В Евангелии сказано: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). А если нет любви, результат – разделение.

Что делает человек любящий? Самый счастливый человек на свете кто? Самый счастливый человек, я говорю это в монастыре, – это влюбленный. Самая лучшая пора – когда человек по-настоящему влюбился. Потому что он ищет, он ждет, он спрашивает, он узнает о том, кого он любит. Можно сравнить это состояние с пламенной любовью к Богу. Мы так Бога ищем? Мы так о Нем стремимся узнать?

Старец Порфирий приводил такой пример. Жила пастушка. Целый день она пасла овец своих, а когда день заканчивался, приводила их домой, доила. Затем умывалась, наряжалась, и как только родители ложились спать, она через окно бежала к своему пастушку на место встречи. И не замечала того, что она босиком бегала, по колючкам. Ей за счастье было пострадать, только бы встретиться с ним. Потому что была любовь.

А у нас нет любви ни друг к другу, ни к Богу. Нам тяжело, нам сложно в этой жизни, нам трудно. Если была бы любовь, нас бы били, нас бы наказывали, а мы бы радовались. Вот такими были первые христиане. Они с радостью шли на страдания ради Христа, за Христа, за веру. А если не страдали сами, то всячески поддерживали тех, кто должен был пострадать: приходили к ним, готовили им еду, приносили воду и умывали им ноги, служили им, кормили, поили и говорили: «Держитесь!» Они не говорили: «Зачем вы идете?», не отговаривали от подвига, как сейчас: «О, зачем тебе это надо? О, зачем ты в монастырь пошел?» Они, наоборот, говорили: «Держитесь! Скоро вам венец будет». Они поддерживали, служили, помогали, чтобы те до конца шли на мучения. Раз уже пошли исповедовать Христа, идите и за нас помолитесь у Престола Божия.

Все вокруг, даже язычники удивлялись: «Смотрите на христиан, как они друг друга любят». Эти слова остались до сегодняшних дней. А посмотрите сегодня на христиан: как они друг друга любят? У нас нет гонений, но любим ли мы друг друга?

Сегодняшнее испытание заключается в том, чтобы сохранить веру православную. Ведь жизнь не закончилась. И Христос в Евангелии говорил: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). То есть Церковь будет до скончания веков, до Второго пришествия. Какая Церковь будет, сколько человек? Мы не знаем. Но она будет.

Сколько мучений, сколько страданий пережили наши святые мученики, которые отстаивали веру даже до пролития крови, чтобы мы сегодня не погибли, а вошли в жизнь вечную. Сегодня, в XXI веке благоденствие – нет гонений. И самое главное посреди этого благоденствия не заблуждаться и не потерять эту драгоценную веру, ради которой христиане всех веков проливали кровь.

Сегодня в людях стараются убить дух, веру. Показывают самое плохое, что есть в Церкви, в христианстве, которое, может быть, и есть какая-нибудь пара процентов, а раздувают так, как будто в этом все сто процентов. И мы с вами крещеные, верующие, а тоже иногда слушаем: вдруг и правда? Как же смеем мы, христиане, ходящие в храмы, идти против своего Патриарха, против своего епископа? Какая у тебя совесть, христианин? Вот об этом надо думать сегодня. Идет так называемая невидимая брань. Идет война, в которой, как говорил один из наших величайших писателей, Федор Михайлович Достоевский, «поле битвы — это сердца людей». Именно такая идет сейчас война.

Святителю Луке, когда он был маленьким, дедушка рассказывал, что в каждом сердце два волка, белый и черный, и они постоянно борются друг с другом. Внук спросил: «Дедушка, а какой победит?» Он ответил: «Тот, которого будешь больше кормить, станет сильнее и победит». А кого мы кормим в душе? Если мы молимся, читаем Евангелие, делаем добрые дела, мы кормим белого волка и победит он. А если мы смотрим плохое, говорим плохое, читаем плохое, слушаем плохое и делаем плохое, то кто побеждает в нас? Бес.

Мы с вами живем в особое время. Оно, с одной стороны, очень благополучное, а с другой стороны, очень нестабильное и очень лживое, брань ведется утонченная. Как говорил апостол: «Весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19), и надо быть очень внимательным. Поэтому есть хорошие практические советы наших верующих отцов: они перед тем, как что-то делать, крестились и говорили: «Господи, помоги! Господи, благослови!» Когда испытание какое-то, когда не справляешься: «Господи, помоги!» Когда закончил работу: «Господи, слава Тебе!» И вот через это человек получает помощь.

