«Дал наследие боящимся имени Твоего, Господи»
«Дал наследие боящимся имени Твоего, Господи» (Пс. 60:6). То есть Бог дал часть и долю в Царствии Небесном боящимся имени Господа. Эти умилительные слова мы слышим на воскресных вечернях во время Великого поста. Какой глубокий смысл несут в себе эти слова царя и пророка Давида!
Так же как отец перед смертью разделяет свое имущество поровну между детьми, и каждый получает часть отцовского богатства в наследство, как для того, чтоб быть обеспеченным экономически, так и для душевного утешения, ибо у него остается что-то от отца, свидетельствующее, что он истинный его сын, подобным образом и Отец Небесный дарует Своим истинным детям, верующим в Него и боящимся Его, вечное наследство, долю в Царствии Небесном, в Горнем Иерусалиме, в неизреченных благах Рая.
Что такое страх Божий? Это светильник, который нам светит, чтобы мы шли по правильному пути — пути, ведущему в Царствие Божие. Подобно тому, как когда у нас есть светильник, который светит нам, ходящим во тьме, и свет становится нашим спасением, нашим путеводителем, так и когда мы имеем страх Божий перед нашими глазами и в наших мыслях, то где бы мы ни находились, где бы ни оказались, днем или ночью, дома или на улице, он светит и удерживает нас.
Страх Божий абсолютно необходим, чтобы нам хранить пути Господни; потому что сей страх избавит нас от разбойников, как избавляет нас чувственный свет, так что мы видим - где ловушка, где яма, где подстерегающий нас враг. Во тьме мы можем наткнуться на стену, на гору, споткнуться о большой камень и упасть в пропасть, или упасть в реку и утонуть. Однако, когда мы имеем свет страха Божия, мы преодолеваем и избегаем все эти опасности. Напротив, отсутствие страха Божия может нас привести к большим ошибкам.
Конечно, есть два вида страха: сыновний страх, то есть страх чада Божиего, и рабский страх. Рабский страх - это страх, вынуждающий нас проявлять послушание во всем, что приказывает господин, потому что в ином случае нам грозят розги или тюремное заточение, или потеря работы, которая лишит нас заработка, пропитания и т. п. Сыновний же страх - это как когда ребенок любит и почитает своего отца. Ребенок не хочет сделать плохого, потому что боится расстроить и огорчить отца. Это его отец, и сын должен его слушаться, потому что так предписывает закон Божий, а также здравый смысл и справедливость. И когда ребенок так слушается, это означает, что он боится своего отца не из-за того, что тот его накажет, а по любви, потому что тот его родил и потому что тот старше по возрасту. Так же и в наших отношениях с Богом - если мы духовно совершенствуемся, тогда мы переходим от рабского страха к сыновнему, который является самой благородной формой страха Божия.
Взирая на творение вокруг нас, мы, в соответствии с разумным ходом вещей, восходим к вере в Бога: от человека к Создателю и от творения к Творцу. Настоящая вера в Бога рождается именно так - от следствия к Причине. Так мы приходим к вере в существование Бога несмотря на то, что не видим Его своими телесными очами. Бог, как абсолютный Дух, невидим. Мы не можем Его постигнуть, потому что Он непостижим. Мы не можем Его ограничить, потому что Он безграничен. Мы не можем заключить Его в своем разуме, потому что Он «незаключим», Он превыше вселенной.
Вселенная в сравнении с безграничным Богом - микроорганизм! Человеческому глазу микроорганизм невидим, а чтобы его разглядеть, необходим специальный медицинский микроскоп. Таким же образом мы можем поставить в сравнение вселенную и бесконечность Бога. Подумайте только, кем являемся мы, если вселенная - это микроорганизм в сравнении с Богом. Мы зависимый и несуществующий ноль.
