История монастыря

Древняя история

Подпись архимандрита Варлаама (Высоцкого)
Подпись архимандрита Варлаама (Высоцкого)

Монастырь святителя Николая на Сольбе появился в конце XV – начале XVI веков. Первоначально он был мужским и возник на Быльцином поле в 4 км от нынешнего месторасположения. В древности эти места принадлежали Ивану Федоровичу Кошкину и сыну его Захарии, прямым предкам будущей Царской династии Романовых.

Примерно в конце XV века на Быльцином поле устраивается хозяйственное подворье Московского Симонова монастыря, который был основан по благословению преподобного Сергия Радонежского его племянником и учеником иконописцем Феодором, будущим архиепископом Ростовским.

В 1506–1511 годах на месте хозяйственного подворья Симонова монастыря возник Николаевский пустынный монастырь на Сольбе в Быльцино. Произошло это очевидно, с разрешения архимандрита Варлаама, будущего митрополита Московского и всея Руси, который в то время был настоятелем Симонова монастыря.

В этом обстоятельстве можно усмотреть связь Сольбинской обители с преподобным Сергием Радонежским, благословившим основание самого Симонова монастыря. А также духовную связь с преподобным Нилом Сорским, чьим учеником был архимандрит Варлаам.

В Смутное время, примерно в 1609 году, монастырь был полностью уничтожен поляками и разбойниками. Монашеская жизнь прекратилась здесь на 100 лет.Второе рождение обители произошло в 1710 году, когда по прошению архимандрита Варлаама (Высоцкого) владения бывшего Никольского Сольбинского монастыря разрешено было передать под ведение Переславского Борисоглебского монастыря на Песках.

Старинная карта Сольбы
Старинная карта Сольбы

Архимандрит Варлаам (Высоцкий)

Видный церковный деятель своего времени, духовник Императриц Екатерины I и Анны Иоанновны, а также других представителей женской половины Царствующего дома, настоятель Переславского Борисоглебского, затем Переславского Данилова монастырей, настоятель Троице-Сергиевой Лавры и создатель Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом - всю свою жизнь имел особое попечение о Сольбинской пустыни. Его трудами и на его личные средства на Сольбе были построены каменный Успенский храм, и деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. После пожара 1725 года эта церковь вновь отстроена попечением отца Варлаама и им же освящена. Он обеспечивал Сольбинские храмы необходимой утварью, поддерживал хозяйственную деятельность монастыря.

Старинный план монастыря и его земель
Старинный план монастыря и его земель

В разное время настоятелями обители были знаменитые церковные иерархи, такие как епископ Тамбовский и Пензенский Пахомий (Симанский), предок Святейшего Патриарха Алексия I, при котором в 1742 году Сольба получила независимость от Переславского Борисоглебского монастыря; архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Аркадий (Фёдоров) – миссионер, ревностный борец против раскола и язычества; архиепископ Тобольский и Сибирский Владимир (Алядвин), в бытность свою на Костромской кафедре восстановивший Ипатьевский монастырь.

Из благодетелей монастыря прошлых веков хотелось бы упомянуть здесь представителей двух дворянских родов, которые были погребены за алтарем Успенского храма.

Самым близким к Сольбинской обители был старинный дворянский род Спиридовых. В монастыре похоронен Матвей Григорьевич Спиридов (1751–1829) и его супруга, княгиня Ирина Михайловна Спиридова, в девичестве Щербатова, (1757–1827), дочь одного из первых российских историков князя Михаила Михайловича Щербатова.

Матфей Спиридов - благодетель монастыря XVIII в
Матфей Спиридов - благодетель монастыря XVIII в
Ирина Спиридова супруга Матфея Спиридова
Ирина Спиридова супруга Матфея Спиридова

Отец Матвея Григорьевича, Григорий Андреевич Спиридов (1713–1790) – адмирал русского флота, герой Чесмеснского сражения, построил храм в соседнем селе Нагорье, где и был погребен. А Матвей Григорьевич Спиридов добросовестно служил Отечеству сначала в гвардии, затем на гражданской службе. На этом поприще он дослужился до чина действительного тайного советника. Матвей Григорьевич занимался собиранием материалов по истории русского дворянства, он является одним из основоположников русской генеалогической науки.