С молитвой так же. Человек говорит, что не идет молитва. Да как же может молитва идти, когда «в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем. 1:4). Надо, чтобы чисто было в душе. Молитва приходит туда, где жизнь христианская. Для молитвы нужно, чтобы человек хоть чуть-чуть был с совестью примирен. Он должен и любить, и воздерживаться, и прощать, и иметь мир, и делать добро, и жертвовать. Вот тогда молитва придет. А если мы живем совершенно по-другому, мы ждем, чтобы нам помогали, чтобы нам добро делали, ничего сами делать не хотим, раздражаемся, клевещем и ропщем, то какая там молитва. Там молитва идет в другую сторону.

Эта невидимая брань, дорогие братья и сестры, указывает на то, что мы уже вступаем во времена апокалиптические. Идет война за каждую душу человеческую. И побеждает человек не своей силой. Главная наша цель – это остаться воинами Христовыми. Не самими по себе воинами, а Христовыми. И надо понимать, «что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Мы должны против зла воевать, но не против человека. Против греха, но не против грешника. Потому что грех — это болезнь, а грешник — это больной. Больного жалеют, а болезнь стараются уничтожать. Вот такое должно быть отношение.

В Евангелии говорится, что «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11:12). Если до конца понуждать себя воевать за каждое благое дело, за каждое маленькое добро, то мы будем собирать себе сокровище в Царствии Небесном. Если мы опустим руки и будем, как все, если будем отдавать первое место в нашей жизни политике или дипломатии в ложном представлении, у нас не будет веры.

Церковь – это столп и утверждение истины. Если Церковь говорит, что это грех — значит, это грех. Блуд – это грех. Церковь говорит, что гражданский брак, а сейчас еще гостевой брак – это блуд. Значит, это грех. Если это грех, и священник говорит, что грех, то нечего оправдываться. Это уже наши слабости. Нравится это или не нравится, принимаешь или не принимаешь, – это дело каждого. Но христиане не имеют права сказать, что грех — это тоже хорошо. Мы должны точно и конкретно определять: это да, а это нет. Это грех – это добродетель, это добро – это зло. В противном случае нас будут немножко больше любить наши враги, потому что мы для них сделаемся более удобными к победе, но зато потеряем себя как личность.

Святитель Николай Сербский сказал, что там, где истина, нет политики, а там, где политика, нет истины. Эти вещи не смешиваются. Сейчас в нашей стране идет процесс изменения законов. С одной стороны, мы не можем в этом участвовать и как-либо на это влиять. С другой стороны, все могут участвовать, правильно участвовать, когда каждый делает свое дело. Опытные законодатели занимаются этим напрямую. А мы с вами, как граждане своей страны, как патриоты, как православные люди, которые всегда были патриотами, всегда поддерживали и власть, и общество, помогали, в трудные времена, – мы должны понимать, что наше участие обязательно должно быть.

Каким оно должно быть? В вечерних и утренних молитвах каждый день помолиться о том, чтобы Господь вразумил тех людей, которые работают над этими законами, чтобы Дух Божий направил их так, чтобы эти законы были правильными и полезными. Сила молитвы — это величайшая сила. Много раз случалось, что захотелось так, а молитва сделала по-другому. Поэтому наша сила в том, чтобы все православные христиане просто молились: «Дай, Господи, разум, дай, Господи, Духа Твоего Святого, вразуми и укрепи наших правителей, людей, которые сейчас работают над нашими законами, чтобы эти законы были во благо нам».

И так не только в этом, а во всем надо молиться. Вот тогда мы будем настоящими православными, а не тогда, когда равнодушно опустили руки, — ведите нас, куда хотите, мы же смиренные. Смирение заключается не в том, что у человека ума нет или силы воли нет. Смирение заключается в том, что человек мужествен. Он смиряется, когда его лично могут обидеть, а когда ради веры, ради общества, ради страны и ради блага других он стоит стеной и не пропустит никакого зла. Вот в этом смирение.

Сегодня мы призываем молитвы всех святых, которые участвовали во Вселенских Соборах, всех мучеников, которые передали нам истинную веру, не имеющую никакого изъяна, непорочную, чистую, спасительную. Это величайший дар, который может иметь человек на земле, – истинная вера. Торжество Православия не в том, что мы победили другие религии, других людей. Торжество Православия в том, что Церковь победила ереси, и мы должны победить себя, свои страсти. Одного батюшку спросили, что такое Православие. Он говорит: «Православие — это когда мы грешные, страстные, немощные, столько нарушаем, а Бог всех нас своей любовью покрывает». Вот это есть Православие. Нужно ценить эту любовь Божию, нужно полюбить Христа, тогда начнется рай в наших душах и вокруг нас. С праздником!

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 8 марта 2020 г.

Поделитесь с друзьями: