Честной Крест
Сегодня, в середине Великой Четыредесятницы, которую мы проходим, наша Святая Православная и честная Церковь выставляет для поклонения Честной и Животворящий Крест, чтобы напомнить нам о том, как мы были избавлены, как спасены, как искуплены жертвой Сына Божия на этом освященном Древе. Там, на Нем, было разорвано рукописание грехов наших, и мы стали свободны от проклятия греха и от уз сатаны. Об этом нам напоминает наша Церковь в установленную Крестопоклонную неделю.
Во Кресте Христовом собрано всё учение Евангелия. Христос был распят на Кресте, и Крест Его привел к Воскресению. Христос немыслим без Креста. Если отделим Христа от Креста, то Он перестанет быть Христом спасающим. А если отделим от жизни христианина жизнь распятия, то получим обмирщенное христианство, которое не может возвысить нас нравственно и духовно. Кто хорошо познал этот смысл, этот знак, кто будет верить и следовать ему, тот станет истинным, подлинным учеником и рабом Христовым. Христос для нас — совершенный пример, которому мы должны следовать и подражать.
Крест Господень являет нам три великие истины.
Первое — чтобы великая тяжесть греха была устранена, уничтожена, потребовалось, чтобы Бог телесно сошел на землю, чтобы Он стал человеком и был распят. Потребовалось, чтобы пролилась на Кресте кровь Христова, дабы смыть скверну греха. Так мы смогли найти путь, ведущий к избавлению, к спасению, к истине и свету.
Второе — крест являет безграничное человеколюбие, милосердие и любовь Бога, Который оставил небеса и сошел на землю, чтобы спаслись мы, виновные, неблагодарные, непризнательные люди.
Третье — являет великую ценность нашей души, образа Божия, которую мы по незнанию или по легкомыслию оставляем обнаженной от благочестия и добродетели, оставляем израненной, в то время как столько делаем и так заботимся о теле, которое оставим здесь!
Душа — это всё, потому что от нее живет и тело. Однако мы не ухаживаем за ней, не преподносим ей чистую и истинную пищу и потом болеем душевно из-за греха. Отравляем нашу жизнь, лишаемся благодати Божией, и на нас обрушивается куча несчастий, которые есть результат нашего удаления от Бога.
Если бы мы внимали евангельскому чтению, то услышали бы три основных условия, обязательных, чтобы быть учеником Христовым. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». К несчастью, многие христиане не знают ничего о Евангелии. Поэтому они слушают только еретиков и хилиастов. В остальном они православные, и если ты скажешь что-либо, то тебе процитируют слова «Кто хочет...» Видите, что и значение этого высказывания они не знают правильно и полностью.
«Кто хочет...» действительно прилагается к тем, кто во взрослом возрасте изъявил желание и добровольно принял христианство. Однако мы, которые при крещении сказали: «Отрицаюсь от сатаны и сочетаюсь Христу», соединились с Ним под знамением Креста, и теперь должны каждый день поднимать Крест Господень. А Крест Господень — скорби, через которые мы проходим с терпением, чтобы угодить Ему.
Наш пост является крестом, наша молитва является освятительным крестом, борьба с помыслами является крестом, наше милосердие является крестом. Однако с помощью Распятого крест становится легче. И когда постепенно мы становимся сопричастными страданиям Христовым в этой жизни, тем мы удостаиваемся стать причастны и Его небесной славы.
Евангелие всю эту неделю являет пред нам Распятого, чтобы напоминать нам, что жизнь верующего должна проходить в распятии, что христианин должен принимать волю Христову как свою волю, и что не нравится Христу — не одобрять, не следовать этому, откуда бы оно ни происходило. К несчастью, мы исключили крест из нашей жизни и сделали ее легкой, а в результате мы приобретаем обильные материальные блага, но не спокойствие совести, поскольку совершается нарушение закона Божия и присутствует ощущение вины.
