Воспитание детей в духе народности

DSC_0225Для каждого человека дорого свое родное, с чем он сжился с пеленок. Для каждого народа дороги те особенности, которые составляют его самобытность и самостоятельность, его народность, которые укрепляются в народе, переходя от поколения к поколению. Каждый народ воспитывается в духе своей народности. Римское воспитание, сообразно духу народному, велось иначе, чем воспитание греческое; у греков дети Ионийского племени воспитывались иначе, чем дети племени Дорийского.

В душе человеческой, кроме общих всем людям свойств, есть свойства частные, из совокупности которых и слагается народность. Нам, русским, дорога наша чистая вера, источник нашего здравомыслия, дорога наша воспитательница и руководительница православная церковь со всею ее богослужебною обстановкою; нашим сердцам приятны и близки и колокольный звон,и священные песнопения, и даже церковно-славянский язык, хотя наш теперешний язык и далеко отступил от него, — со всем этим мы сжились, сроднились с детства.

Воспитание русского ребенка должно стоять твердо на исконных народных началах. Православная Русь наша искони была богобоязненною и царелюбивою.

Этими принципами она была крепка и могуча, эти принципы спасли ее от сильных врагов внешних и внутренних. После тяжких бедствий она, многострадальная, выходила, благодаря этим свойствам народа, целою и невредимою, возрождалась из пепла своих городов, как феникс. Богобоязненность и царелюбие основные русские начала; на них и должно созидаться воспитание русского ребенка. Бога бойтеся, Царя чтите, вот что должно быть основным правилом русского воспитания. Страх Господень и беззаветную любовь и преданность следует положить в основу воспитания: в этих народных началах следует вести русского ребенка твердо и неуклонно с самых пеленок до лет возмужалости. Русскому сердцу дороги святые иконы, переходящие от отца к сыну, из рода в род, как лучшее драгоценное наследие; нам дорого крестное знамение, с которым чисто русский человек приступает ко всякому делу.

Поэтому первыми предметами в детской комнате должны быть образ Спасителя и первыми словами ребенка должны быть «Спаси, Боже, маму и папу моих».

Бог всевидящий, для Которого нет тайны, Который знает не только все наши дела, но и помышления, и вот с кем прежде всего должен быть ознакомлен ребенок, вот к Кому должны быть обращены первые его мысли, вот кто должен быть регулятивом его действий. Бог должен стоять перед ребенком, как живое лице, в ореоле святости, всеведения и всемогущества. Рано ребенок должен узнать, что Бог сотворил все и всех, и все, что живет и движется, держится Его всемогущею силой, обо всех и обо всем Он печется, всех и все Он знает, от Него скрыться нельзя: Он везде присутствует и все видит. „Бог увидит, Бог узнает», вот что должно останавливать ребенка от лжи, скрытности, от всего дурного, что запрещено ему отцом и матерью, которые, конечно, должны требовать от ребенка одного и того же, — это непременное правило воспитания. Некоторые полагают, что мысль о Боге — слишком отвлеченная мысль для ребенка. — Вывод из такого положение ясен; стало быть, говорят они, о Боге ребенку говорить не следует. Как они ошибаются. Для ребенка все живет, дышит, чувствует и говорит. Его живое воображение влагает жизнь даже в бездушные предметы, и он уверен, он даже видит, что они живут, и обижается, если большие не видят того, что он видит.

Шестаков П.Д. «Мысли о Воспитании в духе православия и народности»

Поделитесь с друзьями: