«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»
Да просветит всечистый и всесвятой Дух тьму мою, дабы смог я сказать вам немного о прекрасной добродетели молитвы и о чистоте души.
Молитва - беседа человека с Богом. Бог есть Дух. И как говорит святой Дионисий Ареопагит, Бог находится выше духа, а следовательно, по Своей природе Бог насколько распростерт, настолько разлит повсюду, что человек может в любую секунду быть с Ним, и с духом веры видеть Его и говорить с Ним. Никто не может быть постоянно так близко, так рядом с нами, как Господь. Великая честь для человека иметь дерзновение и удостаиваться говорить с каким-либо официальным лицом здесь на земле и считать самого себя значимым, потому что у него есть эти связи и эта дружба. Но превыше всех людей и ангелов пребывает Господь. И все мы удостаиваемся этой чести говорить с Ним и видеть Его очами веры.
Все песнословия нашей Церкви, тропари, славословия - это молитвы. Но самой главной из всех этих молитв является маленькая молитва, которая называется умной молитвой и сосредотачивается в пяти словах: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Благодаря этой маленькой молитве мы можем общаться с Богом постоянно, непрерывно, непрестанно. Это предписывает нам и апостол Павел: «Непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес. 5:18). Это есть воля Божия.
Подвижники первых христианских времен жили в пещерах и в пустынях, в самых удаленных от мира местах. В те годы не было изданий книг, как сегодня, а следовательно, у подвижников не так много было возможностей для чтения. Чем же они занимались день и ночь в пустыне? Вся вселенная была их университетом. От причинности вселенной они восходили к созерцанию Причины, к Богу. Один подвижник как-то шел и увидел очень красивый цветок. Он ударил его палкой и сказал: «Не кричи так громко!» Этим он хотел показать, что цветок много говорил о премудрости Божией. Если такое маленькое творение столь искусно создано, то насколько прекрасен Бог, его Творец!
Согласно словам святых отцов, каждое творение говорит своим голосом. И чтобы человек получил возможность слышать голос творений, он должен очистить всего себя, свой ум и сердце через аскезу.
Арсений Великий в миру был весьма образованным и великим философом. Однако затем он ушел в пустыню, полностью уединился и сурово нес свой монашеский подвиг, чтобы очистить сердце. Он не говорил с людьми, его никто не видел. И всё же сей весьма мудрый в миру человек благодаря аскезе и уединению принял и познал философию Духа, которая была несомненно более великой и духовной, чем мирская премудрость. В его житии рассказывается, что с закатом солнца он поднимал руки в молитве, а опускал их утром следующего дня, когда солнце било ему в лицо. Всю ночь он держал руки поднятыми. Как же они удерживались? Физически это очень трудно. Однако с помощью Божией нет ничего невозможного. Весь ум и сердце аввы Арсения, восхищенные Святым Духом, находились в созерцании, и он посвящался в небесные блага. Он непосредственно общался с Богом.
Из этого мы понимаем, что для того, чтобы соединиться с Богом по-настоящему и полностью, требуется немного отделить себя от людей и от дел, через мысленный покой суметь при помощи молитвы связаться с источником всякого счастья, с Богом. Именно ум человека управляет всей работой его духа. Если ум очищен от оскверняющих его нечистых помыслов, тогда и сердце со временем приобретает чистоту.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8). И поскольку Бог не человекоподобен, чтобы его можно было увидеть физически, Он познается в сердце человека способом таинственным, образом неизреченным, когда сердце очистится. Когда христианин правильно молится и ум его не рассеян, то есть ум его со смирением сосредотачивается на значении произносимого, на смысле молитвы, тогда он начинает воспринимать плоды молитвы. И итог, плод смиренной молитвы, заключается в том, что человек стяжал печаль и слезы либо покаяния, либо великой радости и любви Божией.
Святые отцы нашей Церкви много говорят нам об умной молитве. Они говорят, что никакое другое средство не очищает сердце так, как трезвение. Когда ум наблюдает и благодаря вниманию избавлен от рассеяния и от натиска дурных помыслов, сердце освобождается от страстей. Когда страсти укоренены в сердце человека, и корни страстей переплетены безобразным образом, тогда очищение весьма затруднено.