Так с верой, от создания к Создателю и от творения к Творцу, мы приходим к вере в Бога. Эта вера рождает в нас страх Божий. Конечно, в нашем естестве с самого начала его сотворения есть религиозное чувство и ощущение, что есть что-то большее нас, чего мы не можем постичь, но обязаны его почитать и слушаться. Человеку невозможно увидеть лицо Божие и остаться в живых. Бог сказал Моисею: «Потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). Однако пришел наш Христос, воплотился, стал человеком, пришел и был среди нас, говорил лицом к лицу, говорил нам о Небесном Отце, о нашем предназначении и т. д. Всё это мы слышали из уст Божиих, и мы не можем в этом сомневаться. Бог не ошибается, и заповеди, которые даются устами Божиими, - это то, что Бог хочет от человека.
Однако как нам воспитать в себе страх Божий? Мы должны поверить в Него. Чем больше мы в Него верим, тем более через веру открываются душевные очи, и мы начинаем Его видеть. Но, чтобы открылись наши душевные очи, наша жизнь должна быть добродетельной, внимательной и аскетической. Тогда изменятся наше состояние и настрой сердца к Богу. Пока мы Его не видели, мы Его не боялись. Чем больше открываются наши очи, тем больше мы боимся, чтим и почитаем Бога. Когда, например, мы видим, что за нами следит полицейская машина, мы все снижаем скорость, чтобы нам не выписали штраф.
Поэтому чем более человек видит Бога, тем более в Него верит, тем более Его боится, а также становится смелым, терпеливым, наша надежда крепнет, и приходят все прекрасные плоды веры. Итак, когда рождается вера, автоматически рождается и страх Божий по отношению к закону Божиему.
«Дал наследие». То есть дал наследство, как отец дает своим детям. Какие дети удостаиваются наследства? Те дети, которые останутся верны родителям и будут отдавать им должное с почтением и послушанием. Так и христиане, имеющие страх Божий в душе, исполняют закон Божий и удостаиваются получить часть в грядущем наследии Царствия Небесного. Поэтому Христос сказал: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2).
Посему мы должны понуждать, заставлять себя стать настоящими Его детьми. Безусловно, Бог создал и нас, и весь остальной мир; но Его детьми считаются те, кто верит в Его существование, верят в Него как в Отца, любят Его, боятся и слушаются. Когда мы имеем в душе страх Господень, мы стараемся исполнять Его заповеди. Кто Меня любит? Тот, кто исполняет Мои заповеди (Ин. 14:15). Вот эти Его дети получат часть и долю в вечном богатстве Бога в ином мире.
Что же такое богатство иного мира? Это те блага, которые видел в исступлении великий апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).
И святой Андрей, Христа ради юродивый, который в исступлении был возведен в Рай, рассказал нам о нем еще более подробно. Человеческий ум поражается, размышляя о том, что уготовала десница Всевышнего. И блажен Тот, кто удостоится этого наследства!
Итак, необходимым условием для преуспеяния в нашей духовной жизни является страх Божий, и когда мы согрешаем мыслью, словом или делом - и первый согрешаю я, и мне должно каяться - мы должны обращать взор нашей души к Богу и говорить: «Согрешил, Боже мой, прости меня, я совершил ошибку, но я исправлюсь. Ведь я человек и поэтому поскользнулся. Прийди ко мне на помощь, дай мне Свою руку и выведи меня из места моего падения». А кто не поскальзывается и не падает? Только Бог не совершает ошибок.
Подумайте только: мы имеем одного диавола - себя самих, второго - самого диавола, духа лукавого, и третьего диавола - мир. То есть у нас три диавола, три врага, которые постоянно борются против нашей души, чтобы ее погубить. В зависимости от того, сколько у человека страха Божия, настолько он и внимателен к своей жизни. Ведь у одних страха Божиего больше, и он похож на свет, у других меньше - и он похож на светильник, а у третьих еще больше - и он похож на сияние.
Поэтому мы должны попросить у Бога умножения страха Божиего в душе, как апостолы просили у Христа: «Умножь в нас веру» (Лк. 17:5). Давайте попросим у Бога, чтобы Он нам помог правильно подвизаться, дабы обрести в себе признаки богосыновства. И когда мы будем проходить мытарства, имея эти признаки настоящего чада Божиего, бесы не смогут нам воспрепятствовать, потому что мы не будем на них похожи. Образ нашей души будет божественным, и мы беспрепятственно поднимемся ввысь. Аминь. Буди.
Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»