Проповеди

Всему свое время

Проповедь в Неделю о блудном сыне

Сегодняшний воскресный день необычен тем, что он предшествует Великому посту задолго до покаянного подвига. Святая Церковь готовит своих чад и поучает, как нужно разумно входить в состояние угождения Богу. Первое воскресенье было о Закхее, который захотел увидеть идущего Христа. Потом было воскресенье о мытаре и фарисее, где Господь ясно показал, что́ благоприятно пред Богом и что мерзко в Его очах. Несмотря на то что мытарь был грешником, он смирился и получил прощение и оправдание от Бога. А фарисей, хотя и был праведным сам перед собою, из-за гордыни ушел осужденным от лица Божьего.

Эта неделя называется Неделей о блудном сыне, потому в Евангелии сегодняшнего дня рассказывается притча (см. Лк. 15:11-32), как отец, имеющий двух сыновей, по просьбе младшего сына отдал причитающуюся ему часть имения. Далее этот сын, забрав все, что ему дал отец, удалился далеко, чтобы не зависеть от него, чтобы быть полностью свободным, и в далекой стране растратил все имущество с блудницами в наслаждениях. Когда у него ничего не осталось, в этой стране случился голод, так что ему вообще нечего было есть, и он нанялся к одному человеку пасти свиней. Он получал пищу настолько скудную, что ему приходилось есть рожцы, которыми питаются свиньи.

Однажды, вспомнив об отце, о доме, он сказал себе: «Встану, пойду к отцу моему! И скажу ему: «Я недостоин называться сыном твоим, возьми меня в число наемников твоих». Он встал с такими мыслями и направился из далекой страны в дом отца.

Когда отец, всегда ожидавший сына, увидел его, идущего издалека, то побежал ему навстречу. Сын только начал говорить: «Отче, согрешил я на небо и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, возьми меня в число наемников твоих», как отец не дал ему даже закончить, обнял его, крепко прижал к себе и сказал: «Сын мой, ты был мертв и ожил, пропадал и нашелся!» Он приказал слугам, чтобы принесли лучшую одежду, сапоги, перстень, который является знаком сыновства, повелел заколоть упитанного теленка и устроить пир, чтобы порадоваться возвращению погибшего сына.

Когда старший сын, который преданно служил отцу, возвращаясь с поля, увидел ликование во дворе, спросил у слуг, что это значит. Они сказали: «Брат твой вернулся. Отец устроил такой пир, потому что увидел его живым и здоровым». Этот старший сын оскорбился и не хотел идти на праздник. Отец вышел и убеждал его, уговаривая: «Сын мой, ты всегда со мною!» А старший сын ответил: «Отче, я служу тебе всегда, никогда не ослушался ни одного твоего слова, и ты никогда мне не дал даже козленка, чтобы я со своими друзьями веселился и утешался. А этот сын твой, который растратил все имение твое в далекой стране, вернулся, и ты устроил такой праздник». И отец сказал ему: «Все, что мое, остается твоим, а о том надо нам радоваться, что брат твой был мертвым и ожил, пропадал и нашелся, что он среди нас».

Братья и сестры, эта притча о каждом из нас. Есть такие выражения – «выжил из ума» или «вышел из себя». Что это означает?  Когда человек теряет норму, правильное состояние или правильное отношение к Богу и к ближним, это означает появление ошибок. Иногда они доводят до того, что человек полностью расстраивается.

Когда человек вспоминает о том, что было до такого состояния и возвращается в исходную позицию, «в свое русло», то это возвращение не может происходить без помощи Божией. Оно невозможно без подвига, без желания, без смирения со стороны человека и без благодати Божией со стороны самого Бога.

К моменту вступления в великопостный подвиг мы должны понимать, что начало падения – это преждевременное желание самостоятельности и желание делать то, что хочется. Когда эгоизм переполняет душу, тогда начинается падение человека. Он начинает требовать от людей и даже от Бога то, чего не заслуживает. Он думает, что ему все должны. Когда человек обращается к Богу, то начинает видеть себя, свое падение, свою скудость, свое несовершенство и просит Бога, чтобы Господь взял его, руководил им, был ему Отцом. Человек готов Его слушать. Так начинается исправление человека, становление личности.

