Брак или монашество?
Интервью с митрополитом Афанасием Лимассольским
– Монашество – это призвание, и, наверное, не все его достойны. Однако ваша беседа показывает, что человек должен приложить усилие, чтобы достигнуть его. То есть кто-то может этого хотеть, но не быть достойным следовать этим путем.
– Конечно, монашество не для всякого, да мы и не должны все следовать внешне одним путем. Суть в том, чтобы отринуть грех, свои страсти и возлюбить Христа больше всего. Решим ли мы стать монахами или жениться – это вопрос нашего свободного предпочтения. Мы выбираем. Но независимо от того, становимся ли мы монахами, семейными, безбрачными или миссионерами в Африке, надо любить Христа больше всего. Об этом говорит Евангелие. Об этом хочет сказать Христос, что прежде всего надо возлюбить Его. А все остальное – на наш выбор.
Бог не скажет нам, что нам сделать. Мне Бог никогда не говорил стать монахом. А почему Он должен говорить мне и каждому в отдельности? Мы свободны. Мы сами принимаем решение сделать то или это. Так же, как и когда кто-то женится, Бог не скажет ему: «Иди, женись!» – и не станет говорить, на ком ему жениться. Правильно? Ты откроешь глаза, чтобы лучше посмотреть, на ком ты женишься, за кого выходишь замуж, будешь искать и найдешь человека, который придает тебе чувство полноты, притягивает тебя, утешает. А не так: «Христе мой, умоляю Тебя: открой мне, на какой девушке жениться!» И если тебе приснилась какая-то, то пойти и на другой же день жениться на ней или начать искать ее. Не так это делается. Мы должны понять, что это вопрос нашей свободы. И что бы мы ни делали – любовь ко Христу и свобода от греха и страстей превыше всего.
– Вы провели различие между словами Христа «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» и «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать…». Вы хотите сказать, что одно относится к монашеству, а другое…
– Нет. Кто любит Бога больше всего, тот оставляет все остальное. Когда я люблю Бога больше всего остального, я могу внешне не оставлять своих родителей, заботиться о них, помогать им, да я и должен это делать, но сердце мое отдано Христу.
– Без смены местоположения?
– Без его смены. Увы, все не могут стать монахами, да это и неосуществимо. Теоретически подобное возможно, но на практике – нет, не все люди хотят стать монахами.
– Когда кто-то хочет стать монахом, как ему понять, что он предназначен для этого?
– Подойди потом, я скажу тебе, потому что… твой вопрос опасен. Видишь, вон там нас записывают! (Смеется.)
Смотри, кто хочет жениться, тот пойдет и женится, что бы ему ни говорили другие. Сердце диктует ему это. Даже если мать скажет ему: «Не надо!»; даже если все будут говорить: «Не надо!» – если он любит девушку, то возьмет ее. А если мать скажет ему: «Не бери ее!» – и он ее послушает и не возьмет, значит, он не заслуживал того, чтобы на ней жениться.
Те из вас, кто собрался вступить в брак и видит, что ваш парень или девушка слушает только родителей и из-за этого не решается связать свою жизнь с вами, гоните его, он не для вас. В браке надо оставить мать и отца и прилепиться к своей жене, так говорит Бог (Мф. 19: 5). Кто в браке слушается только мать, тот заложил бомбу. Когда она взорвется – это вопрос времени. В браке у нас другое состояние.
Никто не может остановить того, кто хочет жениться, потому что он любит. То же самое происходит и в монашестве: кто хочет стать монахом и любит такой образ жизни, тот не ждет, не спрашивает у кого-то. Условно говоря, если даже Бог сойдет и скажет ему: «Не становись монахом», – он пойдет и станет. Никто его не может остановить. Следовательно, это вопрос личного выбора, а не что-нибудь другое. Я выбираю этот способ жительства, потому что он мне подходит. Свободный выбор.
Никто не может навязать тебе брак. Если же кто-то навяжет тебе его силой, женит тебя на женщине, которую ты не любишь, вы в первую же неделю разругаетесь и разойдетесь. То же самое происходит и в монашестве. Если кто-нибудь принудит тебя стать монахом или обманом сделает им, ты не на первой неделе, а уже на первый-второй день уйдешь. Потому что это вопрос того, что говорит нам сердце.
Но повторяю: в Евангелии Христос не указывает нам на внешний образ жизни – на брак или на монашество. Он указывает на реальный образ жизни во Христе, чтобы мы любили Христа больше всего и оставляли все остальное ради любви к Нему, независимо от того, семейные мы или нет. В этом смысл Евангелия.
Митрополит Афанасий Лимассольский