История школ при монастырях
История школ при монастырях имеет многовековую традицию.
Первые монастырские школы посвились в древних египетских монастырях IV века с началом самого монашества, в частности, в монастырях преподобного Пахомия Великого († 348). В это же время были организованы школы в Понте и Каппадокии, в монастырях святителя Василия Великого († 379). Обучение начиналось с 7 лет, но даже с младенческого возраста дети могли быть приняты в монастырские школы-приюты в силу сложившихся жизненных обстоятельств.
Святитель Василий Великий в первую очередь говорит о принятии в такие школы детей-сирот, а затем упоминает тех детей, которые «зависят от воли родителей… которых сами родители приводят». Готовили в таких школах не обязательно будущих монахов, но прежде всего, достойных членов общества.
Дети жили в особом доме на территории монастыря или поблизости (как, например, в Студийской обители), под началом специально поставленных для этого учителей. Известны примеры, когда учителями становились сами монашествующие и даже игумены и игумении монастырей.
В Антиохии христианские школы для детей существовали с IV века, и большей частью это были школы, устроенные преподобными отцами-отшельниками. В такой школе учился, а затем был наставником преподобный Ефрем Сирин († 373–379). Позже святой Ефрем открыл подобную школу в Едессе.
Постепенно появились школы для детей в монастырях Палестины. Здесь школы чаще организовывались при киновиях, то есть общежительных монастырях. Так в монастыре преподобного Феодосия Великого († 529) воспитывались дети. Имела свою школу Великая Палестинская Лавра святого Саввы Освященного. Преподобной Феодор Cтудит († 826) также основал в своем монастыре школу.
На Востоке в IX веке святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, просветители славян, основали школы для детей в Моравии и Болгарии.
В Европе первая известная школа для девочек возникла в IX веке на Киевской Руси в первом русском женском монастыре, Андреевском. Этот монастырь основал сын Ярослава Мудрого, Всеволод Ярославич, для своей дочери Анны, где она стала игуменией. В монастыре Анна открыла школу для девочек, где обучала их грамоте, ремеслам, пению и шитью.
Монастыри всегда являлись центрами книжности, просвещения, благотворительности и общественного служения. А в XIX веке наличие школы или приюта было непременным условием для создания монастыря. Образование и воспитание, полученное в монастырях, высоко ценилось в дореволюционной России и в европейских странах.
В Николо-Сольбинском женском монастыре одним из основных направлений деятельности является воспитание и образование детей и молодежи.