Древняя история
Монастырь святителя Николая на Сольбе появился в конце XV – начале XVI веков. Первоначально он был мужским и возник на Быльцином поле в 4 км от нынешнего месторасположения. В древности эти места принадлежали Ивану Федоровичу Кошкину и сыну его Захарии, прямым предкам будущей Царской династии Романовых.
Примерно в конце XV века на Быльцином поле устраивается хозяйственное подворье Московского Симонова монастыря, который был основан по благословению преподобного Сергия Радонежского его племянником и учеником иконописцем Феодором, будущим архиепископом Ростовским.
В 1506–1511 годах на месте хозяйственного подворья Симонова монастыря возник Николаевский пустынный монастырь на Сольбе в Быльцино. Произошло это очевидно, с разрешения архимандрита Варлаама, будущего митрополита Московского и всея Руси, который в то время был настоятелем Симонова монастыря.
В этом обстоятельстве можно усмотреть связь Сольбинской обители с преподобным Сергием Радонежским, благословившим основание самого Симонова монастыря. А также духовную связь с преподобным Нилом Сорским, чьим учеником был архимандрит Варлаам.
В Смутное время, примерно в 1609 году, монастырь был полностью уничтожен поляками и разбойниками. Монашеская жизнь прекратилась здесь на 100 лет.Второе рождение обители произошло в 1710 году, когда по прошению архимандрита Варлаама (Высоцкого) владения бывшего Никольского Сольбинского монастыря разрешено было передать под ведение Переславского Борисоглебского монастыря на Песках.
Архимандрит Варлаам (Высоцкий)
Видный церковный деятель своего времени, духовник Императриц Екатерины I и Анны Иоанновны, а также других представителей женской половины Царствующего дома, настоятель Переславского Борисоглебского, затем Переславского Данилова монастырей, настоятель Троице-Сергиевой Лавры и создатель Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом - всю свою жизнь имел особое попечение о Сольбинской пустыни. Его трудами и на его личные средства на Сольбе были построены каменный Успенский храм, и деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. После пожара 1725 года эта церковь вновь отстроена попечением отца Варлаама и им же освящена. Он обеспечивал Сольбинские храмы необходимой утварью, поддерживал хозяйственную деятельность монастыря.
В разное время настоятелями обители были знаменитые церковные иерархи, такие как епископ Тамбовский и Пензенский Пахомий (Симанский), предок Святейшего Патриарха Алексия I, при котором в 1742 году Сольба получила независимость от Переславского Борисоглебского монастыря; архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Аркадий (Фёдоров) – миссионер, ревностный борец против раскола и язычества; архиепископ Тобольский и Сибирский Владимир (Алядвин), в бытность свою на Костромской кафедре восстановивший Ипатьевский монастырь.
Из благодетелей монастыря прошлых веков хотелось бы упомянуть здесь представителей двух дворянских родов, которые были погребены за алтарем Успенского храма.
Самым близким к Сольбинской обители был старинный дворянский род Спиридовых. В монастыре похоронен Матвей Григорьевич Спиридов (1751–1829) и его супруга, княгиня Ирина Михайловна Спиридова, в девичестве Щербатова, (1757–1827), дочь одного из первых российских историков князя Михаила Михайловича Щербатова.
Отец Матвея Григорьевича, Григорий Андреевич Спиридов (1713–1790) – адмирал русского флота, герой Чесмеснского сражения, построил храм в соседнем селе Нагорье, где и был погребен. А Матвей Григорьевич Спиридов добросовестно служил Отечеству сначала в гвардии, затем на гражданской службе. На этом поприще он дослужился до чина действительного тайного советника. Матвей Григорьевич занимался собиранием материалов по истории русского дворянства, он является одним из основоположников русской генеалогической науки.
Из местных дворян наиболее близким к Сольбинскому монастырю был род Лупандиных. Пустошь Быльцино, где первоначально возникла обитель, находилась в совместном владении монастыря и Лупандиных вплоть до 1917 года.
Спиридовы и Лупандины всегда находились с монастырем в добрых отношениях, помогали святой обители и удостоились погребения в Сольбинской пустыни на почетном месте – за алтарем Успенского храма. Место их захоронения известно по сей день.
В конце XIX монастырь пришел в упадок, в нем почти не осталось братии. Поэтому в 1903 году он был преобразован из мужского в женский. Настоятельницей была назначена игумения Макария (Скудина), при которой обитель достигла подлинного расцвета. Здесь подвизалось более 100 сестер, имелось обширное хозяйство и достаток.