12 сентября 2025

Богородица и Святая Гора Афон (о монашестве)

В сегодняшней нашей беседе мы поговорим о Святой Горе Афон. Святая Гора Афон — это особенное место, отделенное от мира сего, где монашествуют люди, посвятившие себя Богу, пожелавшие ради любви Божией служить и поклоняться Ему изо всех своих сил, чтобы сподобиться святости и помочь миру своими молитвами и добрым примером. Конечно, стать монахом не так-то просто. Прежде всего это призвание Божие, и следование по этому пути является добровольным.

Это место — Святая Гора — было избрано Пресвятой Владычицей нашей Богородицей. А точнее, оно было дано Ей в удел, когда апостолы решали по жребию, в каком месте каждому из них проповедовать Христа. И жребий Богородицы пал на Афон.

Согласно афонскому преданию, в тот момент, когда Пресвятая Дева посетила Гору, та была заселена язычниками. И когда язычники увидели Пречистую Матерь, они восхитились Ее красотой и сказали, что Она обладает Божественной, неземной красотой. Пресвятая Дева благословила место сие, которое с тех пор именуется Садом Пресвятой Богородицы, и Она наполнила его людьми, живущими в целомудрии и чистоте. Ее особое покровительство над этим местом чувствуется в любое время года в каждом монастыре.

Чтобы увериться в том, что Ее чада — монахи, обитающие в этом Саду, — не имеют препятствий для обретения святости и могут непрестанно поклоняться Богу, Она пожелала, чтобы это место оставалось неприступным для женщин и вообще для всего, что могло бы помешать монахам в достижении этой святой цели. Посему Святая Гора вот уже более тысячи лет пребывает неприкосновенной и недоступной для женского пола. Все благочестивые девы и жены свято чтят и относятся с уважением и любовью к этому пожеланию Пресвятой Богородицы. Для того, чтобы монахи могли посвятить себя своим монашеским обязанностям и через их исполнение восходить к святости совершенно беспрепятственно и без посторонних забот, Она возбранила вход в Ее сад не только женщинам, но и любому домашнему животному женского пола.

Некогда в прошлом святые жены, благочестивые и целомудренные царицы имели горячее желание и предпринимали усилия, чтобы попасть на Святую Гору, пройти по ней, либо побыть на ней некоторое время, для чего привозили туда святые мощи, как это было с царицей Маро, матерью Мехмета II — завоевателя Константинополя.

После того, как Мехмет II завоевал Константинополь и турецкое варварство уничтожило все священное и праведное в этом святом городе, эта благочестивая христианка, царица Маро, ревностно и с любовью пыталась уберечь от осквернения как можно больще святынь. Так она сохранила у себя и сберегла многие священные предметы из храмов. Однажды она сказала своему сыну:  

— Дитя мое, я устала жить здесь и видеть все эти грабежи и неуважение от рода агарян. Я хочу уйти на покой.

— Да, мама, — ответил он ей, — ты можешь отправиться в какое-нибудь тихое и уединенное место, если тебе этого хочется. Возьми себе всю Македонию, подати с нее, становись монахиней, поступай так, как пожелаешь.

Она пожертвовала Святой Горе много мощей, в частности, Святые Дары Волхвов, которые в то время находились в ее собственности. Эта благочестивая царица хотела преподнести их монахам лично; она желала взойти на Святую Гору, чтобы поклониться Пресвятой Богородице. Она отправилась из Константинополя на корабле и добралась до пристани монастыря святого Павла, откуда она собиралась подняться и в сам монастырь. Монахи были извещены о том, что она поднимется к ним со всеми этими святынями. Монахи и священники с почетной процессией, в ризах и с рипидами, отправились встречать царицу. Но когда на полпути между пристанью и монастырем Маро со своей свитой встретилась с монахами, она вдруг услышала голос, который сказал:

— Маро, Маро! Здесь есть другая Царица, и ты должна вернуться назад!

