Для чего в свете одни бедны, а другие богаты?
Сын. Батюшка! Для чего иные люди бывают очень бедны?
Отец. Для того, чтобы другие были богаты.
Сын. Как это? Я не понимаю.
Отец. Когда бы всякий человек имел столько, сколько надобно, то никто бы не мог иметь больше, нежели ему надобно; и для того-то одному надобно терпеть недостаток, чтобы другой мог иметь лишнее.
Сын. Для чего же другие лишнее имеют?
Отец. Отвечай мне сперва на мои вопросы: Сожаление и щедрость не прекрасные ли добродетели?
Сын. Конечно: делать добро очень приятно.
Отец. Не жалко ли было бы, если бы люди не имели этих добродетелей?
Сын. Очень жалко.
Отец. Но могли бы люди быть милосердными и щедрыми, если бы все они были в равном состоянии, если бы одни не были в худых обстоятельствах, а другие в лучших?
Сын. Нет, тогда не о ком было бы сожалеть и не было бы случая добро делать.
Отец. Можно ли привыкнуть к какой-нибудь добродетели и в ней упражняться, если никогда не будешь иметь случая исполнять ее?
Сын. Невозможно.
Отец. И так ты видишь, что не было бы прекрасных добродетелей, милосердия и сожаления к бедным, если бы не было таких людей, которые терпели бы нужду. Для того-то и бывают в свете бедные и богатые люди, чтобы могли в нем быть щедрость и милосердие.
Сын. Однако для этого не нужно бы иным быть очень богатыми.
Отец. Очень богатые люди должны делать очень много добра своим богатством; они должны делать такие заведения в пользу бедных, каких с меньшим достатком делать нельзя.
Сын. Всегда ли они это делают?
Отец. Тем хуже для них, если они не исполняют этой должности. Бог для того только и дал им столько богатства, чтобы они делали больше добра своим братьям.
Сын. Но бедным какая же польза от того, что они бедны?
Отец. На этот вопрос должен я отвечать тебе также вопросами. – Почитаешь ли ты терпеливость, надежду на Бога, благодарность к тем, которые нам добро делают, похвальными добродетелями, и желаешь ли, чтобы они были в свете?
Сын. О! Конечно так!
Отец. Когда же имеем мы больше случая исполнять эти похвальные добродетели, тогда ли, когда живем спокойно в изобилии, или тогда, когда терпим недостаток в многих нужных вещах?
Сын. Тогда, когда недостаток терпим.
Отец. Бог хотел, чтобы эти добродетели были в свете; однако Он по всеведению своему предвидел, что некоторые люди не имели бы их, если бы не претерпевали бедности. Что же надлежало Ему сделать?
Сын. Попустить, чтобы такие люди бедны были.
Отец. Теперь понимаешь ли, какая польза бедным от того, что они бедны? – Сверх того, веришь ли ты, что есть много таких людей, которые не могли бы сносить спокойной жизни и сделались бы злыми людьми, если не должны были претерпевать недостаток и нищету. Я расскажу тебе один достопамятный пример, который тебя в этом еще больше уверит.
Один ремесленник должен был каждый день с утра до вечера мучиться тяжелой работой, для того, чтобы прокормить себя с женой и с двумя детьми. Пища их была самая худая, да и той недоставало им иногда, чтобы наесться досыта.
Однако в таких обстоятельствах не жаловались они на свою участь – были терпеливы, надеялись на Бога и ожидали Его помощи, в чем никогда не обманывались. Часто ложились они, не ужинавши на свою солому, и не знали, что будет с ними на другой день; но Божие провидение всегда посылало поутру нечто в их пользу, чего они не могли предвидеть. Иногда получали они от щедрых людей нечаянное подаяние, иногда же находили нечаянный случай заработать несколько денег. Короче сказать, это бедное семейство жило в набожности и трудолюбии и при всей своей бедности было довольно.
