Игумения Еротиида
Игумения Еротиида

Игумения Еротиида

Игумения Еротиида (Гажу Елена Михайловна) родилась 18 октября 1965 года в г. Кишиневе.

Имеет среднее и высшее образование. Обучалась в Торгово-кулинарном училище г. Кишинева по специальности «Технолог общественного питания». И в Уральском гуманитарном институте на факультете психологии по специальности «Психология», квалификация: Психолог. Преподаватель психологии.

С 2019 года – член Петровской Академии наук и искусств.

В 1988 году поступила в Толгский женский монастырь, пострижена в иночество в 1989 году, в монашество – в 1994 г.

26 января 1999 года указом архиепископа Ярославского и Ростовского Михея была назначена настоятельницей Николо-Сольбинского женского монастыря.

13 сентября 2003 года возведена в сан игумении.

Награды

Церковные награды

  • Орден Русской Православной Церкви святой равноапостольной княгини Ольги III степени, 18.10.2005 г.
  • Патриаршая награда «Право ношения креста с украшениями», 08.04.2014 г.
  • Юбилейная медаль Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира», 02.09.2015 г.
  • Медаль Переславской епархии Русской Православной Церкви преподобного Даниила Переславского III степени, 13.09.2024 г.
  • Юбилейная медаль Ярославской епархии Русской Православной Церкви «700 летие явления Толгской иконы Божией Матери», 21.08.2014 г.

Ведомственные награды

  • Знак отличия Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации «За заслуги» за большой вклад в духовно-нравственное воспитание военнослужащих и членов их семей, сохранение культурных ценностей, 19.08.2024 г.
  • Почетная грамота Министерства просвещения РФ за добросовестный труд, достижения и заслуги в сфере образования, 06.11.2020 г.
  • Благодарственное письмо Министра просвещения РФ за добросовестный труд, высокий профессионализм и большой личный вклад в развитие образования, 2023 г.

Региональные награды

  • Медаль «За труды во благо земли Ярославской» II степени, 02.08.2024 г.
  • Почетная грамота Губернатора Ярославской области за укрепление духовных традиций и нравственных основ, большую просветительскую деятельность и в связи с 1015-летием основания Ростово-Ярославской епархии, октябрь 2006 г.
  • Почетная грамота Ярославской областной Думы за многолетнюю плодотворную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения на территории Ярославской области, 24.09.2024 г.
  • Благодарственное письмо Губернатора Ярославской области за активное участие в подготовке и проведении Дней Ярославской области в Совете Федерации Федерального Собрания РФ 18–20 марта 2024 г., май 2024 г.

Региональные ведомственные награды

  • Почетная грамота Министерства культуры Ярославской области за большой вклад в развитие культуры и искусства Ярославской области, активное участие в культурной жизни региона, 20.08.2024 г.
  • Почетная грамота Министерства труда и социальной поддержки населения Ярославской области за организацию и проведение особо значимых мероприятий в сфере социальной защиты населения Ярославской области и активное участие в них, 05.09.2024 г.
  • Почетная грамота Министерства образования Ярославской области за многолетний плодотворный труд, личный вклад в развитие системы образования Ярославской области, 24.09.2024 г.

Общественные награды

  • Орден Святого Страстотерпца Царя Николая за заслуги в развитии Российской Государственности и многолетние труды во славу Русской Православной Церкви, вручен 01.11.2011 г. Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви Митрополитом Восточно-Американским Иларионом.
  • Орден «Честь и Слава Великой России» за выдающийся вклад в дело духовного возрождения монашеской жизни монастырей; за участие в общественных проектах, направленных на духовно-нравственное становление нации, 29.03.2016 г.
  • Орден «За веру и верность» Московского фонда мира, 21.09.2016 г.
  • Орден К. Минина и Д. Пожарского «Персона эпохи» Национальной академии общественного признания заслуг и достижений граждан за патриотическое воспитание подрастающего поколения, активную патриотическую позицию и вклад в развитие гражданского общества и народного единства, 05.06.2023 г.
  • Медаль «За верность долгу и Отечеству» Союза десантников России, вручена 12.08.2008 г. маршалом Советского Союза В. Г. Куликовым.
  • Медаль «Русская Земля» Общероссийского общественного движения «Россия Православная», 13.07.2009 г.
  • Медаль «Святая Императрица Александра Федоровна» за полезные труды I степени Международного фонда «Царский» в благодарность за многолетнее служение на благо Русской Православной Церкви, за большой вклад в дело просвещения и социального служения, за безграничную любовь к Богу и людям от, 18.10.2015 г.
  • Диплом лауреата премии имени великой княгини Елисаветы Федоровны Императорского православного палестинского общества в номинации «Бескорыстное служение делу милосердия, благотворительности и гуманитарного образования молодого поколения», 2020 г.
  • Почетная грамота Российского Красного Креста за добросовестную активную работу во имя служения идеям милосердия и гуманизма, 11.04.2017 г.