Она тотчас остановилась, с безмерным почтением и любовью вручила Святые Дары в руки игумена и священников, с великим благоговением поклонилась до земли Деве Марии, поцеловала землю Святой Горы Афон и вернулась на свой корабль. Затем она уехала в Македонию, где обрела покой и, приняв постриг, прожила монахиней до конца своих дней.

В прошлом повсюду существовало множество святых обителей, однако, не имея ограничения для посещения (аватон), из-за козней диавола они постепенно пришли в упадок. Лишь Святая Гора Афон сохранила свое процветание благодаря личному попечению Пресвятой Девы, которая оградила ее от женщин.

На Афоне, помимо богатства «одушевленного», которое составляют сами монахи, обретаются и богатства неодушевленные, сокровища Византии. Есть у нас и святые иконы, которые прибыли на Афон чудесным образом и творят чудеса.

Много веков назад на Афоне было многолюдно. Его населяло более 30 000 монахов; был монастырь, который насчитывал 2000 монахов. Здесь царили святость и праведность, жили люди высокой духовной жизни, полные Божественной благодати. Как вы, должно быть, слышали или читали, на этой благословенной Горе подвизались как выдающиеся деятели литературы и искусства, так и люди чрезвычайно простые. Бог дарует святость любому человеку, невзирая на его ученость и образование, лишь бы он подвизался как должно.

Все тропы Афона исхожены ногами святых, проводивших годы в аскезе, тяжелой работе и трудах. Помимо их аскетического подвига, бдения и монашеского правила, они были вынуждены сами заботиться обо всех своих нуждах и добывать пропитание, нося на себе тяжести, с торбой на спине. А главным их подвигом было послушание. Многие монахи удостаивались таким образом великих дарований.

Вы знаете, что происходит ночью в миру, если говорить о грехе. Греховные заведения украшены ярким освещением, и там совершается поклонение бесам, а также многие другие бесчинства; демоны там ликуют и радуются, погружая души людей в разврат и адский огонь. А теперь через созерцание мысленно перенеситесь на гору Афон и посетите ее ночью. В каждом монастыре, в каждом скиту, в каждой пещере вы увидите маленькие огоньки: это есть не что иное, как церкви, где монахи при свете свечей и лампад служат и молятся не только за себя, но и за весь мир.

Гора Афон — пристань спасения; она очень помогла людям в прошлом и по сей день продолжает помогает им той святостью, которая присуща ее монахам. Миссия Святой Горы была и остается священной. Взгляните, как ее посещают люди равнодушные, из простого любопытства — и как меняются, как перерождаются они, как возвращаются домой совершенно другими и делятся своим опытом с ближними, принося пользу родным и знакомым. Эти люди приходят в монастыри и с восхищением смотрят на монахов, а потом со смущением говорят: «Эти молодые ребята — как они могут побеждать грех, как они могут содержать себя в целомудрии, непорочности и чистоте? Почему мы не можем хранить воздержание в том или этом, тогда как эти люди — молодые, красивые, с образованием, научными степенями — подвизаются здесь, на Святой Горе, внутри четырех монастырских стен! Ночь они проводят в бдении, днем работают, отсекают свои желания и упражняются в добродетели, смиряют себя, отказываются от своей свободы ради любви Христовой, и их лица сияют от непорочности и чистоты! Почему мы не можем поступать таким же образом?»

Когда я был в пустыне, однажды ко мне подошел один человек в сане и сказал:

— Отец, как вы можете жить в этом месте? И почему этого не можем мы, ведь мы тоже носим рясу!

Я улыбнулся ему и сказал:

— А что здесь такого особенного?

— Я бы не остался здесь ни за какие блага!

На это я ответил ему:

— Даже если мне дадут все сокровища мира, я не променяю их на то счастье, которое я испытываю, живя здесь! Я и шагу отсюда не ступлю!

— Но здесь, посреди пустыни, в изгнании, какое тут может быть счастье?

