30 августа 2024

Беспредельна любовь Божия к людям и Его прощение

Святое Евангелие является исключительной книгой Божией, которая очевидно указывает нам, людям, какова Его воля. В нем с нами говорит сам Христос Своими устами и изливает свет и мир на нашу жизнь.

Прочитаем отрывок из святого Евангелия и поговорим о слове Христовом: «Во время оное приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:1-7).

Мы видим здесь, что ко Христу нашему приближались, касались Его и ели с Ним грешные люди, мытари, блудницы и т. д. И Христос их принимал со всей Его Божественной любовью и смирением. Однако фарисеи, исполненные эгоизма и гордыни, возмущались этим. Они считали слишком оскорбительным видеть, что Он позволяет приближаться и касаться Себя людям, чья жизнь была нечистой. В этом отрывке наш Господь и Учитель выставляет их напоказ, обличает, как не имеющих любви, не имеющих смирения, поскольку они были человеконенавистниками и гнушались своими собратьями, пусть и грешными, считая себя самих праведными.

Мы видим, как любовь нашего Христа простирается и принимает с радостью всех грешников, говоря: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Он хотел подчеркнуть, что те, в отношении кого фарисеи имели подобное мнение и суждение, через свое покаяние прежде них будут в Царствии Небесном. Какое дерзновение, какую надежду дает эта благость Христова! Кто может после этого утверждать, что он грешник, а Бог его не прощает и не принимает!

И продолжается евангельское чтение о потерянной овце: Один человек, у кого было сто овец и одна из них убежала из стада, устремился на скалы и ушел далеко, оставив девяносто девять одних, чтобы искать и найти потерянную овцу. И когда нашел ее, взял на плечи и понес к своему стаду, весьма радуясь, потому что он обрел потерянную овцу и спас ее из волчьей пасти (Лк. 15:3-5). Он радуется не о девяноста девяти, которые были в загоне, но об одной. Так и Бог радуется радостью великой, а с Богом и ангелы на небе сорадуются о душе, которая была погибшей и через покаяние нашла путь спасения.

Мы грешны. Предположим, что наша жизнь продолжается тысячу лет, и мы будем жить тысячу лет в распутстве. И будем жить жизнью разбойника, посреди преступлений, скверн и несправедливостей. И, однако, если в последний год такой жизни, в одиннадцатый час мы покаемся и попросим прощения, вы думаете, что Бог наш и Отец нам скажет: «Сейчас ты ко Мне пришел, после стольких лет, что ты Меня игнорировал, ты вернулся? Уходи, не приемлю тебя!» Бог не сделает этого, однако Он просит от грешного человека, когда тот вернется, только одного — чтобы он пребыл непреклонным в своем обращении и покаянии.

Мы все, от мала до велика, свершаем беззакония и повинны пред Богом. Каждый по-своему согрешает и хулит Бога. Никто не является исключением. И приходит Его всепрекрасное милосердие, и покрывает всё. Господь не просит ничего другого, только призывает: «Иди, обратись, вернись в стан, войди внутрь, не смотри назад - что ты должен. Соберись, измени жизнь, не отчаивайся, не теряй своего дерзновения!» Закон любви Божией говорит, что, когда человек покается, то на нем уже нет никакого долга, всё стирается, никакой грех не может остановить океан прощения и великодушия Его. Вот каково Его величие и красота! Одно из прекраснейших свойств Господа - эта безбрежность прощения, которое Он дарует людям!

Когда я исповедовал в Канаде, то я печалился о людях и во время исповеди со слезами совершал следующую молитву: «Господи, удостой меня любить людей так, как Ты возлюбил их. Чтобы я прощал их так же, как Ты их прощаешь. Даруй мне от Духа Твоего, с которым Ты долготерпишь, и любишь, и прощаешь, чтобы и я прощал, любил, долготерпел, чтобы эта любовь укрепила меня помочь тем немногим, что могу я принести им по Твоей благодати!»