История семьи

Семья у нас большая, дружная: пять сестер и брат. Нас с малолетства воспитывали в православной вере. Мы соблюдали все правила и традиции православной церкви: молились, постились, причащались, ездили по святым местам, каждое воскресенье ходили в храм вместе с родителями. Нас всех приучали к труду, уважению старших. Родители были люди простые, рабочие. В праздники дома бывало особенно торжественно, приезжало много гостей, среди которых были священники. Вся моя семья, кроме старшей сестры, выбрала путь служения Богу в монашеском чине. Это благодаря родителям, которые сами в свое время очень хотели посвятить свою жизнь Богу.

Мой дедушка Александр был глубоко верующим, добрым человеком, все время молился. У них с бабушкой было десять детей. Папа был самым старшим. Когда ему было 18 лет, он с бабушкой поехал в Кицканский монастырь (пригород г. Бендеры в Молдавии), в котором очень хотел остаться. В этот день после службы объявили о закрытии монастыря. Всех стали насильно выгонять из храма. Папа взялся за амвонную оградку и сказал, что никуда не уйдет. Бабушка его уговаривала: «Пойдем, Миша, времена меняются, правители меняются, ты еще молодой, еще успеешь, все впереди». Они ушли домой. Когда вернулись, дедушки дома уже не было: его отправили в ссылку. Потом вернули, а после забрали уже навсегда. В наше время нашли сведения, что его расстреляли в России, в Сибири. Бабушку с детьми тоже сослали в Сибирь. Самый младший был тогда младенцем. Десять лет были в ссылке. Папа работал в шахтах на золотодобыче, заботился обо всей семье. Потом все вернулись на родину. Бабушке нужна была помощница по хозяйству, и она благословила папу жениться на маме – они не знали друг друга, но бабушки были знакомы еще до ссылки.

У папы всю жизнь было желание служить Богу. Когда он вышел на пенсию, то поступил в монастырь, тот самый, в котором когда-то в юности хотел остаться. Этот монастырь открылся после лихолетья. Туда, по промыслу Божию, был назначен на кафедру архиереем владыка Викентий, ныне Митрополит Ташкенсткий и Узбекистанский, родители которого были близки с моими родителями. В этом монастыре мои родители приняли монашеский постриг. Папа - с именем Феофан, а мама - с именем Домника. Владыка благословил маму в женский монастырь. А папа до последних дней служил все в том же монастыре, выполняя разные послушания. Несмотря на преклонный возраст, он поступил в семинарию, учился, очень старался, был рукоположен в диаконы, потом в священники. Скончался в 1995 году, похоронен на монастырском кладбище. Папе Господь открыл заранее день его кончины: он сказал келейнику, что через несколько дней приедет женщина, у которой много дочерей по монастырям, и оставил нам посылку и письмо.

После смерти папы владыка Викентий благословил маму в Дивеевский монастырь, где она подвизалась 10 лет. Я забрала ее на Сольбу, когда мама очень сильно заболела, постаралась сделать для нее все возможное, чтобы обеспечить спокойную старость.

В 2005 году она приняла схиму с именем Серафима. Всю жизнь несла послушание молиться за монастырь, за всех, просящих молитвенной помощи, особенно за благодетелей. Схимонахиня Серафима отошла ко Господу 9 ноября 2021 года, в день памяти мученицы Еротииды. Похоронена возле Покровского придела Успенского храма на монастырском кладбище.