По несчастью, бедный ремесленник имел брата, который еще в самых молодых летах, отправившись в Индию, нашел там случай скопить великое богатство. Он возвратился в свое отечество со всем своим богатством; купил себе великолепный дом в главном городе той земли, и думал провести остаток своей жизни в изобилии и удовольствии. Но вдруг занемог он и умер. Как он не был никогда женат, то все его имение досталось бедному его брату.
Представь себе, как вскружилась голова у бедного ремесленника, когда он узнал, что имеет сто тысяч рублей. Он едва не упал в обморок, услышавши о таком нечаянном счастье. Долго был он вне себя от радости. Наконец, оправившись от восхищения, начал он заботиться о том, на что бы употребить такое множество денег.
Если бы он последовал совету своего доброго сердца, то остался бы в прежнем своем состоянии и не перестал бы трудиться, жить умеренно и быть набожным, употребляя одну часть доходов на воспитание своих детей, а другую на добрые дела. Но ложные его друзья приходили к нему и спрашивали: не с ума ли он сошел? Разве он не знает, что с таким богатством можно жить совсем иначе? Они описывали ему пышную городскую жизнь столь прелестною, что бедный ремесленник влюбился в нее до безумия.
И так уговорили его оставить маленький городок, в котором он жил, переселиться в большой город, где покойный брат его купил великолепный дом, и там проводить жизнь в лености и роскоши. Вскоре познакомился он со многими льстецами и блюдолизами, которые говорили, что они хотят служить ему своими советами, как должен он поступать в новом своем состоянии.
Первое дурачество, которое сделать ему посоветовали, было то, что он купил себе дворянство. Ремесленник сделался за свои деньги бароном и по новому своему достоинству должен был употреблять все те излишества, которые в знатных домах почитаются необходимо нужными. Надобно ему было иметь великолепное платье, пышную мебель, дорогие картины и статуи, богатый экипаж, множество слуг и искусных поваров. Он должен был все это не только завести, но и содержать.
Новая дворянская фамилия скоро научилась препроводить время свое благородным образом, то есть так, как проводят его благородные люди, которым делать нечего. Они не вставали уже по-прежнему вместе с восходом солнца, но просыпали до полудня. Потом посвящали несколько часов нарядам, и садились за стол, чтобы наполнить желудок множеством разного кушанья. После обеда выезжали со двора, чтобы делать скучные визиты, или оставались дома, чтобы принимать такие же скучные визиты. Вечер проводили либо за картами, либо в театре, в маскараде и на балу; а большую часть ночи опять просиживали за столом.
Чем дольше продолжалась такая роскошная жизнь, тем более умирали в сердцах этих несчастных людей все добродетели, которые во время бедности были им свойственны. Прежде были они трудолюбивы, умеренны, терпеливы, набожны и довольны худым своим состоянием. Тогда же сделались ленивыми, жадными, позабыли Бога и роптали на всякое неудовольствие, которым забавы их прерывались. Господин Барон вдался в пьянство и часто делался подобным бессмысленному животному. Госпожа Баронесса пристрастилась к игре и проигрывала в один час столько, сколько в прежнем состоянии со всем своим семейством в несколько лет проживала. Дети их выросли ленивыми невежами и вдавались без стыда во всякие гнусные пороки.
Что ж наконец из всего этого произошло? – В несколько лет богатство господина Барона совсем истощилось. Сам он неумеренностью в пище, а супруга его пристрастием к игре расстроили свое здоровье. Дети их наделали столько бесчинств и скверностей, что правительство должно было выгнать их из города; потом сделались они мошенниками. Отец и мать их впали в нищету. Но как все знали, что они сами в том виноваты, то почти никто о них не сожалел. Они шатались несколько времени по миру и просили милостыню. Наконец приняли их в убогий дом, где проводили они остаток жизни в раскаянии в своих дурачествах и умерли при мучительных угрызениях совести.
Теперь рассуди сам, не гораздо ли было бы лучше остаться несчастным этим людям в первом их состоянии, и отвечай сам себе на свой вопрос: для чего Господь Бог неравно разделяет богатство, и для чего иные бедны, а другие богаты?
Из первого в России журнала для детей “Детское чтение для сердца и разума”