Что такое смертный грех?
– Почему одни грехи считаются смертными, а другие нет? Можно ли это понять так, что те, кто совершил смертные грехи обречены идти в ад, а если не смертные, то могут с ними попасть и в рай?
– Любой грех отдаляет человека от Бога, любой нераскаянный грех, каким бы маленьким он не казался тому, кто его совершил, является препятствием для человека на пути в рай. Более того: если человек считает свои грехи «легкими», не кается в них, не делает усилий по своему исправлению, то он идет в сторону ада. Апостол Павел прямо пишет в Послании к Коринфянам: «неправедные Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9). Чтобы войти в него, человеку нужно уже во время земной жизни обрести почти ангельский образ.
Человеку своими силами невозможно этого достичь, невозможно освободиться от греховных пут, но нет ничего невозможного для милосердия Божия. Мы говорили уже о благоразумном разбойнике, которого Господь за покаяние и исповедание веры в Сына Божия в последний час его жизни сподобил рая. Говорили и о том, что его мучительная крестная смерть, как наказание от государства за совершенные им грехи, была расплатой за них, и давала ему возможность последнего выбора, пока он еще жив. Поэтому благоразумный разбойник может быть для нас примером в том, чтобы последний час своей жизни, каким бы тяжелым он ни был, посвятить открытому обращению к Богу. Но это совсем не тот пример, что можно грешить, покаяться в последний момент, и Господь все простит «просто так». Ни один обремененный грехами человек не войдет в рай.
В отношении самого понятия смертных грехов – в Православии нет какого-то официального их перечня. Смертным является любой грех, от которого человек не может освободиться, поработивший его волю. Чем больше мы потакаем своей плоти, тем больше она мешает нам идти по пути спасения, тем глубже погружает нас в пучину греха. Погубить душу и тело человека могут и блуд, и пьянство, и наркотики, и обжорство; и такие более тонкие грехи, как гордость, зависть, гнев, сребролюбие.
Когда человек живет по законам плоти, по законам падшего мира, то его гормоны могут отключать у него критическое восприятие происходящего. И он ни перед чем не останавливается в своем желании удовлетворить похоть, или получить очередную дозу наркотика или алкоголя. Но есть люди, которые с этими непреодолимыми, казалось бы, желаниями справляются. Если человек справился, как ему кажется «сам», то он может возгордиться, и новая его страсть будет более сильной и разрушительной, чем прежняя. Почему «кажется»? Потому что на самом деле, возможно, это просто демоны отступили от него на время, перестав искушать в привычном ему грехе, предвидя, что через это ввергнут его в еще большее зло. Но если освобождение от греха произошло после обращения к Богу, то человеку нечем гордиться: он сознает, что освобождение – не его заслуга, а милость Господа. Поэтому для него возможно полное исцеление при условии не возвращения к прежним грехам.
Если человек не молится, не постится, не исповедуется и не причащается, то плотская сила имеет над ним очень большую власть. Некоторые сутками не могут спать, не могут есть, пока не удовлетворят свое желание. И это касается не только чисто плотских грехов, но и тех, которые связаны не с телом, а напрямую с темной духовностью. Например, сребролюбие – некоторых оно так порабощает, что люди в прямом смысле слова теряют человеческий облик.
Поэтому нужно помнить, что нет «простительных» грехов – любой грех отводит нас от Бога. Это касается и таких грехов, на которые многие даже внимания не обращают – матерная брань, осуждение, злословие. Нужно бороться со злом в себе через молитву и пост, покаяние и причащение, участие в церковной жизни. Если мы вступим на этот путь не оглядываясь назад, то Сам Господь будет нам на нем Помощником и Покровителем.
Иеромонах Михаил (Чепель)