Чудо святого Феодора Тирона
Святой Феодор Тирон претерпел мучение и смерть за веру в начале IV в. (около 306 г.). Чудо, о котором пойдет речь в этом повествовании, случилось спустя более 50 лет после кончины мученика.
С 361 по 363 год от Рождества Христова христиане претерпевали сильные гонения: на престоле Римской империи тогда был Юлиан, прозванный «Отступником» за то, что, будучи крещенным христианином, отрекся от веры и попытался возродить в империи язычество.
Начались не только репрессии (известно о многих пострадавших за Христа в краткий период его правления), но и кощунственные выходки, имевшие целью надругаться над верой христиан. Так, на первой седмице Великого Поста 362 г. император велел окропить кровью жертвенных животных, которых язычники приносили своим «богам» все, что продавалось на рынке в Константинополе. Так, по его мнению, христиане оказывались бы вынуждены вкусить «идоложертвенную» пищу, и не просто нарушили бы пост, но как бы почтили «богов». При этом о замысле императора христиане не знали.
Тогда предстоятелю Константинопольской Церкви, архиепископу Евдоксию, явился наяву, как живой, неизвестный человек, который повелел:
– Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью.
На недоуменный вопрос архиерея, чем же питаться тогда верным, человек этот сказал:
– Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений.
При этом оказалось, что слово «коливо» было незнакомо архиепископу, так что святой пояснил, что это – пшеница, сваренная с медом. Тогда же он назвал и свое имя – Феодор, пострадавший за Христа, то есть Феодор Тирон.
Случай, вероятно, положил начало не только традиции церковного употребления колива, но и почитанию святого, который этим чудом стал известен Церкви.
Как память о чуде, все последующие годы Церковь в субботу первой седмицы Великого Поста стала освящать коливо и раздавать его народу. Впоследствии традиция перешла из Византии и на Русь – и сохранилась даже до наших дней.