Из местных дворян наиболее близким к Сольбинскому монастырю был род Лупандиных. Пустошь Быльцино, где первоначально возникла обитель, находилась в совместном владении монастыря и Лупандиных вплоть до 1917 года.

Спиридовы и Лупандины всегда находились с монастырем в добрых отношениях, помогали святой обители и удостоились погребения в Сольбинской пустыни на почетном месте – за алтарем Успенского храма. Место их захоронения известно по сей день.

В конце XIX монастырь пришел в упадок, в нем почти не осталось братии. Поэтому в 1903 году он был преобразован из мужского в женский. Настоятельницей была назначена игумения Макария (Скудина), при которой обитель достигла подлинного расцвета. Здесь подвизалось более 100 сестер, имелось обширное хозяйство и достаток.

Разорение обители

Изъятие продовольствия в Сольбинском монастыре, худ. Владислав Скок, 1960 г., холст, масло
Изъятие продовольствия в Сольбинском монастыре, худ. Владислав Скок, 1960 г., холст, масло

2 декабря 1918 года в монастыре появились 13 вооруженных мужчин под предводительством портного из села Нагорья Григория Гавриловича Павлова, 21 года, и секретаря нагорьевской ячейки РКПб Никиты Ивановича Петухова, 39 лет. Они поставили охрану на воротах, затем силой собрали всех сестер в одном помещении и объявили, что монастырь больше не существует, теперь здесь будет коммуна, а они – ее руководители. Сестры же могут или стать членами коммуны и остаться в ней жить, или собрать вещи и уйти.

Две сестры согласились войти в коммуну. Одна из них была родственницей Григория Павлова. Она была в сговоре с нагорьевскими коммунистами, знала об их приезде и к этому времени собрала сведения обо всех потайных местах в монастыре, где были спрятаны документы и продукты. Вторая – певчая, выносившая свечу во время Богослужения, то есть алтарница. Она жила и воспитывалась в обители с четырех лет! Эти сестры начали агитировать других вступить в коммуну, но все остальные принялись кричать и возмущаться на них. В то время в монастыре было 98 сестер: 15 монахинь и 83 послушницы.

4 декабря 1918 года вышел мандат о ликвидации монастыря, после чего за три дня, с 5 по 7 декабря, под угрозой смерти у сестер отобрали все имущество, нажитое годами. При этом коммунисты продолжали убеждать насельниц вступить в коммуну. Удалось уговорить еще четверых послушниц. Эти сестры показали место за оградой монастыря, где было спрятано разное имущество. В ту же ночь коммунисты заставили 20 пожилых монахинь и послушниц раскопать хранилище с припасами и под дулом пистолета перетаскать тяжелые мешки в монастырь.

Узнав о захвате монастыря, жители окрестных деревень возмутились, и на следующий день у ворот обители собралась толпа крестьян, вооруженных топорами. Однако хватило одного выстрела со стен монастыря и люди бросились бежать.

7 декабря из Переславля на Сольбу прибыло 35 хорошо вооруженных бойцов с пулеметом. Стало очевидно, что сопротивляться бессмысленно. Сестрам монастыря, которые не пожелали остаться в коммуне дали три дня на сборы. Взять с собой разрешили лишь немного личных вещей.

Что же стало с теми шестью сестрами, которые вступили в коммуну? В 1919 году четверо из них жестоко разочаровались в своем выборе и ушли, горько оплакивая свой неосторожный шаг. Еще двое вышли замуж за коммунаров, дальнейшая их судьба неизвестна.

