Успенский храм

Успенский храм – это первое каменное строение на Сольбе. В XVIII веке, когда стараниями архимандрита Варлаама (Высоцкого) была возрождена древняя Николаевская пустынь, уничтоженная в Смутное время при нашествии поляков, каменное строительство могли позволить себе только достаточно богатые и славные монастыри.

В 1731 году архимандрит Варлаам, подает прошение Императрице Анне Иоанновне о строительстве Успенского храма:

«Всеприсветлейшая Державнейшая Великая Государыня Императрица Анна Иоанновна Самодержица Всероссийская!

В Переславском уезде Залеского синодалной епархии ведомства моего имеется Николаевская пустыня что на реке Солбе, а в ней имеется церковь во имя великого святителя Николая Чудотворца деревянная, а ныне по обещанию моему нижеименованного и прочих христоподражателных вкладчиков желаем совоздвигнуть в той пустыне каменную соборную церковь во имя Успения Пречистыя Богородицы со двумя пределы, первый во имя Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи, второй во имя великого святителя Николая Чудотворца, а без повеления Вашего Императорского Величества и без благословенной грамоты из Святейшего Правительствующего Синода учинить не смеем (…)

Вашего Императорского Величества нижайший богомолец Варлаам, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря».

Разрешение на строительство каменной Успенской церкви было получено 28 декабря 1731 года. Но приделы в то время устроены не были. Их сделали уже впоследствии.

В 1805 году слева освятили придел святителя Николая, куда перенесли иконостас из обветшавшего к тому времени Никольского храма. А в 1862 году с правой стороны устроили придел Покрова Пресвятой Богородицы. Причем трапезная часть церкви, где находились приделы, была теплой.

В 1808 году ветхую деревянную колокольню разобрали и начали постройку каменной трехъярусной.

В 1905 году, когда уже монастырь стал женским, в Успенском храме было устроено духовое отопление, и весь он обращен в теплый. Вместо прежних полов, частично деревянных, сделали полы мозаично-мраморные.

Столетия назад Успенский храм украшала резьба и иконы, росписи на стенах никогда не было. Описывая убранство храма, летописец отмечает: «Иконостас столярный, с приличной резьбой XVIII века… Над престолом устроена сень». Надо сказать, что эти особенности с любовью воссозданы в современном убранстве храма. Не только иконостас, но и весь храм украшен резьбой, а над престолом возвышается великолепная сень.

В настоящее время главный придел посвящен Успению Пресвятой Богородицы, а два других – Усекновению главы Иоанна Предтечи (как изначально хотел отец Варлаам) и Покрову Божией Матери (так как святителю Николаю в монастыре построена отдельная церковь).

В 1999 году, когда монастырь был возвращен Церкви после 70 лет разрухи и запустения, первым начали восстанавливать исторический Успенский храм.

14 октября 2001 года был освящен правый Покровский придел.

13 сентября 2003 года освящены центральный Успенский придел и левый – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В Успенском храме находится главная святыня монастыря – икона святителя Николая с частицей мощей. А также другие святыни: икона Почаевской Божией Матери с частицами мощей преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, икона Пресвятой Богородицы Феодоровская – список с чудотворной иконы, частица мощей Иоанна Крестителя и ковчеги с частицами мощей многих святых.

С Божией помощью вернулись в обитель две иконы, бывшие до революции на монастырских воротах: святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Сейчас они находятся на фасаде Успенского храма по обе стороны от крыльца.

Изображение

Успение Пресвятой Богородицы

В честь и память Успения Божией Матери с древнейших времен христианства установлен Церковью праздник 28 августа. Он называется двунадесятым, то есть одним из двенадцати главных православных праздников.

Успение - это день смерти Пресвятой Богородицы. В сознании людей смерть ассоциируется с горем, слезами, разлукой навсегда. Не такова смерть Пречистой Девы Марии. Для Нее она была прежде всего встречей с Ее Сыном и Господом. Вот почему Божия Матерь обрадовалась, когда во время молитвы в Гефсиманском саду Ей явился Архангел Гавриил с пальмовой ветвью в руках и сказал, что через три дня наступит ее блаженная кончина.

Спустя три дня в дом Пресвятой Богородицы чудесным образом собрались апостолы. Ангелы принесли их из дальних стран, где они проповедовали Слово Божие. Они простились с Богоматерью и стали свидетелями Ее успения. Сам Христос, окруженный множеством Ангелов и святых, пришел забрать Ее душу.

Тело Пречистой Девы погребли в Гефсимании, недалеко от Гроба Господня, где она любила подолгу молиться. Во время похоронной процессии произошел чудесный случай. Иудейский священник Афоний, ненавидевший христиан, приблизился ко гробу и хотел перевернуть его. Тут же обе его руки отсек Ангел. Ужаснувшись силе Божией, Афоний покаялся и обратился в христианство, тогда руки его мгновенно исцелились.

Но самое большое чудо произошло, когда пришел апостол Фома. Он опоздал на погребение не по своему нерадению, но по промыслу Божию. Через этого апостола, который часто пропускал важные события, являлись людям особые Божественные откровения. Чтобы апостол Фома мог проститься с Божией Матерью, для него открыли гроб. Но тела Пресвятой Богородицы в нем не было. Православная Церковь верит, что Господь воскресил Свою Матерь и забрал на небо вместе с телом.

В тот же день во время трапезы апостолам явилась Пресвятая Богородица со множеством ангелов в небесной славе. Она сказала им: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами». Отсюда в православных монастырях установилась традиция совершать на праздничных трапезах Чин о Панагии (Панагия с греческого переводится как «Всесвятая»).

В церковнославянском языке слово «успение» означает «сон». Ведь смерть – это не конец, а начало другой жизни. Усопший лишь на время оставляет этот мир, чтобы снова воскреснуть в День Второго пришествия Христа на землю. Пресвятая Богородица своим успением явила нам пример того, какой может быть человеческая жизнь и смерть.