— Такое, какого ты не знаешь. Потому что если бы ты знал то блаженство, которое чувствую я, тогда ты бы понял, о чем я говорю! Но это заслуга Божия, не наша. Наше только произволение, а всю работу делает за нас Бог!

Мы жили в пустыне, в рощах, на камнях, и у нас не было абсолютно ничего. Не было даже вдоволь воды, так что мы пили собранную дождевую воду. Не было кроватей и вообще никаких человеческих удобств. И, тем не менее, мы чувствовали величайшее, божественное счастье. Для благословенной молитвы души достаточно было всего лишь тишины.

Как-то раз к нам пришел из мира один священник и, поскольку нам негде было его разместить, я освободил свою келию и устроил его в ней. Ночью он проснулся, и его охватил страх. Мы в то время были снаружи, молились по четкам. Бедняга встал, вышел на свежий воздух и, едва завидев пустыню и скалы, чуть не упал в обморок. Я говорю ему;

— Не бойся! Все у нас хорошо!

Когда рассвело, он увидел скалу, которая нависала над моей каливой, и говорит:

— Отец, ты не боишься, что эта скала упадет?

Я говорю ему:

— Но она не падает.

— А если упадет?

— Не упадет.

— Почему бы этому не случиться?

— Потому что Бог ее держит! Если Бог пожелает, Он ее отпустит, и она упадет. Она стоит не по своей воле. Стоит, потому что ее держит Бог.

Ему это показалось сказкой или небылицей, и он наверняка подумал, что я спятил.

Также на Афоне есть известное место, называемое Карулья, где в прошлом было много русских подвижников. Их пещеры похожи на птичьи гнезда на крутых скалах, и мы удивляемся — как они там живут и как общаются между собой!

Но всего этого можно достичь только по благодати Божией, и никак иначе. Ибо кто способен оставить родителей, молодость и многие другие вещи, которым радуются люди в миру, бросить все, чтобы затворить себя на Афоне в тяжких трудах, злостраданиях, отказавшись от собственной воли, свободы, которыми упивается мирской человек, — и склонить голову в повиновении, бодрствовать и поститься всю свою жизнь?

Зачем человек все это делает? Ради желания спастись. Потому что он хочет служить Богу, достичь святости, спасти свою дущу, спасти своих родных, спасти весь мир. Но ни один человек не мог бы этого достичь, если бы на это не было воли Божией и если бы ему не содействовала благодать Господня.

Именно поэтому мы несомненно и неколебимо верим, что мы держимся не своей собственной силой — ни в коем случае, — а одной только благодатью Господней. Вот почему по благодати Божией нас не заботят мирские дела. Затворенные в монастыре, тем паче внутри келии, мы чувствуем себя абсолютно счастливыми. Никто не может понять нашего счастья. И когда благодать Божия посетит нас и Святой Дух сойдет свыше, тогда человек забывает обо всем на земле.

Мы видим, как святые монахи всю ночь бодрствуют в уединении, во мраке своих келий, в затворе, и находятся в райском состоянии, пребывают в божественном мире с такой благодатью и благословением, что глаза их становятся двумя источниками слез. Слез не только от скорби о грехах (и это тоже), но слез радости и счастья о Боге. Эти монахи живут блаженством и божественным созерцанием. Вспомним святого Григория Паламу, подвизавшегося в разных местах Святой Горы, как он весь становился богоподобным, как весь облик его светился от Божественной благодати, и все приближавшиеся к нему понимали, что этот святой ночью общался с Богом.

Когда такой святой монах разговаривает с Богом, не думайте, что его заботит только свое собственное спасение. Поскольку Бог есть любовь, Он по Своей любви дает этому святому ходатайствовать за весь мир, дает силы и благодать, удостаивает дерзновения собеседовать с Собой о тех вопросах, где требуется помощь и миру. По молитвам этих святых Бог посылает в мир Свою благодать, и мы видим, как люди, прежде равнодушные к своему спасению, полностью меняются и через покаяние возвращаются на путь Божий. Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф. 7:7).