Воображение - это щупальца, которые безобразным образом распростираются повсюду. Это внутреннее око ума, которое проникает в невероятные вещи, в самые дерзновенные вещи. Оттуда начинается всякое нечистое деяние. Величайшие грехи берут начало от воображения. Всё, что пять чувств из-за невнимания сосредоточили в сознании: лица, события, срамные образы, всё это яд, который нисходит в сердце, а от сердца отравление простирается на всё существо человека. Так человек становится страстным, нечистым, грешным и не имеет дерзновения пред Богом.
Если духовный человек не укротит это чувство воображения, он не может достичь духовного состояния. Трезвение - это то, что охраняет воображение, исключает образы, которые рождают скверные помыслы, и сохраняет ум в чистоте. Когда нет таких образов, и человек задает уму правильную работу с молитвой, тогда устанавливается правильное общение ума с Богом. Это немалый подвиг. Это не так легко, как мы говорим, потому что ум не прекращает работать. Однако, что мы дадим уму, то он и будет перерабатывать. Он как работающая мельница. Если мельник засыплет пшеницу, то она будет молоть пшеницу. А если придет кто-то и засыплет отходы, то она будет молоть отходы. Следовательно, что мы позволим уму принять, таким и будет результат.
Поэтому нужно охранять ум молитвой, страхом Божиим и мудростью, для того чтобы призвать всё внимание ума, когда нас будут одолевать скверные помыслы и греховные образы. Ведь если мы их принимаем, то совершается множество безобразных вещей, которые будут нас потрясать. Когда же мы им препятствуем, тогда во внутреннем человеке нет никакого беспокойства. Если ум удерживается в чистоте и исключен доступ диаволу и греху, то внутренний дом нашего сердца и души пребудет в порядке.
К примеру, когда дверь нашего дома выходит на дорогу, на улицу, то кто угодно может постучать в дверь, в том числе и грабитель может попросить впустить его. Если мы ему не откроем, не ответим, то ничего не произойдет. Если же мы не будем внимательны и не проверим, кто стучит, или если он нас обманет своим видом, своими словами, и мы ему откроем, тогда начинается усилие, труд и борьба, чтобы выставить его из прихожей. А если мы позволим ему пройти и дальше, то труд будет еще большим. Этот дурной человек может связать хозяина дома по рукам и ногам и стать хозяином.
Таков и скверный помысл. Он стучится в дверь разума и хочет войти. Если мы будем невнимательны и начнем беседовать с ним, то тем самым словно откроем ему дверь. Так по какому-либо случаю к нам приходит греховная мысль. Когда у нас нет внимания, нет трезвения, нет хранения ума, мы позволяем помыслу войти и сотворить в уме образ, лицо, вещь, событие и т. д. И что видел человек, отведал или коснулся в прошлом каким-либо из пяти чувств, то начинает поражать его ум. Если человек снова не обратит на это внимания, всё станет еще хуже. Помысл будет ранить сердце, и произойдет заражение. И если дать диаволу право в отношении какой-то страсти, то совсем не просто будет добиться, чтобы диавол потом это право вернул. Он будет одержимо требовать, говоря: «Я положил столько трудов, чтобы завоевать это право на эту душу!» Тогда потребуется большая борьба, чтобы исцелить душу.
Поэтому отцы говорят, что страсти старятся и умирают вместе с человеком. Так иногда мы смотрим и недоумеваем, как люди в пожилом возрасте совершают разные позорные поступки. Это доказывает, что в свои юные годы они совершенно не боролись за то, чтобы освободиться от своих страстей, и эти страсти следуют за людьми и настигают их до самой смерти. За эти плоды греха люди будут держать слово и дадут строгий ответ пред Богом.
Некоторые, кто не знает этого искусства искусств и науку наук внутренней борьбы, скажут: «Но я ведь не воплотил свои помыслы! Они были только у меня в воображении. Я не сделал ничего плохого!» Однако зло не начинается само по себе. Тело не доходит до греха, если ум прежде не уступит воображению, когда душа начинает оступаться, а сердце человека оскверняется.
