Ступени монашества

Изображение

Когда сестра только поступает в монастырь, она является кандидаткой в послушницы, то есть находится на испытании. Оставаясь мирским человеком, она еще не встает на первую ступень монашества, а только знакомится с монастырской жизнью, пробует свои силы. В это время игумения с сестрами смотрят, способна ли она к послушанию и молитве, какой у нее характер, подходит ли она этому конкретному монастырю, есть ли у нее искреннее произволение к монашеству, желает ли она всем сердцем служить Господу или же хочет только укрыться в обители от житейских проблем, получить жилье и уход. Время такого испытания определяется игуменией монастыря.

Послушничество

По истечении испытательного срока, когда поступившая полностью узнает все обычаи обители, убедится, что в силах им следовать и будет по-прежнему изъявлять желание вступить в монастырь, а также, если со стороны монастырского начальства не будет возражений, то ее принимают в послушницы. Для этого кандидатка пишет прошение на имя игумении монастыря, автобиографию и предоставляет все необходимые документы (паспорт, СНИЛС, полис ОМС, документы об образовании и пр.). После этого сестра облекается в подрясник, апостольник и скуфью, получает ремень и четки и уже официально становится насельницей монастыря, послушницей. 

Послушничество – это важный этап для желающей вступить на монашеский путь, осознание своей ответственности за выбор этого пути.

Послушница уже постоянно живет в монастыре вместе со всеми сестрами, никуда не отлучаясь без благословения игумении, полностью соблюдает правила и традиции обители, участвует в богослужениях и общей трапезе, трудится на монастырских послушаниях.

За время послушнического искуса тщательно испытывается готовность человека к монашескому образу жизни, желание с любовью следовать традициям и уставу монастыря, готовность к добровольному послушанию игумении и сестрам.

Срок пребывания в послушничестве определяется индивидуально для каждого человека. Решает этот вопрос игумения монастыря.

Оставление монастыря послушником не влечет за собой каких-либо канонических прещений или епитимьи.

Иночество (рясофор)

Следующая ступенька – пострижение в рясофор, или иночество. Постриженная в рясофор называется инокиней. Рясофор является подготовительным этапом к принятию монашества.

Над послушницей совершается «Чин, бываемый на одеяние рясы и камилавки», включающий в себя пострижение волос. Иноческий постриг в женском монастыре обычно совершается правящим архиереем. Для этого игумения монастыря пишет прошение правящему архиерею. К одежде послушницы добавляются ряса и кло́бук. Иногда при постриге в рясофор меняют имя в ознаменование начала новой жизни. 

Принятие рясофора влечет за собой нравственные обязательства. Нарушившая их сестра, то есть та, которая оставила монастырь и ушла в мир, подлежит епитимии.

Монашество (мантия, малая схима)

В собственном смысле монашество начинается с пострижения в малую схиму, мантию.

Постриг – это как бы второе крещение, в котором человек перерождается и обновляется. В знак этого нового рождения он навсегда совлекается своих мирских одежд, и приемлет перед святым Евангелием, как от руки Самого Бога, одежду новую. Монахини в отличие от инокинь носят параман и мантию. При постриге в мантию у человека изменяется имя.

Решение о постриге принимает игумения монастыря, испрашивая при этом благословение правящего архиерея. Сам постриг в женском монастыре совершается как правило архиереем.

Постригющаяся в мантию приносит добровольные обеты перед Богом. Помимо обетов послушания, нестяжания и целомудрия каждая монахиня дает обеты отречения от мира, послушания игумении, неисходного пребывания в монастыре (или в определенном для нее месте несения послушания) и прочие. Таким образом, принимая постриг, монахиня приуготовляется к жизни подвижнической, ко всегдашнему отсечению своей воли и смиренному приятию всего, что попускается от Бога.

Принявшая пострижение в мантию изменяет свой канонический статус и считается вступившей в монашеский чин. Принятие монашества является необратимым. Оставление монашества, согласно церковным канонам, является каноническим преступлением и подлежит определенному наказанию, срок и мера которого определяется епархиальным архиереем с учетом особенностей каждого случая.

Схимничество (великая схима)

Монахини, непорочно живущие в малой схиме, стяжавшие глубокое смирение, преуспевшие и в иных монашеских добродетелях, в особенности в молитве, могут быть пострижены в великую схиму, называемую великим ангельским образом. Решение об этом принимается епархиальным архиереем по представлению игумении и Духовного собора.

Последование великого ангельского образа очень похоже на последование пострижения в монашество, так как в сущности во время этого обряда только повторяются уже данные обеты, однако совершается этот чин с еще большей торжественностью. Схимница получает и свои особые одежды, которых нет у мантийной монахини: великий параман и куколь с аналавом, ей опять может быть дано новое имя – в знак начала новой жизни, по сравнению даже с прежней монашеской.

Такова внешняя сторона монашеского пути, однако суть монашества – во внутреннем полном и неразрывном соединении с Господом путем непрестанной молитвы, покаяния, жизни по заповедям. Кто не таков и не стремится к этому, тот не монах, по словам святых отцов.

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил своему послушнику Николаю, будущему Оптинскому старцу Никону: «Не все монашество заключается в подряснике да каше. Надел подрясник, стал есть кашу и думает: я теперь стал монахом. Нет. Одно внешнее не принесет никакой пользы. Правда, нужно носить монашескую одежду и поститься, но это не все. Лампа, пока не горит, не оправдывает своего назначения –  светить. Чего же не достает? – Огонька. Необходим и фитиль, и керосин, но если нет огня, если она не зажжена, она не приносит никому пользы. Когда же она зажжена, сразу польется свет. Так и в монашестве: одна внешность не приносит пользы, необходим внутренний огонек. Отец Анатолий говорил, что «монашество есть сокровенный сердца человек».