История монахини

Хозяйские заботы
Хозяйские заботы

Мама в детстве имела большую любовь к монашествующим, мечтала о такой жизни, особенно уважала священнослужителей. И детей воспитывала почитать и уважать их. До рождения каждого из нас она молилась о будущем ребенке. Всех нас вручила Богу еще до рождения.

В юности я получила образование технолога общественного питания, но никогда не работала по специальности, сразу была призвана Господом на служение Церкви. Пока была школьницей, ездила по монастырям. 7 ноября 1984 года по благословению своих родителей и духовного отца приехала в Сергиев Посад, где три года трудилась в Московской Духовной Академии, вела учет продуктов на продовольственном складе.

12 марта 1988 года приехала в Толгский монастырь, где осталась. Это первый в России монастырь, открывшийся после гонений. Был один в Молдавии, один в Эстонии, несколько на Украине. Поступить было трудно, особенно молодому человеку. Все молодые люди должны были числиться на мирской работе и иметь прописку по месту жительства.

Моя старшая сестра, монахиня Филофея, уже жила в Покровском монастыре в Киеве. Мы ее навещали. Сестры Покровского монастыря обязательно работали в городе на разных работах: санитарками, медсестрами, уборщицами. Когда власти приезжали с проверками в монастыри, сестры прятались на чердаках. Государство следило за тем, чтобы молодежь не поступала в монастыри. Кроме работы в миру, сестры выполняли все монастырские послушания. Так жили в то время.

Я оказалась одной из первых послушниц Толгского монастыря. Была свидетельницей возрождения из руин этой славной обители. Через 11 месяцев была пострижена в инокини, через несколько лет – в монахини. Несла различные послушания в течение 11 лет.

Самое первое мое послушание было на кухне. Правящий тогда владыка Платон назначил меня «заведующей столовой». Приходилось заниматься и снабжением, и складами, и приготовлением пищи. В то время в монастыре работало уже более 70 человек: реставраторы, охранники, водители, электрик, сантехник. По выходным приезжало очень много паломников. Их тоже приходилось кормить, обслуживать. За продуктами ездила в Ярославль, просила милостыню по предприятиям. Нужно было вернуться с продуктами, успеть приготовить и накормить, и это все без денег. Было такое чудо: всем всегда хватало еды и не оставалось лишнего, за что я очень переживала, так как не было холодильников, чтобы хранить продукты.

Трудилась я и на других послушаниях: на просфорне, в прачечной, в газовой котельной, на цветах, на пчельнике, пела на клиросе, шила, вышивала, участвовала в общих послушаниях. Была помощницей благочинной. Впоследствии сама несла послушание благочинной. По благословению правящего тогда владыки Михея организовала швейную мастерскую в Ярославле для пошива священнических и монашеских облачений.

История настоятельницы

Реставрационные работы в храме
Реставрационные работы в храме

В 1999 году Указом владыки Михея меня назначили настоятельницей Николо-Сольбинского монастыря. Сначала со мной были три молоденькие сестры из швейной мастерской. Когда я уезжала, они очень просили взять их с собой.

Последние годы моей жизни на Толге были особенно тяжелыми: я очень болела, долго лежала в больнице, получила группу инвалидности. Не было надежды на жизнь. Первая ночь, проведенная на Сольбе явила настоящее чудо: наутро я оказалась совершенно здоровой, как будто оковы спали с меня, ощутила легкость, прилив сил, бодрое настроение. С тех пор не перестаю трудиться и благодарить Господа за Его всеблагой промысел обо мне и о всех людях Божиих, за все те чудеса, которые постоянно происходят в обители на наших глазах.

Когда меня назначили на Сольбу, не было надежды, что можно здесь что-то сделать, до того запущено все было. В течение года здесь поменялось шесть настоятельниц. Я думала: хоть был бы какой уголочек, чтобы литургию служить, чтобы печка была для тепла. Кто мог тогда представить, что такое чудо будет, монастырь возродится?

Первое лето на Сольбе я почти не спала – столько энергии было. Перед тем, как меня сюда направили, писала письма отцу Иоанну (Крестьянкину), отцу Кириллу (Павлову): я же такая больная, как меня могут назначить? И не получала ответов, пока не оказалась на Сольбе.

