Дары Божии и ясновидение экстрасенсов
– Отец Михаил, Вы встречались со многими людьми святой жизни, со старцами. Расскажите о дарах Божиих: в чем разница между ясновидением старцев и экстрасенсов?
– У каждого человека в мире есть дар Божий. Дар – потому что он создан по образу и подобию Божию. У большинства людей (кроме случаев тяжелой умственной отсталости) есть дар разума, свободной воли. У многих есть дар веры в Бога. Это великий дар, разумные люди просят, чтобы он приумножался: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Каждый человек имеет дары от Бога; вопрос в том умеет ли он их видеть и на что использует. Великое чудо, что мы люди. Всегда радуюсь, когда езжу по миру, что Бог даровал мне счастье быть православным христианином, благодарю Его за это. Есть люди, которые получают больше даров Святого Духа, чем обычные люди, которые не получают их потому, что просто не хотят. Зачем дары тем, кто целиком погружен в мирскую многосуетность? Для того, чтобы они стали для них непосильным бременем и лишним осуждением?
Нужно понимать еще, что многие люди святой жизни никогда не будут себя показывать таковыми, потому что боятся, что слава мира лишит их благодати Божией. Некоторые из них даже представляются юродивыми со странным поведением. Могут валяться в грязи, спать в навозе.
Что касается дара ясновидения. Те святые, которым он дан, обладают даром выхода за пределы времени, и видят настоящее, прошлое и будущее. Почему старцы многое видят и понимают о человеке? Потому что они выходят в вечность из нашей временной земной жизни, оставаясь в то же время земными людьми. Когда общаешься с ними, «страх» берет от осознания, чему они причастны. Многие, чувствуя это, стремятся попасть к старцам, которых сейчас очень мало, отнимают у них время бытовыми вопросами, которые вполне и сами могли бы решить. Но и старцы не все видят; они видят, что в данный момент нужно конкретному человеку для его спасения, поэтому порой молчат. Господь не открывает.
Что касается ясновидения у экстрасенсов. У старцев дар ясновидения приобретается многими и многими годами молитвенного подвига, например, преподобный Серафим Саровский сорок лет молился, прежде чем выйти на старческое служение, три года молился, стоя на камне. И старцы никогда не просят себе даров. У экстрасенсов же совсем иная система. Как они обещают, без всякого труда, за короткое время, от двух недель до года, у вас откроется так называемый «третий глаз». Они говорят, что там, где гипофиз, есть рудимент: какой-то древний атрофированный глаз. Есть даже легенда о циклопах с глазом во лбу. И вот кто-то пытается этот третий глаз открывать. Это явно не Божие дело. То, что они видят, рассчитано на бытовой уровень. Диавол, с его огромным опытом, может видеть желания человека, и если тот поверит в предсказания экстрасенса, то подсознательно запрограммирует свою жизнь под них, и потом будет считать, что они сбылись. Экстрасенсы – игрушки духов темного мира, которых они впускают в себя через свои оккультные занятия, а наивно думают, что сами такие гениальные. Ясновидение такого рода может довести до сумасшествия, потому что если он впустил в себя темного духа, а потом «взбрыкнул», то может быть доведен этим духом до сумасшествия, отчаяния.
Никогда не нужно участвовать в делах тьмы. Не участвуйте в гаданиях, не слушайте астрологов, не ходите ни на какие курсы экстрасенсов – это все страшно и опасно. Это очень тяжелый грех, обратиться после которого ко Христу крайне трудно. Были примеры, когда экстрасенсы каялись, даже уходили в монастырь, а потом выходили из него – так держал их сатана. Или же подвергались сильным внешним нападениям. Священномученик Киприан, бывший колдун, претерпел мученическую смерть в конце своего христианского пути.
То же самое; не занимайтесь практиками шаманизма. Там двойное измененное состояние сознания поврежденное грехом. Господь бережет нас от подобного видения. Они видят планы иных низших миров. В белой горячке у пьяниц тоже открывается «ясновидение». Господь попускает им видеть невидимый мир, со всеми гадами, для их пользы, потому что некоторые приходят в такой шок от того, что видят, что бросают пить.
Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»