В житии аввы Варсонофия мы читаем, что этот святой собеседовал со Святой Троицей. Подобно тому, как кто-то выступает на каком-то канале и дает интервью, и на него смотрит весь мир, так святой Варсонофий разговаривал со Святой Троицей о проблемах мира, а Бог отвечал ему. И при этом он ведь был затворником и совсем не выходил из своей келии. Как он не задыхался, все время сидя внутри, неужели он перестал быть человеком, которому требуется свежий воздух? Тем не менее, ему это не было нужно. На нем почивало дуновение Святого Духа, и он плыл по волнам моря и океана божественного блаженства.

Монашество неоднократно заявляло о своем присутствии в трудные для Церкви времена, вставало во весь рост и преодолевало ереси. Наверняка вы слышали о том, что произошло во время правления Иоанна Векка, латинствующего патриарха Константинопольского. После возвращения православных в Константинополь с Флорентийского собора (на котором святой Марк Евгеник осудил унию латинян с православными) царь Иоанн, предпоследний Константинопольский император, выдвинул патриархом еретика — латинствующего Векка.

Последний тогда пришел на Афон, чтобы подчинить себе этот светоч православия и монашества и вынудить монахов согласиться на унию. Если бы Святая Гора пошла на это, Православие бы исчезло. Но Афон воспротивился, поднялся во весь рост, во главе, конечно, с Пресвятой Девой, покровительницей и хранительницей Святой Горы. И когда Векк двинулся с армией, чтобы склонить монастыри, скиты и даже афонские пещеры принять унию с католиками — в тот час, когда они прибыли к стенам болгарского монастыря Зограф, один подвижник пел Акафист Пресвятой Богородице. И в тот момент, когда он произнес: «Радуйся, Невесто Неневестная!», он услышал голос: «Радуйся и ты, старче! Знай, что латинствующий патриарх Векк идет на вас с войском. Ступай, предупреди отцов, чтобы они закрыли врата и не принимали его в монастырь как еретика».

Подвижник побежал, известил игумена с отцами, и они заперли ворота и затворились в монастырской башне. Конечно, с той военной силой, что у них была, враги выломали ворота и ворвались внутрь, однако они не могли проникнуть в башню. Отцы с башни обличали латинствующих, называя их предателями Православия. Тогда Векк с солдатами развели огонь и сожгли отцов внутри башни. Так отцы проявили себя святыми мучениками и исповедниками нашей веры.

Еретики также подошли к Кариесу и к Протату. Но и там отцы оказали сопротивление. Тогда они захватили многих, даже детей, которые работали там со своими родителями, и всех убили за стенами Протата. Доказательством достоверности этого предания является то, что много лет назад на находившейся за пределами Протата могиле, где возжигали лампадку, при извлечении останков обнаружили мощи святого монаха из Ватопеда, который был заколот Векком, а также останки маленьких детей, которые тоже исповедовали Православие и были усечены мечом. Единственной ошибкой, которая произошла тогда на Афоне, было то, что когда Векк подошел к Великой Лавре — самому большому нашему монастырю, — большинство монахов сопротивлялось, однако три-четыре начальствующих иерея были введены в заблуждение, после чего они пошли на уступки и сослужили с латинствующими. Когда через какое-то время их останки, которые не приняла земля, стали извлекать из могил, они были страшно раздуты и были похожи на бесов; вид их был настолько ужасен, что невозможно было на них смотреть. Вот исчерпывающее доказательство того, что значит католицизм.