В декабре 1918 года коммунисты с семьями перебрались на жительство в бывший монастырь. В 1919 году Сольба представляла собой хлебное место, поэтому там обосновались все местные партийцы. Им было удобно таким образом переждать трудные времена: кругом шла гражданская война, продразверстка, по которой у крестьян отбирали 50-70% зерна, а порой и все имущество, а жить в коммуне было политически ненаказуемо.

Жизнь коммуны чем-то даже напоминала жизнь монастыря: все трудятся ради общего дела и питаются от своих трудов, при этом успешно ведут хозяйство. Только монастырь, живя так, существовал веками. А коммуна лопнула через несколько лет как мыльный пузырь. В чем же дело?

Главное отличие коммуны от обители – это вера – та цель и тот смысл, который движет всеми действиями людей. Без Бога в этой жизни ничего нельзя создать. И даже если на какой-то миг это будто бы удается, то нельзя удержать и сохранить. На примере истории Сольбы это видно особенно ясно.

В 1923 году коммуна прекратила свое существование.

Коммуна «Новая жизнь», 1919 г
Коммуна «Новая жизнь», 1919 г

Одновременно с коммуной в монастыре размещался детский дом, где дети были настолько безнадзорны, что одну девочку обварили кипятком насмерть, маленького мальчика столкнули с плота в реку и он утонул. А однажды дети собрали солому из матрасов и подожгли дом, в котором жили, только для того, чтобы их увезли куда-нибудь отсюда…

Зачем было так подробно останавливаться на истории разорения монастыря? Нам кажется, она весьма поучительна. Что находили в монастыре до революции местные жители? Помощь, утешение, духовную поддержку. Многие крестьянки из соседних деревень приходили сюда, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Молились они за своих близких, оставшихся в миру, и молитва их как бы распространялась на многие и многие семьи и роды. Отмаливали они родных не в одном поколении.

Что сталось с теми, кто монастырь разорял? Местные жительницы называют имена и фамилии этих людей и одна за другой повествуют о трагических, зачастую постыдно-страшных судьбах их детей и внуков.

За Христа пострадавшие

Изображение

После разгона обители сестры поселились в близлежащих селениях у своих родственников или знакомых. Многие из них зарабатывали на жизнь стеганием одеял. Монахини посещали Успенский храм вплоть до его закрытия в 1937 году, кроме того собирались по домам для совместной молитвы. Так образовался тайный монастырь, включавший от 15 до 20 сестер. Окормлял его игумен Игнатий (Савочкин), настоятель Успенской церкви с 1923 по 1937 год. Община принимала новых членов, отец Игнатий совершал тайные постриги.

Не все сестры и священнослужители Сольбы остались на свободе в годы гонений. Были среди них и те, которые попали в тюрьмы, прошли лагеря, и те, которые пролили за Христа свою кровь. Все они особенно дороги нам, потомкам. Их подвиг для нас – великий пример мужества, верности и бесконечной любви ко Господу. Мы верим, что ныне наш монастырь хранят их молитвы и предстательство пред Богом.

Из сестер прошли лагеря послушницы Анна Никитина и Агриппина Кукушкина.

20 августа 1937 года был расстрелян игумен Игнатий (Савочкин). Вместе с ним расстреляли и иеромонаха Паисия(Елисеева), который успел провести на Сольбе только две службы. Тела мучеников за веру были брошены в общую могилу, местонахождение которой неизвестно.

Единственный священник и духовник женского монастыря, протоиерей Леонид Гиляревский, служил в нем с первых дней до самого закрытия. Затем служил в Церкви Сорока мучеников Севастийских в городе Переславле-Залесском в течение 18 лет вплоть до своего ареста 11 октября 1937 года. Отец Леонид был обвинен как глава «контрреволюционной организации». Его следственное дело было явно сфальсифицировано, как и подавляющее большинство дел того времени. Протоиерея Леонида Гиляревского расстреляли 10 декабря 1937 года.

У отца Леонида и его супруги матушки Надежды было 12 детей. Сестры монастыря знакомы с некоторыми их потомками и поддерживают с ними связь.