И так с этой молитвой я почувствовал большую любовь и сострадание к этим людям. Какую честь нам оказывает Бог! В ту минуту, когда мы преклоняем колени, когда мы плачем, когда искренне раскаиваемся, когда оплакиваем наши грехи, в ту минуту, когда, находясь под священной епитрахилью, осуждаем самих себя и считаем себя повинными и нечистыми, правильно и честно перечисляя свои грехи, мы должны знать, что этим мы доставляем великое торжество для ангельских сил на небе. Но ангелам какое дело до нас? Однако здесь является великая, неизмеримая любовь наших братьев, которые у нас есть на небесах.

У всех нас есть верный ангел-хранитель, который никогда не покидает нас. Но когда мы согрешаем, мы прогоняем его, и он отдаляется. Хотим, чтобы он был с нами? Будем соблюдать законы Евангелия, будем хранить чистоту, будем хранить молитву, будем сохранять связь с Богом. Когда мы молимся, то и ангел молится с нами. Приходит демон и похищает наш ум, и вертит им туда-сюда. Когда приходит ангел, он снова собирает его. Все многочисленные ангелы - наши великие братья, которые молятся за нас.

Один великий подвижник, святой Нифонт, молившись, пришел в восхищение. И увидел душу, которая жила в девстве и чистоте в этой жизни. Она скончалась, и два ангела в радости возносили ее в небеса, к Божественному Престолу. Пока душа восходила, этот святой человек видел других сходящих с неба на землю ангелов, которые прежде возвели другие души и теперь спускались вниз. Передавая души там наверху, они приближались к Божественному Престолу и поклонялись Христу, воспринимая Божественное благоухание от этого поклонения.

Ангелы по своей природе, из-за Рая и от всего небесного своего устроения имеют благоухание. Но приближаясь к Божественному Престолу, они получали дополнительно особое духовное благоухание. И спускаясь, они встретили эту душу и обняли ее, принимали в объятья, целовали ее от любви, счастья и радости, что этой душе удалось избежать мытарств и без препятствий взойти к Богу. И душа обоняла это благоухание и чувствовала великую надежду и дерзновение, что она приблизится к Самому Божию Престолу!

Бесчисленны великие грешники, которых Христос столь милостиво принял! Апостол Петр отрекся от Него, но понял свою ошибку, покаялся, пролил реки слез, горько плакал... Он приоткрыл свое сердце, и в него вошли Божии лучи самопознания и покаяния. И Господь посмотрел на Него милосердным взором, ободряя его: «Пусть ты отрекся от Меня, но, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32). И стал он великим апостолом Петром. В то время как Иуда, который предал Его, не имел смирения и покаяния, отчаялся и «проиграл игру».

Были и другие люди в земной жизни Христа, великие грешники, которые спаслись благодаря обращению к Богу. Так, женщина-блудница, которую Церковь нам представляет в первые дни Страстной седмицы, - какое прекрасное покаяние, какая благость! (Ин. 12:3-5) Эта погрязшая во грехе приняла луч света в свою душу и узнала своего Спасителя. Христос пленил ее красотой Своего милосердия, оком Своей любви, и она немедленно изменила свое намерение, и побежала к торговцу благовонными маслами и сказала:

- Дай мне твое лучшее благовоние, самое драгоценное, самое дорогое, цена меня не интересует.

- Но цена весьма высока. Ты не можешь его купить!

- Могу купить, потому что мое покаяние является всецелым. Сколько бы это ни стоило, для меня ничего не значит. Скорее дай мне миро, чтобы я пошла и помазала Того, Кто стер мои грехи, изгладил мои скверны, Кто простер Свою десницу, и я стала вне себя. Больше всего я люблю Учителя!

И она бежит с миром в руках, и падает пред Ним, и мажет Его пречистые ноги, и отирает своими пышными волосами. Господь же, видя, сколь мироточива была душа этой женщины, поддержал ее и, обратившись к якобы благодетелям, которые негодовали из-за растраты стольких благовоний, сказал им:

- Оставьте эту женщину, пусть делает, что хочет. Прежде моего погребения она пришла и излила миро на тело мое. Дело ее будет поминаться вечно! То есть оно станет примером покаяния и возвращения грешного человека к ногам Христовым!