Вопрос этот чрезвычайно серьезен, и он совершенно не таков, каким нам его представляют и преподносят. Если мы рассмотрим этот вопрос с церковной точки зрения, мы увидим, что в латинской вере не осталось ничего из того, во что верит наша Православная Церковь. Не осталось ничего, что не претерпело бы изменений и не было бы отравлено чем-то антиправославным и антидогматическим. А вершиной этих ошибок, разумеется, было то, что они исказили святейший Символ веры, принятый на двух Вселенских соборах и утвержденный остальными Соборами. В соответствии с этими соборными постановлениями предается анафеме и отлучению от Церкви, не сподобляется православного погребения и прощения грехов тот, кто изменит хотя бы йоту или черту в Символе веры (ср. Мф. 5:18) (не то что добавит слова или термины, которые меняют значение Символа). А ведь именно так поступили те православные, которые вместе с католиками подписали унию в Риме. Своей подписью они изменили Символ веры, что привело к огромному нарушению догматов и прочим последствиям.

При подробном рассмотрении мы не обнаружим у католиков ничего неискаженного, верного. Взять хотя бы водосвятный молебен, который является очень простой службой: мы видим огромную разницу между православной святой водой, которая не портится и благоухает, и «святой» водой католиков, которая спустя некоторое время протухает.

Вот почему мы, православные, должны стараться как можно точнее соблюдать наши православные догматы, дабы суметь затем разъяснить их ценность нашим детям. Мы обязаны и должны рассказывать им о ересях, хорошенько осветив этот вопрос, чтобы они были защищены истиной и никогда не погрешали против веры. Будем внимательны к смешанным бракам и прочим вещам подобного рода, которые, конечно, часто происходят здесь, за рубежом, однако не соответствуют канонам нашей Церкви.

Мы видим, что, как тогда гора Афон оставалась укреплением и неприступной крепостью Православия и монашества, так и поныне она продолжает строго хранить традиции в том виде, в каком приняла их от первых своих отцов и основателей монастырей. И сегодня в случае какой бы то ни было опасности афонские монахи, серьезно обдумав каждый вопрос, являют свою веру и исповедуют православное учение. Разница лишь в том, что ранее монахи освящали гору Афон своей жизнью и божественным просвещением, тогда как ныне здесь живем мы, ничтожные и недостойные.

Сожалею и сокрушаюсь по поводу своего жития, потому что я ничего не сделал и никак не откликнулся на учение и святость наших Святых Отцов. Нынче немного святых, украшающих собой Святую Гору. Разумеется, от камения сего воздвигнути чада Аврааму (Мф. 3:9). Верим, что и в настоящее время — когда из-за умаления подвижничества мы не можем достичь святости наших отцов и дедов, которые совершали великие подвиги и получали дары Святого Духа, — Бог, умноживший количество монахов на Святой Горе Афон, снова и снова явит нам святых.

Не так много лет назад мы претерпевали печали и скорби, поскольку монашество приходило в упадок, уменьшалось как по численности, так и по силе. Еретики, посещая нас, подметили это. Они увидели, что Святая Гора «постарела», что сюда не приходят молодые, а старцы через несколько лет скончаются, и принялись за нападки на Православную Церковь, предвкушая победу. Однако Пресвятая Дева, Преблагословенная Богородица, Которой так горячо поклоняются монашествующие, не оставила этот оплот и светоч Православия на попрание врагам и подарила ему новый расцвет. Сейчас здесь процветает молодежь, образованная и одухотворенная, полная жажды достигнуть высот в духовной жизни, полная устремленности достичь меры древних отцов, подвизаться, бдеть и практиковать умную молитву, являющуюся украшением монашеской жизни.

Есть и другая сторона монашества. Это женское монашество. Вся Греция усеяна монастырями. Нет места, где не находилось бы монашеской обители. Это большое благословение для каждого места — иметь монастырь. И чем больше общество погружается во тьму греха, тем чаще появляются души, восстающие против диавола и становящиеся насельниками монастырей — этих твердынь и бастионов Православной веры. Даже простое посещение монастыря приносит пользу и меняет того, кто увидит эти чистые девственные лики. И эти души готовы действовать, когда настанет время исповедничества и борьбы.