Не исключено конечно, что, поскольку все мы имеем страсти, дурные помыслы будут нападать на нас, и это весьма естественно. Однако это еще не означает падения. Падение происходит, когда мы открываем дверь постыдным помыслам и позволяем им войти внутрь дома души и сердца. Тогда начинается борьба. И если мы эти помыслы не изгоним, не рассердимся на них и не отвергнем немедля, тогда они низложат нас и приведут нас в состояние греха, которое называется сосложением.
Сосложение - это деяние души. Подобно тому как тело совершает какой-нибудь грех, так и душа согрешает через сосложение. Поэтому Господь говорит нам в Своем священном Евангелии: «Всякий смотрящий на женщину с вожделением уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф5:28). То есть кто воззрел на какое-то лицо и пожелал его, согрешил в сердце своем, а следовательно, подлежит Суду. Смотришь на какую-то вещь или на кого-то, и возникает соблазн. Следует немедля призвать внимание или отвратить глаза от этого, или стереть образ из своего воображения, немедленно начав молитву, и так воспрепятствовать злу с самого начала.
Когда дом бывает чист, когда порядок поддерживают каждый день, постоянно, или когда хозяйка убирает его раз в десять или двадцать дней? Все мы знаем, что, насколько мы заботимся о доме, настолько он остается чистым с любой точки зрения. Так и душу человека, его сердце, являющееся домом Божиим, священным жертвенником Святаго Духа, следует постоянно очищать, поскольку человек является храмом Божиим и Бог обитает в этом храме. «Разве вы не знаете, — говорит апостол Павел, - что вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог». (1 Кор. 3:16-17). Через Святое Крещение, которое мы приняли, наше сердце стало храмом Святаго Духа, и нам даровано возрождение души чрез Святаго Духа, сошедшего в час таинства. Поэтому Святое Крещение является необходимым для нас.
Этот Святой Дух, эта благодать, которую принимает младенец, делает его святым с той самой минуты. Но по причине малого возраста он не знает, что ему дано. И диавол, обладающий мастерством и лукавством, весьма искусно и незаметно стремится к тому, чтобы по мере взросления ребенка ввергнуть его в определенные поступки по небрежности, создать предпосылки для того, чтобы по достижению определенного возраста скопившиеся грехи породили в нем греховное состояние. И все эти отбросы греха покрывают, закапывают благодать Святаго Духа, и Святой Дух больше не освещает ум. Тогда человек становится помраченным и ходит во тьме.
Однако, когда повеет ветер Божий: покаяние, обращение, исповедь, тогда всё, что собрал грех, сметается. Сердце освобождается от этой опухоли, восходят в разуме светила Святаго Духа, и человек возвращается к Божественному просветлению. Подобно тому, как пчела облетает все цветы, но не ко всем приближается, а подлетает и садится лишь на те, у которых есть пригодный для меда сок, так и Святой Дух разлит повсюду. Какое сердце готово, чисто и восприимчиво, в том он находит отдохновение, посещает его и дарует ему благодать, дает радость, дарует крылья небесные, объединяет с Богом. И эта душа постоянно находится в духовном общении, и так освящается.
В миру люди не могут в точности понять, насколько важна эта деятельность трезвения. Они не знают, что благодаря этой деятельности они быстро и легко приходят к избавлению от страстей и к очищению души. Конечно, в миру мы можем свершать молитву только до некоторой степени. Однако нам значительно поможет и даст возможность преуспеть, если мы вверимся Богу в любом деле, с полной уверенностью в Его промысле. Пусть наш ум не пленяют вопросы, не нужно переживать что будет здесь, что будет там. Вся эта забота занимает разум и не позволяет заняться молитвой. Нужно сказать себе: «Бог поможет и не оставит меня, удалит меня от зла, со мной не случится ничего плохого». Когда мы избавим наш ум от этих вопросов, мы освободим какое-то время для самой молитвы. Пребудем в покое на полчаса, на час для молитвы и для размышления. Насколько человек пребывает в покое, настолько он приближается к Богу.
«Упразднитесь и разумейте, что Я есмь Бог» (Пс. 45:11). «Упразднитесь» означает спокойствие относительно житейских забот, насколько это возможно. Потому что многие заботы совершают то же, что и туберкулез. Туберкулез постепенно разрушает человека и ведет его к смерти. Так и многие жизненные заботы постепенно растлевают человека, и он приходит к смерти больным душою.