На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года был канонизирован священномученик Николай Ершов, который служил на Сольбе в сане диакона в течение 6 лет с 1912 года до самого закрытия обители. Дни его памяти: Собор новомученников и исповедников Церкви Русской (первое воскресенье, начиная с 7 февраля) и 16 декабря – день кончины.

Юдоль скорби

Областная психиатрическая больница на Сольбе, 1970-е
Областная психиатрическая больница на Сольбе, 1970-е

Приблизительно с 1939 года в монастыре открыли Сольбинский детский дом № 4 смешанного типа (то есть для мальчиков и девочек). Как было заведено в то время, в храме разместили столовую, она же являлась одновременно и клубом, в алтаре сделали туалет. В Никольском приделе (сейчас это придел Усекновения главы Иоанна Предтечи) устроили котельную, прорубив выход через алтарь, к храму пристроили огромную кирпичную трубу, выше купола. Пространство Успенского придела разделили на три этажа.

В 1940-х годах на Сольбе находилось около 40 детей с 2-х лет и до 9 класса. В детском доме имелось подсобное хозяйство и мастерские.

В конце 1940-х – начале 1950-х годов детский дом соседствовал с интернатом для инвалидов Великой Отечественной войны. Что это были за инвалиды? По мнению Сталина одинокие инвалиды и калеки войныпортили облик первой в мире страны социализма. Начались «зачистки». Многих калек вывезли на северные острова, а также в бывшие монастыри и «дома закрытого типа с особым режимом». Подобный интернат был создан и на Сольбе. Сюда отправляли лиц, страдавших закрытой формой туберкулеза, не имевших родственников и дохода. Многие из них здесь и умирали.

В 1954 году Сольбинский детский дом закрыли. Через 7 лет в 1961-1962 годах был закрыт и интернат для инвалидов. Вместо него, а точнее из него была создана областная психиатрическая больница «Сольба». К концу 1992 года здесь содержалось 114 больных, в том числе 45 с диагнозом туберкулез легких.

13 сентября 1994 года распоряжением главы администрации Переславского района психиатрическая больница была ликвидирована. Разрушенный и изуродованный монастырь вернули Церкви. Но кто и на какие средства мог начать уборку и строительство в такой глуши, в лесу, вдали от крупных населенных пунктов? В 90-е годы монастырские строения оставались по сути бесхозными, были завалены больничным хламом и мусором. В развалинах ютились, бездомные, наркоманы, алкоголики, мелкий криминальный элемент.

Когда-то святое место люди теперь обходили за версту. Слово «Сольба» стало синонимом горя, скорби и страха.

Возрождение монастыря

Строительство монастыря
Строительство монастыря

Первоначально, как и после польского разорения, решили прикрепить обитель к более крупному Никитскому Переславскому монастырю. Здесь надо заметить, что село Сольба возникло уже после войны, как поселение для сотрудников больницы, лишившихся теперь заработка. Неудивительно, что первоначально местные жители были настроены очень недоверчиво и даже враждебно по отношению к новым соседям.

Никитский монастырь присылал во вновь организованное подворье на послушание то трудников, то священников, то монахов, но при их малочисленности (а это были два-три человека), они не могли взять ситуацию в свои руки.

Как и в начале XX века обитель сделали женской. Пытались назначать настоятельниц, одну за другой 6 человек. Но никто не мог удержаться. Все боялись попасть на Сольбу.

26 января 1999 года настоятельницей Николо-Сольбинского женского монастыря была назначена монахиня Еротиида. 1 февраля Матушка с тремя сестрами прибыли на новое место.

Зима: нет отопления, телефонной связи, транспорта, денег. Жизнь под одной крышей с подозрительными людьми представляла серьезную опасность. Однако именно эти люди оказались в первое время помощниками. Они выполняли те необходимые работы, которые сестры по малочисленности не смогли бы исполнить: возили из леса дрова, кололи их, смотрели за скотиной.