Нам нужны ваши благие пожелания и молитвы, чтобы мы смогли жить в духе старых отцов Афона, которые прежде вели здесь дивное житие. Господь сподобил нас повстречаться и жить рядом с такими святыми людьми, благодатными подвижниками, которые творили чудеса и в наше время. Молитесь за нас, чтобы нас становилось все больше, чтобы гора Афон еще более населялась монахами, потому что так наполняется крепость Православия — наисвятейшее место в мире, место монашеской благодати и святости. Нам тоже нужно понимать это и продолжать, насколько возможно, пусть и издалека, следовать по стопам наших святых отцов, живших здесь прежде нас.

Помолитесь, чтобы Бог даровал нам подвижнический дух‚ потому как все мы пришли из этого мира, из обычных семей, и мы тоже — обычные люди, со своими страстями и немощами, и мы боремся против зла и страстей. У нас два «внутренних я». Первое — ветхий Адам, древний человек со страстями и слабостями, второе — новый Адам, по благодати Божией принятый нами в Святом Крещении. И ветхий человек сопротивляется и восстает, стремясь господствовать и преобладать над новым человеком. Вот почему нам нужны и ваши молитвы, которые помогут нам победить ветхого Адама, чтобы возобладал новый Адам, возрожденный по благодати. Если отцы, подвизающиеся в монастырях, удостоятся дерзновения перед Богом и обретут святость, то и другие будут черпать от этой святости силу и благодать. Их молитвы будут услышаны, и их плодом станет то, что Бог даст миру прощение грехов и просвещение ко спасению.

Как мы молимся за вас, так молитесь за нас и вы. Пусть взаимное попечение друг о друге и молитвы ведут нас с вами по пути света, по пути благочестия, по пути Православия, которое является украшением каждого христианина. Все мы грешны и просим Бога о прощении, но в вопросах Православия мы должны стоять мужественно и твердо, чтобы мы могли сподобиться Царствия Божия.

Однажды отцы захотели испытать великого подвижника, авву Агафона, но скорее сами получили урок. Они его спросили:

— Авва Агафон, ты корыстолюбец? Так про тебя говорят.

— Да, верно.

— А говорят еще, что ты блудник!

— Все так.

— Но говорят еще, что ты нерадивый лентяй!

— Да,

— А еще сказали, что ты еретик!

— Нет, я не еретик, Я православный.

— Но почему ты соглашался в остальном, а это отрицаешь?  

— Согласиться с остальным было полезна для моей души, потому что это ведет к смирению. Но ересь ведет к потере Бога и спасения. А я ради них прибыл сюда и стал монахом.

Пример аввы Агафона показывает незыблемую истинность того, что без Православия никто не достигнет Небес. Вот почему всеми силами своей души мы должны держаться нашего святого учения. Не отступим от Православия ни в чем, ведь у нас есть епископы, священники и монахи, которые нас направляют, а еще есть простые христиане, которые крепко и отважно стоят на страже Православной Церкви.

Когда настанет время исповедничества и, по попущению Божию, в мире явится антихрист, чтобы ввергнуть нас в искушение, то в этой войне у нас будут и опытные проводники, и полководцы, потому что святые не исчезнут с земли до самых последних времен.

И, как мы уже говорили, — хотя мы и оплакиваем свое жалкое состояние и пребываем в опасности попасть в вечную муку, — внезапно может все измениться: мы можем оказаться исповедниками и получить мученические венцы во славе небесной и занять дивное место в Раю. Святые последних времен — это исповедники Православной веры, свидетельствующие о Божестве Иисуса Христа. В то время война будет идти за то, веруем ли мы в богочеловечество Христа или нет.

Давайте пожелаем, чтобы все мы сподобились этой великой благодати — дать святое исповедание веры и быть сопричтенными к воинству торжествующей Церкви. Аминь.

Старец Ефрем Филофейский, «Искусство спасения», том 2, издание монастыря Филофей, Святая Гора Афон

Все новости
  • Монашество