Крест Христов для нас, христиан, это и символ любви, потому что на Кресте Христос показал нам любовь, когда молился за своих распинателей: «Прости им, ибо не ведают, что творят». Таков Христос православных христиан.
Еще это символ жертвы. В то время как мы были врагами Христа, Он так возлюбил человека, что принес себя в жертву, пострадал и был распят ради нас, чтобы мы не пострадали, чтобы принести нам спасение.
Это также символ победы и торжества, непобедимое оружие против демонов, против помыслов и страстей. Достаточно использовать его правильно — с верою, со смирением, с добродетелью. И тогда «Трепещет ши трясется, не терпяй взирати на силу Его» диавол и его силы.
Честной Крест по промыслу Божию охраняет не только верующих, но и иноверных. Некий еврей оказался в языческом храме и остался там на ночь. Поскольку он подумал, что в этом месте обитают демоны, а демоны боятся креста, то перекрестил изголовье и улегся спать. Пришли демоны и стали обсуждать, какое зло они сотворили в мире. Увидели спящего еврея и решили его искусить. Подошли к нему, чтобы причинить зло, но не могли. Сказали: «Этот сосуд нечист, но он опечатан!» Еврей, который слышал их, познал силу Креста и стал верным христианином, а затем монахом. Какую же силу имеет Честной Крест!
Крест является всесильным оружием для верных, когда у нас есть добродетель. Если ее нет, то мы становимся лицемерами, фарисеями, обманщиками и не получаем благодеяний, проистекающих от распятия Богочеловека Спасителя Христа.
Я приведу вам несколько примеров, чтобы мы посмотрели, исполнили ли мы наш долг в своей жизни или же пошли на компромиссы, являющиеся уступками и предательством по отношению к евангельским и отеческим началам нашей Церкви.
В Финляндии в наши дни произошло следующее: некий профессор истории читал лекцию перед учеными. Перед чем начать, он самым искренним образом совершил крестное знамение. Когда же он завершил лекцию, один из слушателей спросил:
— Вы по обычаю или демонстративно перекрестились?
Профессор ответил:
— Мы, православные, когда начинаем какое-либо дело, когда находимся среди других, когда едим, когда пьем, когда путешествуем, когда идем спать, то крестим члены наши орудием нашего избавления, нашего освящения и спасения нашего — честным крестом. Мы делаем это по долгу, поскольку тем самым исповедуем веру нашу и просим о великой милости Богочеловека Христа. Я вам скажу, что, читал бы я лекцию в Нью-Йорке, в Москве и в Тиране, я тоже бы совершил крестное знамение.
А мы стесняемся свершать крестное знамение, когда проходим мимо храма, или за столом, а иногда и тем, как мы это делаем, мы насмехаемся над крестом. Так мы показываем, насколько слабая у нас связь с символами нашей веры.
На острове Хиос в 1821 году, когда турки владели островом (черные и тяжелые были времена), двадцать тысяч жителей острова, в основном молодых, находились на пристани в ожидании смерти. Им сказали:
— Наступите на крест, и вам будет дарована жизнь!
И в один голос все воскликнули:
— Да здравствует Крест Христов!
Они наложили на себя крестное знамение, и всех их зарезали. Такова вера христиан. А у нас, находящихся среди христиан, нет героизма сказать, кто мы. Это может показаться формальностью, но показывает суть, если совершается с благочестием и вниманием.
Придут времена безбожия и исповедания, и потребуется, чтобы мы исповедали Христа пред людьми и тиранами, даже через мученичество. И хотя у нас нет произволения, все же Бог может нам дать силу исповедания, и в одно мгновение мы станем мучениками, примем венец и войдем в Царствие Небесное.
Церковь многое сказала сегодня своими благословенными песнопениями. Мы напомним только одно: «Кресте всечестный, освяти наши души и телеса силою Твоею» и «Силою Креста Твоего спаси нас, Господи. Аминь».
Старец Ефрем Филофейский, «Искусство спасения», том 2, издание монастыря Филофей, Святая Гора Афон