Бог спасает нас не без нас
– Как Бог может войти в греховного человека? Без Бога спасение невозможно, а получается – сердце мое не при чем?
– Вопрос связан с диалектикой спасения человека. Всегда должна быть надежда на милость Божию. Нельзя применять человеческую логику к Богу или Его действиям. Христос Спаситель говорит, что «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13) и также говорит: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Спаситель обращается: «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3); и Он говорит: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Даже апостолы, слыша проповедь Христа Спасителя, «…весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:25-26).
Нам сложно понимать то, о чем говорит Христос в Евангелии; у нас сознание, измененное грехом, а нужен ум Христов. В вопросе нет противоречия, как кажется задавшему. Бог действительно не войдет в греховного человека, и без Бога и без Церкви нет спасения. Но Бог спасает нас не без нас. Очищения нашего сердца от грехов, превращения нашего тела в храм Божий Господь ждет от нас. Спаситель говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Тем, кто настойчив на пути к спасению, Бог помогает и дает благодать.
Нужно очистить свою душу от зла и содержать ее в чистоте духовной, условием для которой являются исповедь и причастие Святых Тайн Христовых. Даже среди церковных людей зачастую нет понимания всего значения этих Таинств. Идут разговоры о том, как часто надо причащаться раз в год, в полгода, в квартал. Первые христиане причащались ежедневно, в современных условиях хорошо стремиться к тому, чтобы причащаться раз в три недели. В Таинстве Причащения мы соединяемся со Христом, становимся частью Его Тела Его Церкви. Не многим людям удается сохранять в себе благодать, полученную в этом великом Таинстве, но стремиться к ее сохранению, к жизни во Христе в Его Церкви должны все мы. Не нужно искать каких-то особых ощущений после Таинства, перед ним нужно примириться со всеми.
Мы не знаем, как Господь решает вопросы нашего спасения, но знаем, что Он хочет, чтобы все люди спаслись. Сейчас на телевидении мода на различные ток-шоу, где на глазах множества телезрителей обсуждают каких-то людей, находят разные гадкие истории из их жизни, дают им оценку. Это грех, каяться в котором нужно не только тем, кто выпускает такие передачи и в них участвует, но и тем, кто их смотрит. Не нужно подменять суд Божий. Нужно помнить слова Спасителя: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1-2).
Господь решает наши проблемы не всегда так, как мы это видели бы. Я сам, когда просил Бога помочь в чем-то, не раз удивлялся тому, какие красивые и легкие решения сложных ситуаций находились. Нужно учиться доверять Богу, вручать всю свою жизнь Его благому Промыслу. При этом нельзя думать, что Господь за нас решит все наши проблемы, нельзя быть ленивым, нужно прилагать ежедневный труд как к делу своего спасения, так и к исполнению своих обязанностей, которые у каждого свои.
Мы разучились слышать Бога, видеть Его знамения в нашей жизни. У меня часто бывало так, что что-то не получилось в первый, второй, третий раз… А потом идет уже хороший тебе удар. Поэтому если что-то не получилось ни в первый раз, ни во второй, то я просто говорю: «Господи, на все Твоя святая воля!» и перестаю заниматься решением этих вопросов. Нужно стараться чувствовать Господа, а мы словно зацементировали свое сердце, излишне надеясь на свои разум и силы.
Очень вдохновляет земная жизнь Христа Спасителя, Его общение с грешниками, за которое Его осуждали те, кто считал себя очень праведными. Это показывает, что нужно надеяться не на свои силы, а на милость Божию, Который и грешное сердце очистит, но только если грешник сам этого захочет.
Иеромонах Михаил (Чепель)