Это, конечно, хорошо знакомо отцам-подвижникам, потому что ни один подвижник не бежал от мира в пустыню чистым. Они не сошли с небес. Все они уходили от мира, будучи исполнены страстей и немощей, и отправлялись в пустыню для подвижничества. Однако с помощью безмолвия, с помощью молитвы и общения с Богом они постепенно освободились от страстности, которую принесли из мира, и пришли в теснейшее соприкосновение с Ним. Тесное соприкосновение не означает ничего другого, кроме как то, что они в таинстве познали Бога. Когда они слышали имя Божие, их очи источали слезы, слезы любви. Если некий грешный мирянин, слыша имя весьма любимого им человека, страстно преображается внутри себя, подумайте, насколько сильнее чувствуют, в какое море счастья и Божественной любви погружаются эти Божьи люди, любящие Бога в величайшей степени, когда слышат упоминание Божественного имени…
Следовательно, когда мы пребываем в покое, когда мы отодвигаем некоторые не самые насущные вопросы, когда мы закрываемся в нашей келии и отдаем себя молитве, то в соответствии с тем, насколько более смиренную молитву мы совершим, настолько мы восприимем соответственно и Божественную благодать. У нас столько проблем, столько печалей, столько искушений. Ничего нам не мешает отойти немного в сторону на несколько минут и поднять руки наши к Богу. Невозможно, чтобы мы не получили от Него извещения. Бог очень любит молитву маленьких детей. Как маленький ребенок говорит с матерью и просит у нее что-то с простотой и незлобием, обращая молитву таким же образом, мы можем стать угодными Богу. Поэтому если мы не станем, как маленькие дети, - не в смысле незрелыми, но такими же незлобными, - мы не сможем войти в Царствие Его (Мф. 18:3). Что бы ты ни сделал ребенку, через несколько мгновений он может тебя обнять, поцеловать, может тебе показать улыбку незлобия, чистое око. Так подобает быть и христианину, чтобы он мог познать Бога в Его любви. Это дело совершает молитва. Поэтому, когда человек молится и принимает в себя Дух Божий, то в случае искушения он относится к другому человеку с незлобием.
Зачастую мы ощущаем в себе злобу и страстность, нас одолевают помыслы, и мы не можем смотреть на другого. Это значит, что мы не пребываем в молитве. Если мы рассмотрим, что было с нами при каждом нашем падении, то увидим, что это с нами случилось потому, что перед падением мы не пребывали в молитве. Почему апостол Петр отрекся от Христа трижды? Он отрекся от Него, потому что не находился в молитве. Поэтому говорит Господь: «Бодрствуйте и молитесь, да не внидите в напасть» (Мк. 14:38). Так что опорой христианина является молитва. Молитва проясняет всё, и так мы можем беспрепятственно идти нашим путем. Напротив, когда человек не молится, перед ним вырастает множество препятствий. Он пугается, падает, бьется, получает травмы и погибает.
Святые отцы, занимавшиеся трезвением, передали нам эту маленькую, но столь могущественную молитву, чтобы мы трудились над ней. Как только мы проснемся и откроем глаза, как только отправимся на работу, в школу, в церковь, куда угодно, то пусть уста начинают произносить молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Это устное произношение постепенно принесет и умную молитву. Уста дадут уму молитву и после этого не потребуются для того, чтобы молиться таким образом. Ходим ли мы, работаем ли, едим или пьем, будем молиться нашим умом. И когда ум поймет молитву, сделает ее своим достоянием и будет ее свободно совершать, тогда и сердце станет ее вбирать, впитывать, привлекать. И когда сердце стяжает ее, тогда сам человек познает в ощущении души, что значит «Царство Божие внутри нас есть». (Лк. 17:21)
Не требуются богословские молитвы. Эта маленькая молитовка, являющаяся всесильной, обладает обновляющей силой, способной низвергнуть, исключить и устранить диавола и все препятствия. У нас есть пример Давида, который простой пращой, одним камнем низложил Голиафа, вооруженного с головы до ног и закованного в железо (1 Цар. 17:40-50).