Видите, что Христос совершенно не побрезговал ею, но благодарно принял миро ее покаяния и любви. Он принял это миро потому, что за вещественным миром скрывалось иное миро - покаяния. Его воспринял в свои объятья Христос и сказал ей: «Грехи твои, дочь Моя, прощены и отпущены. Иди с миром, и ты ничего не должна Богу!»

Однако в другом случае мы видим, что некоторые возмущались и говорили: «Кто это, что прощает грехи? Только Бог может прощать». Они не знали, что Тот, Кто с ними говорил, с Кем они имели дело, был Бог и Слово Божие, Творец всего, Управитель, Создатель, Тот, Кто пришел спасти погибшее, Тот, кто пришел принести Себя в жертву за человека! «Пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин 1:11). Он пришел к Своим созданиям, к Своему творению, но Его не приняли. А тем, кто Его принял, дал власть стать чадами Божиими, освященными и омытыми Божественной Его Кровью, достойными Царствия Небесного, и сообитателями в Горнем Иерусалиме.

Там будут обитать чада Божии. И те, кто были идолопоклонниками, кощунниками, прелюбодеями, блудниками, убийцами, но покаялись, войдут, как Невеста Христова, в Горний Иерусалим. Только нераскаянное и несмиренное расположение человека есть то, что препятствует величию милосердия Божия. Никакой другой грех не создает таких препятствий для входа в Царствие Божие, как нераскаянность. Смирение же означает победу. Это не поражение - когда мы склоняем голову, когда мы просим прощения, когда мы уступаем и отлагаем нашу собственную волю.

Приходит дьявол и представляет нам Бога чудовищем: «Ты знаешь, сколько ты нагрешил? Кончено дело. Он снимет тебе голову. Он поведет тебя на мучения. Нет тебе спасения!» Бог не такой. Бог есть Любовь, Он Отец, Он сострадание, Он есть всё. Но мы, из-за тьмы, которая царствует внутри нас, из-за нашего разрыва с Ним видим Его далеко-далеко, смутно, в то время как Бог - внутри нас.

Один воин, у которого был большой долг, был ранен в одном сражении и перевезен в больницу. В те дни царь посетил раненых в больнице и увидел спящего с бумагой в руках. Он нагнулся, прочел и увидел, что на ней написаны его долги. В конце было написано: «Кто их выкупит?» Тогда царь взял документ из его рук и написал: «Я» — и поставил свою подпись.

Наши долги, дорогие мои, не могут быть искуплены человеческими и материальными средствами. Чтобы мы были выкуплены, требуется кровь Бога. Разве не подобает нам быть признательными Самому Спасителю и Благодетелю и доказать Ему это нашей преданностью Его закону и Его святой воле?

Когда люди больны, Бог по Своей милости посылает духовника и говорит:

- Может быть, это? Может быть, то? Может быть, другое? Давай же, чадо мое, скажи, потому что я вижу, что с тобой не всё в порядке.

- Мне нечего сказать, отче.

А потом Бог приходит и судит, и посылает ему еще более тяжелую болезнь, и он не может говорить. Приходит час, когда человек увядает, завершается его жизнь, он понимает, что уходит, хочет сказать, но уже не может говорить. Почему? Потому что, когда он мог, Бог посылал ему духовника, спасательный круг, за который можно было ухватиться, но он не спасся. Бог справедлив. Ты не можешь Его обмануть, перехитрить: «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6:7)…

Хочу вам этим сказать, что Бог посылает нам возможности спастись. Одному так, другому иначе. Но приходит демон, который хочет нас подвергнуть мучению, и заставляет нас пренебречь этими возможностями. А потом приходит Бог и судит нас. И что происходит? Все мы, и прежде всего я, который говорит это, должны знать, что Бог всегда дает нам возможности спастись, и не следует их терять, ведь мы не знаем, когда придет тот час. Будем делать сегодня то, что можем сделать. Не станем оставлять на завтра, поскольку мы не властны над завтрашним днем. Это общее правило для всех, без исключения.

Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»

Все новости
  • Монашество