В раю произошло то же самое: наши прародители Адам и Ева раньше времени дерзнули на то, что не были еще способны воспринимать. Это похищение права знать, видеть, иметь несет человеку повреждение, а не пользу.

Поэтому в подвиге поста от нас требуется смирение пред Богом. От нас требуется сознание, что наша праведность перед Ним ничего не значит. Если даже мы будем класть поклоны каждый день тысячами и стоять в молитве с утра до вечера – это не сама цель. Это только то, что может привести нас к Богу, уподобить Господу, если мы будем через это смиряться.

Сама цель – это стать пред Богом в смирении и быть готовым услышать, что Он от нас хочет. В этом есть праведность, которой от нас хочет Бог, –  не сами по себе подвиги, не сами по себе молитвы и посты, а состояние готовности быть Ему послушными во всем и следовать Его святой воле. Пост, постная диета, молитва, исповедь и послушание – это все должно помогать нам получить такое состояние пред Богом. Нужно быть благоразумными рабами Божиими. Этого требует от нас Господь.

Когда блудный сын захотел получить богатство, он его получил, только пользу от этого не получил. А когда он увидел, что сам ничего не смог сделать, кроме разорения, он вернулся к отцу со смирением и был любезен ему. Отец пожалел его и полюбил, может быть, даже больше, чем того сына, который был рядом с ним всегда. Младший сын нашел мужество в себе и все-таки вернулся к отцу.

Так вот, братья и сестры, весь смысл нашей жизни – это быть всегда с Отцом Небесным, быть всегда в молитве. Конечно, наша жизнь такая, что мы удаляемся от Бога своими грехами, невниманием, неразумием и из-за этого теряем радость и смысл жизни. Что же нужно делать, чтобы обрести полноту жизни, смысл, покой, радость и чувство того, что мы на этой земле существуем не напрасно и движемся в конкретную сторону, приближаясь к Богу? Нужно всегда иметь Бога в разуме, то есть постоянную память о Нем. Апостол Павел пишет, что люди совратились в большие, противоестественные грехи потому, что не стяжали Бога в разуме и удалились от Него: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребство» (Рим. 1:28). Весь смысл, все богатство, все сокровище нашей жизни – это Господь Бог, это Христос. Нужно возлюбить Его, нужно пожелать всегда быть со Христом. Когда мы будем иметь такое желание, скажем: «Встану и пойду к отцу! Буду всегда с отцом! Буду всегда в Боге!»  – тогда наша земная жизнь приобретет смысл, наполнится радостью, мы станем полезными себе и людям. Это есть та жизнь, которую хочет видеть в нас Сам Творец.

Дай Бог, чтобы Господь нас всегда укреплял, чтобы мы имели правильные мысли. Если мы даже когда-то и отходим от Бога невниманием, удаляемся от Него, то чтобы находили в себе силу и мужество вернуться к Нему молитвой, делами, участием в Таинствах, и, главное, всегда пребывая в смирении пред Богом, искали Его святую волю.

В монастыре это достигается намного проще, чем в мирской жизни, но всегда воля Божия совершается через послушание. Послушание, которое возлагается на каждого насельника монастыря, – это и есть воля Божия, потому что управляет послушанием Бог. Игумения и старшие сестры, люди, которые поставлены давать эти послушания, являются орудием Божиим, через которые Господь творит Свою волю.

Когда человек старается во всем быть послушным, он научается смирению, вниманию, становится приятным Богу и людям. С таким человеком хочется быть рядом, общаться. Он становится красивым внутренне и внешне. Такой человек живет в радости и делится ею с другими людьми. Дай Бог, каждому из нас прожить такую жизнь и в вечности остаться в доме Отца Небесного. Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, 16 февраля 2020 г.

Поделитесь с друзьями: