О монашеской одежде

Изображение

«Облачение в монашеские одежды – это таинство, как и возлагание венцов в браке. Ты надеваешь монашеское одеяние вместо венцов. И так уневещиваешься Христу, давая обет девства до конца жизни». Преподобный Иосиф Афонский

Черное монашеское облачение. У одних оно вызывает печаль и сожаление, у других недоумение и вопросы. По какой причине отличается оно от обычной мирской одежды? Почему оно именно черного цвета? Есть ли у него какое-то символическое значение?

Святые отцы говорят, что подобно тому, как воины, поступая на военную службу, оставляют прежние свои одежды и облекаются в воинские, так и монах, как воин Христов, облекается в особые одежды, как бы во вся оружия Божия, по выражению апостола Павла.

Черный цвет монашеского одеяния символизирует покаяние, отречение от мира, умирание для всего мирского, дабы ожить для Бога.

Также и все части монашеского облачения имеют свое символическое значение. Рассмотрим их в том порядке, в каком они надеваются во время монашеского пострига.

Прежде всего, власяница, или хитон. Сейчас так называется длинная нательная рубашка из простой ткани. Раньше власяница ткалась из верблюжьего волоса или овечьей шерсти (отсюда и ее название) и сильно кололась. Это постоянно служило для монаха напоминанием о необходимости безропотного терпения всех жизненных трудностей, поношений от людей, разнообразных скорбей и бед.

Поверх власяницы надевается параман. Это небольшой четырехугольный плат с изображением креста и других орудий страдания Спасителя, а также с изображенными на нем словами святого апостола Павла из его послания к галатам: "Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу" (Гал. 6, 17). Параман является символом обручения великого ангельского образа символом того креста, который должен взять на себя человек, чтобы следовать за Христом (см. Мк. 8:34).

Параман носится на спине, а от четырех его углов идут четыре шнура, которые соединяются с деревянным нагрудным параманным крестом, на котором имеются специальные петли для завязывания шнуров.

Затем надевается подрясник (черное платье), своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты. Это повседневная одежда монашествующих. Различают греческий, русский и болгарский покрой подрясника.

Пояс, которым подвязывается подрясник, по объяснению преподобного аввы Дорофея, также имеет свое символическое значение. Прежде всего, по словам преподобного, он является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию и телесным трудам, ведь и в обычной жизни мы, желая приступить к какому-либо делу, сначала опоясываемся и уже потом начинаем трудиться. Во-вторых, поскольку пояс в древности делался из кожи убитых животных, можно считать его и символом умерщвления похоти, а также напоминанием слов апостола: "Умертвите уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую…" (Колос. 3,5).

Следующая одежда - ряса, называемая в чине монашеского пострига "ризой веселия и радования". Это одеяние знаменует собой отложение всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанное 

духовное радование, приобретаемое монашествующим благодаря стяжанию благодати Святого Духа. Ряса имеет длинные широкие рукава и свободный покрой. Различают русский и греческий покрой рясы.

Вслед за рясой надевается мантия – длинный свободный плащ, покрывающий все тело. Закрепляется только на вороте. Символизирует полное отречение от мира, поскольку полностью скрывает фигуру человека. В чине пострига мантия именуется "ризой спасения" или "одеждой нетления и чистоты". На мантии сорок складок по числу дней поста и искушения Спасителя в пустыне, что должно напоминать о необходимости поста и духовной борьбы. 

Святые отцы сравнивали мантию с епанчами – широкими плащами воинов, которые были похожи на царскую багряницу и по которым все узнавали, что они служат царю. Так и мантия является знаком того, что монах - это воин Христов.

Кло́бук - головной убор в виде усеченного конуса, расширенного кверху с подшитой длинной черной тканью (на́меткой). В чине пострига клобук именуется шлемом спасения, согласно словам святого апостола Павла: "И шлем спасения восприимите во еже возмощи стати противу кознем диавольским" (Ефес. 6, 11,17).

Апостольник – женский головной убор, который выглядит как большой платок, сшитый в форме колокола с отверстием для лица и завязками по бокам, закрывающий спину и грудь. Это часть повседневной одежды всех монашествующих женского пола. Происходит от древнего женского головного убора мафория, который можно увидеть на иконах Пресвятой Богородицы.

Обувается при пострижении монах в сандалии, "чтобы неуклонно поспешал по пути евангельскому, как бы бежал горe, где он сподобится назначенной нам жизни небесной", - говорит святитель Симеон Фессалоникийский.

Наконец, вручаются монашествующему четки, называемые мечом духовным, и завещается непрестанное моление молитвой Иисусовой: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), упражнение в непрестанной молитве является обязанностью каждого инока, возложенной на него заповедью Божией и иноческими обетами.

Таково облачение тех, кто сподобился пострижения монашество, то есть в малую схиму, или мантию. Те же, кто принял постриг в великую схиму или великий ангельский образ, надевают еще куколь с аналавом и великий параман.

Схимнический параман отличается от монашеского бóльшими размерами и многокрестием (включает в себя 40 вязанных крестов).

Аналав – носится поверх рясы и представляет собой длинный черный отрез ткани в форме креста, концы которого ниспадают на плечи, спину и грудь. На аналаве вышиваются изображения Голгофского Креста, херувимов и серафимов, а также слова молитвословий (чаще всего Трисвятое или стихи из псалмов).

В современной практике к аналаву подшивается куколь – монашеский капюшон. Он напоминает чепчик у младенца и является символом необходимости стяжания младенческого незлобия, ведь, по слову Господа, аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное (Мф. 18, 3).

Изначально куколь являлся общемонашеским атрибутом, но в период с XIII по XV века становится исключительной принадлежностью великосхимников. Изображения на куколе повторяют некоторые изображения на аналаве. Под куколь надевается скуфья, которая также украшается вышитыми изображениями крестов и ангелов.

Скуфья – небольшая черная шапочка, на которой складки сверху образуют крест. Является повседневным головным убором монашествующих и священнослужителей как мужчин, так и женщин.

Как правило, монашествующие надевают все свои облачения только на богослужение и в особо торжественных случаях. Вне службы монахини, инокини и послушницы ходят в подряснике, поясе и апостольнике, иногда к ним добавляется скуфья.

"Итак, - заключает преподобный авва Дорофей, обращаясь к монашествующим, - будем жить сообразно с одеянием нашим, чтобы, как сказали отцы, не оказалось, что мы носим чуждое одеяние".