Таинством называется священнодействие, в котором таинственно и незримо, подается нам благодать Святаго Духа, причем подается непременно, в любом случае. В этом отличие Таинств от других молитвенных действий. В личной молитве, на молебнах или панихидах мы тоже просим помощи Божией, но получим ли, чего просим — все во власти Божией. В Таинствах же обетованная благодать дается всенепременно, лишь бы Таинство было совершено правильно. Возможно, дар этот будет нам в суд или в осуждение, но благодать Божия дается в любом случае.
Всего в Православной Церкви существует семь Таинств:
- Крещение,
- Миропомазание,
- Покаяние (исповедь),
- Евхаристия (причащение),
- Брак (венчание),
- Хиротония (священство),
- Елеосвящение (соборование).
Каждое из Таинств приносит нашей душе свой особый дар. Из Евангелия нам известно, что три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние) установлены Самим Господом Иисусом Христом. Свидетельства божественного происхождения других Таинств содержатся в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства.
В православных Таинствах происходит встреча христианина с Богом, его единение с Ним, насколько это возможно в земной жизни. Через них благодать Божия нисходит на нас и освящает душу и тело. Очевидно, что невидимую божественную благодать может посылать только Бог. Это значит, что совершает все Таинства только Сам Господь, а священнослужители являются Его помощниками, проводниками.
В Таинстве Крещения происходит духовное рождение человека, а Миропомазание дает силы для его духовного возрастания. В Таинстве Покаяния мы получаем прощение и очищение грехов, совершенных после крещения. Причащаясь Тела и Крови Христовых, мы принимаем в себя Божественную жизнь. Елеосвящение помогает исцелиться от болезней души и тела, в особенности, от нераскаянных и позабытых грехов. Таинство Брака освящает семейную жизнь, рождение и воспитание детей. В Таинстве Священства рождаются пастыри Церкви — совершители Таинств и руководители духовной жизни.
Приступать к Таинствам христианин должен с верой и благоговением, ведь только тогда можно ощутить в своей душе приток духовных сил и почувствовать явные изменения, произошедшие от прикосновения благодати Святого Духа: отступают смятение и беспорядочность чувств и мыслей, а на смену им приходит умиротворение. (См. архимандрит Мелхисеедк (Артюхин) «Дорогой спасения. 33 беседы о Боге и вере»)