Так и имя Христово как Божественная праща нацеливается против постоянно атакующих всех нас скверных помыслов, чтобы очистить нас и вселить Бога в наше сердце. Всецелый Христос восходит на престол в нашем сердце. И тогда во внутреннем человеке нет никакого беспокойства, ибо в нем царствует Божий мир, который является предвкушением Царства Небесного, является залогом Царствия Небесного. Конечно, этот мир умной молитвы не имеет никакого отношения к этому миру, что есть у нас в отсутствие помыслов или какой му миру, моля нас в отсутствие помыслов или какой-либо беспокоящей нас страсти. Это нечто другое. Это - дар Святаго Духа.
Дойти до такой степени, когда умная молитва станет стяжанием сердца, — достижение не одного дня или одного года. Это требует стараний на протяжении многих лет. Однако тот, кто достигнет этого состояния сердца, будет счастливейшим человеком на земле. И отцы говорят, что из поколения в поколение появляется лишь один такой человек молитвы.
Конечно, это всё относится к людям, живущим далеко от мира, потому что нелегко приобрести такое состояние в миру, где нет для этого возможностей и предпосылок. Но христианин может подвизаться и посреди мира. И если это не удается на сто процентов, то может удаться на тридцать, что тоже дело немалое для того, кто живет посреди мирской суеты.
Поэтому не будем отчаиваться. Достигнем тридцати процентов и будем этому рады. Есть мужчины и женщины, юноши и девушки, которые подвизаются в миру в молитве и многого достигли. Часто восхищаешься, когда входишь в дом и видишь, что христианка занимается делами и непрестанно говорит: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». И думаешь: скольких оставила позади себя эта женщина! Другие трудятся так же. Однако во время своей работы они поют, слушают песни, думают о других грешных делах и т. д. Как же отличается эта христианка от других женщин!
Когда посланный Господом архангел Гавриил посетил Пресвятую Деву, чтобы благовествовать ей зачатие Христа, он застал ее с книгой в руках, со Священным Писанием. Видит ли сегодня ангел-хранитель души нашей, чтобы мы читали Священное Писание, чтобы мы изучали закон Божий, или он видит, как мы читаем что-то другое, нечто весьма вредное?
Значимо то, что время уходит, годы, месяцы, дни, часы, минуты убегают, веревочка потихонечку вьется, вьется, и диавол делает свою работу. Он крадет у нас драгоценное время, привязывая нас к суетным мирским делам, забирает у нас почву под ногами. И приходит час, когда мы падаем и говорим: «Как же ушла земля из-под ног моих?» Земля, уходящая из-под ног, это время, которое уходит и занимает нас делами, не имеющими никакого отношения к «едино же есть на потребу» (Лк. 10:42).
Наши отцы учат, что малым трудом человек может стать духовно счастливым и богатым благодатию Божией, достаточно только деятельно следовать закону трезвения. Непрестанное внимание к помыслам, входящим и исходящим, непрестанная молитва, непрестанная память о смерти, о Суде, об Аде и о Рае – все это составляет трезвение.
Когда человек через молитву бдит над помыслами, и прежде всего над воображением, через некоторое время он чувствует великую пользу и облегчение от нечистых и страстных помыслов. И тогда он становится духовно счастлив. Если же он вступит с ними в брань и по нерадению уступит, пусть и одному помыслу, то он претерпит духовное поражение и станет душевно и телесно нечистым.
Будем внимательны к себе, будем понуждать себя, насколько возможно, будем искать себе доброй участи в борьбе за трезвение. Не станем оставлять наш ум пустым, без божественных помышлений и духовного размышления, потому что диавол выжидает подходящего момента и пытается любыми средствами и любыми способами приразиться к нашему уму, посеять нечистые помыслы и сделать нас своими сосудами. Напротив, в отсутствие помыслов душа успокаивается, умиротворяется, находит сама себя и затем с чувством сердца обретает Бога и зрит Его.
Борьба против демонов немалый подвиг. Днем и ночью демоны выстраивают планы, изобретают ловушки и изо всех сил стремятся подчинить нас греху. Наша собственная борьба против демонов является ничтожной, совсем малой, и если нас чудотворным образом не покроет благодать Божия, то мы проигрываем эту борьбу.
Поэтому нам, и прежде всего мне, нужно пробудиться и понять, как следует подвизаться. Поможем немного самим себе и дадим работу нашему уму молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», чтобы мы освятились и стали еще ближе к Богу. Аминь.
Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»