Таинства Церкви

Изображение

Таинством называется священнодействие, в котором таинственно и незримо, подается нам благодать Святаго Духа, причем подается непременно, в любом случае. В этом отличие Таинств от других молитвенных действий. В личной молитве, на молебнах или панихидах мы тоже просим помощи Божией, но получим ли, чего просим — все во власти Божией. В Таинствах же обетованная благодать дается всенепременно, лишь бы Таинство было совершено правильно. Возможно, дар этот будет нам в суд или в осуждение, но благодать Божия дается в любом случае.

Всего в Православной Церкви существует семь Таинств:

  1. Крещение,
  2. Миропомазание,
  3. Покаяние (исповедь),
  4. Евхаристия (причащение),
  5. Брак (венчание),
  6. Хиротония (священство),
  7. Елеосвящение (соборование).

Каждое из Таинств приносит нашей душе свой особый дар. Из Евангелия нам известно, что три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние) установлены Самим Господом Иисусом Христом. Свидетельства божественного происхождения других Таинств содержатся в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства.

В православных Таинствах происходит встреча христианина с Богом, его единение с Ним, насколько это возможно в земной жизни. Через них благодать Божия нисходит на нас и освящает душу и тело. Очевидно, что невидимую божественную благодать может посылать только Бог. Это значит, что совершает все Таинства только Сам Господь, а священнослужители являются Его помощниками, проводниками.

В Таинстве Крещения происходит духовное рождение человека, а Миропомазание дает силы для его духовного возрастания. В Таинстве Покаяния мы получаем прощение и очищение грехов, совершенных после крещения. Причащаясь Тела и Крови Христовых, мы принимаем в себя Божественную жизнь. Елеосвящение помогает исцелиться от болезней души и тела, в особенности, от нераскаянных и позабытых грехов. Таинство Брака освящает семейную жизнь, рождение и воспитание детей. В Таинстве Священства рождаются пастыри Церкви — совершители Таинств и руководители духовной жизни.

Приступать к Таинствам христианин должен с верой и благоговением, ведь только тогда можно ощутить в своей душе приток духовных сил и почувствовать явные изменения, произошедшие от прикосновения благодати Святого Духа: отступают смятение и беспорядочность чувств и мыслей, а на смену им приходит умиротворение. (См. архимандрит Мелхисеедк (Артюхин) «Дорогой спасения. 33 беседы о Боге и вере»)

Крещение

Это такое священнодействие, в котором верующий, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения, возрождается благодатью Святого Духа в новую, духовную жизнь. Через таинство Крещения христианин становится членом Православной Церкви.

Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна.

Это таинство совершается только один раз в жизни. Чтобы креститься самому или крестить ребенка, нужна подготовка к крещению.

Миропомазание

В этом таинстве верующему подаются дары Святого Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни. Обычно оно следует непосредственно за крещением.

Святое миро это особым образом приготовленный и освященный состав из елея и благовонных веществ. Освящать миро могут только архиереи. Но само таинство могут совершать священники.

Покаяние (исповедь)

Покаяние - это таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Спаситель дал апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22—23).

Исповедоваться при необходимости можно в любой день. Лучше это сделать во время вечерней службы. Обязательно нужно исповедоваться перед причащением.

Причащение (Евхаристия)

Изображение

В этом таинстве православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.

Таинство Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти. «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. (Мф. 26, 26—28; Мк. 14, 22-24; Лк. 22, 19-24; Кор. 11, 23-25). Установив таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: «Сие творите в Мое воспоминание».

Причащение совершается на каждой литургии. Желающий причаститься, должен накануне исповедоваться и подготовиться к причастию.

Брак

Брак - это таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи, благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы Господь благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28).

Что еще нужно знать желающим венчаться?

  • Таинство брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14—28 августа), Рождественского (28 ноября — 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы, до 12 июля), на Святках (между Рождеством Христовым и Крещением — от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года.
  • Брак — это великое таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню.
  • В нашем государстве главным признается гражданский брак, поэтому для совершения церковного таинства необходимо брачное свидетельство, выданное ЗАГСом.
  • Одна из частей Таинства — обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца.

Таинство Брака не принято совершать в монастырях.

Священство

В Таинстве священства избранный человек через архиерейское рукоположение (по-гречески — хиротонию) получает благодать Святого Духа для освященного служения Церкви Христовой.

Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Есть и названия, обозначающие не новую степень, а только высший сан: например, епископ может возводиться в архиепископа, митрополита и патриарха, иерей (священник) — в протоиерея, диакон — в протодиакона.

Таинство Священства — установление божественное. Апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил... иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова» (Ефес. 4, 1—12)

Елеосвящение (соборование)

Это таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.

Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собираются семь священников, хотя при необходимости его может совершить и один.

Соборование ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть исцелять всякую болезнь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13).

Раньше елеосвящение совершалось у постели больного, теперь чаще в Церкви, сразу для многих людей. В блюдо с пшеницей (или другим зерном) помещают небольшой сосуд с маслом, как знаком милости Божией, к которому, в подражание евангельскому милосердному самарянину и в напоминание о пролитой Христом Крови, добавляют красное вино. Вокруг сосуда ставятся в пшеницу семь свечей и семь палочек с ватой на конце. Все присутствующие держат в руках зажженные свечи. После особых молитв читается семь избранных мест из посланий апостольских и семь евангельских повествований. После каждого из них, с произнесением молитвы ко Господу — Врачу душ и телес наших, священник крестообразно помазует у больных чело, щеки, грудь, руки. После седьмого чтения он возлагает раскрытое Евангелие, словно исцеляющую руку Самого Спасителя, на голову болящих и молит Бога о прощении всех их грехов.

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в ком-то пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение же грехов, забытых или неосознанных, всегда даруется соборующемуся.

По традиции соборование совершается для всех желающих во время Великого поста. Тяжело больных можно соборовать дома или в больнице в любое время, пригласив для этого священника.