Зима в монастыре
Зима в монастыре

Начало монашеской жизни было положено установлением распорядка дня. Каждый день совершались богослужения, исполнялось монашеское правило, каждой сестре назначались послушания, ежедневно сестры обходили обитель крестным ходом, призывая милость Божию на это место. Однако будущее вызывало большое беспокойство: каким образом удастся наладить духовную жизнь в монастыре? Да и просто каждый день надо было решать, чем кормить сестер.

Первая помощь пришла из Троице-Сергиевой лавры, где подвизался родной брат Матушки в то время иеромонах Феодосий (Гажу), ныне епископ Исилькульский и Русско-Полянский.

Владыка Феодосий помогал и по стройке, и в хозяйственных делах, наставлял своим личным примером, а главное, его молитва на богослужениях вдохновляла и духовно поддерживала в самые тяжелые моменты. В 2005 году он был назначен наместником монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме в Екатеринбурге, а в 2011 году рукоположен во епископа. Сейчас владыка, по благословению правящего архиерея, регулярно приезжает на Сольбу, совершает богослужения, исповедует и причащает сестер.

Современная история

Сольба, наше время
Сольба, наше время

Сегодняшняя жизнь Николо-Сольбинского монастыря — поистине уникальное явление в современной России. В лесу, в значительном удалении от крупных городов, расцветает огромная обитель, по красоте своей способная стать жемчужиной Золотого кольца России.

Именно на наши дни приходится расцвет Николо-Сольбинского монастыря, которого он еще не знал за всю свою более чем 500-летнюю историю.

Трудами и подвигами игумении Еротииды, сестер обители, добрых и неравнодушных людей в монастырь было проведено электричество, телефонная и сотовая связь, оптиковолоконный интернет, все коммуникации, сделаны дороги. В 2013 году был проведен газ, который тянули ради монастыря 70 км из г. Переславля, попутно газифицировав все деревни.

В монастыре построено и строится 12 храмов, часовня, купальня на источнике, жилые и хозяйственные помещения, рукодельные мастерские, создан медицинский центр.

При обители открыты Первый православный колледж, общеобразовательная школа «Добрая школа на Сольбе» и детский сад. Воспитанницы школы и колледжа получают прекрасное духовное и светское образование, обучаются пению и музыке, живописи и иконописи, вышивке и шитью, различным видам рукоделия, театральному искусству, кулинарии.

Идет едва ли не уникальный эксперимент, когда монастырь формирует возможность зарождения вокруг себя как центра духовной жизни современного поселения с образовательной, медицинской и иной инфраструктурой.

Восстановление из небытия Николо-Сольбинского женского монастыря – это большое чудо. Многие, знавшие это место до начала строительства, со слезами умиления смотрят на монастырь сегодня и осознают, что не человеческие силы создали всю эту красоту. Каков бы ни был человек – с железным здоровьем, с блестящим умом и способностями – он не может сделать это. Здесь дело промысла Божия и благодати Божией. Многие, впервые побывав в монастыре, не могут поверить, что все вокруг строения новые, возникшие за 10-15 лет. Тем более трудно поверить, что все созданное было возведено и продолжает возводиться за счет пожертвований, собранных с большим трудом «с миру по нитке».

Слава Богу! Господь сподобил и помог сделать то, что сделано. Но для обеспечения жизнедеятельности монастыря, детского приюта, школы и колледжа постоянно нужны средства. Мы просим Вашей помощи! Мы открыты для общения и предложений, могущих решить насущные проблемы и нужды обители.

Дорогие единомышленники, присоединяйтесь, помогайте! Вы быстро убедитесь, что приняли самое важное решение в жизни. Жизнь обретет высший смысл. Вы оставите после себя добрый след на земле.

Обращаемся к тем людям, которые по силе и возможности приняли участие в созидании этого святого места лептой, советом, трудом. Имена Ваши Господь знает, а мы за Вас всех молимся. Низкий Вам поклон, дорогие благодетели, люди Божии, патриоты, единомышленники!