Сначала все время приходилось думать, как с голоду не умереть, места незнакомые, машины нет. Думала, чем буду кормить девочек здесь. Пришла такая мысль: кабачки растут везде и без особого ухода, они большие и их много. Готовить можно и сразу, и на зиму. Кабачки уродились! Мы и икру делали, и тушили, и жарили, и солили, и сушили, даже варенье варили. На праздник преподобного Сергия владыка Михей пожертвовал нам первую машину. Стали грузить кабачки. Машина села до упора, я спрашиваю водителя: можно ли еще грузить? Можно, говорит. Мотор закипел. Поехали в Москву продавать, но не знали кому. Ходили по магазинам. Нашли одну женщину, у нее был овощной магазин. Она взяла все за 3 000 рублей – первый наш заработок.

С нами вместе в сестринском корпусе жили бомжи. А двери не запирались. На Пасху они устроили себе праздник, выпили, конечно, на колокольню залезли, звонили, драться начали. И так целую неделю. Было страшно. Утром я пошла к ним. Сама перекрестилась, их перекрестила и, сонным им, скомандовала: «А ну собирайтесь и идите отсюда!» Удивительно, но послушались. Подошли к трансформатору, на прощанье хотели нам свет отключить. Я боялась, ведь ничего не закрывалось тогда. В конце концов, послушались меня эти бомжи и ушли от нас. Но долго еще эта история продолжалась, потому что они нам своих друзей, других бомжей, присылали.

Первые шесть лет возрождать обитель помогал мой родной брат, владыка Феодосий, в то время иеромонах, насельник Троице-Сергиевой лавры. У него тогда было послушание на просфорне в Лавре. И вот он выпечет просфоры, и к нам добирается. Каждый раз думал, найдет ли нас живых и не случилось ли чего. Обязательно что-нибудь привезет покушать – и обратно на просфорню. Кого-нибудь из батюшек привезет, устроит службу поторжественнее…

Первое время у нас была большая проблема со священниками. Даже на одну службу было трудно выпросить кого-то, никто не хотел ехать, потому что останавливаться было негде.

Я ездила в лавру и просила у благочинного (сейчас он – Архангельский владыка Даниил). Вот я стою целый день на проходной и жду, пока мне дадут батюшку. И всегда давали кого-нибудь. Однажды я поехала к владыке Феогносту и попросила моего брата, и владыка мне не отказал. С тех пор отец Феодосий служил у нас.

Он помогал и по стройке, и в хозяйственных делах, много жертвовал собой ради монастыря. А главное, его молитва на богослужениях вдохновляла и духовно поддерживала в самые тяжелые моменты. В 2005 году он был назначен Наместником монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме в Екатеринбурге. А в 2011 г. хиротонисан во епископа. Сейчас он возглавляет Исилькульскую епархию в Омской митрополии.

По милости Божией, я имела редкостную возможность руководствоваться советами духовных людей, старцев и набираться опыта. Первые годы монашеской жизни встречалась и переписывалась с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), а впоследствии с архимандритом Кириллом (Павловым). Многим обязана владыке Викентию, которого приходилось мне часто беспокоить еще до поступления в монастырь. И даже сейчас, несмотря на свою немыслимую занятость, владыка всегда оказывает помощь и поддержку. С благодарностью вспоминаю игумена Бориса (Долженко), который оказался неравнодушен к моим трудностям, когда я болела, будучи насельницей Толгского монастыря. Батюшка был у нас в монастыре на Толге духовником. Особенно благодарю мою матушку, игумению Варвару, настоятельницу Толгского монастыря, за те уроки, свидетельствующие о подлинной любви, которые я получила под ее руководством. Сейчас у меня есть возможность осуществить то, чему я была научена, и, благодаря приобретенному опыту, помочь сестрам вверенной мне обители. Как меня учили и воспитывали, так и я стараюсь привить сестрам любовь к Господу и преданность служению Ему – это самое главное.

Теперь, конечно, монастырь преобразился. Благодарю всех благодетелей, которые оказали посильную помощь в восстановлении обители. Их имена поминаются за каждым богослужением в особой молитве. Также они записаны в личных синодиках сестер. Если кто-то из благодетелей нуждается в молитвенной помощи, мы всегда откликаемся. Они становятся нашими близкими, к которым мы относимся с особой теплотой.