Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви
25 сентября 2023 года в Москве состоялось Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Дорогие Преосвященные владыки! Братья и сестры!
Свое слово хотел бы начать со статистики. Сегодня в Русской Православной Церкви 952 монастыря (458 мужских и 494 женских), в том числе на территории Российской Федерации 575 монастырей (277 мужских и 298 женских). Среди всех монастырей — 36 ставропигиальных (17 мужских и 19 женских), в которых подвизается 2 115 насельников и насельниц. Вот такие цифры, которые отличаются от того, что было на наших прошлых встречах и свидетельствуют об укреплении и развитии монашеской жизни в нашей Церкви.
Поборник монашества святитель Василий Великий в своих «Правилах, пространно изложенных» советует настоятелям монастырей регулярно собираться, в определенное время и определенном месте, для совместного богослужения и обсуждения того, как лучше устроить жизнь в монастырях, как решить те или иные проблемы (см. правило 54). И мы с вами сейчас, по сути, исполняем эту заповедь святителя Василия.
Сегодня мне хочется вспомнить еще одного святого отца, которого Церковь нарекла Великим. Я говорю о преподобном Арсении Великом. У него была такая привычка — он часто повторял, обращаясь к самому себе: «Арсений, для чего ты вышел из мира?» Так он постоянно напоминал себе о цели монашеской жизни. Хочу пожелать и вам, и всем насельникам наших монастырей чаще задавать себе тот же вопрос: «Для чего я вышел из мира?» — и всегда иметь перед собой маяк, чтобы не сбиться с правильного монашеского пути.
В самом деле, для чего каждый из нас когда-то вышел из мира? И если говорить о сути монашества, то надо спросить: что же мы называем монашеской жизнью? Не возведение храмов и корпусов, не социальное служение или духовное просвещение — хотя все это тоже очень важно, особенно в наше время. Монашеством мы называем другое — возделывание своего сердца, внутренний подвиг. То, о чем кратко и емко говорит преподобный Силуан Афонский: «Монахи ведут крепкую брань со страстями».
Каждый человек призван вести такую брань, но монашествующие, избирая особый путь жизни, подвергаются, несомненно, более сильному давлению со стороны темной силы, а потому и брань особенно грозная. Именно эта брань монашествующих с темной силой, с искушениями запечатлена многими подвижниками благочестия, которые оставили нам свои письменные труды. Если говорить коротко, то монашество — это самоотверженная борьба со страстями, с грехом внутри своего сердца. Конечно, это нелегкий подвиг, и человек, который избирает этот подвиг и в нем пребывает всю жизнь, это герой — герой духа, герой веры. Монах твердо верит, что этот незримый труд ценнее, чем любой внешний труд, ибо он ведет к соединению с Богом, ведь только «чистии сердцем Бога узрят» (Мф. 5:8), а чистота сердца формируется через молитву, через духовный подвиг, в том числе в уединении. Наконец, монашеский подвиг есть в каком-то смысле исполнение первой и наибольшей заповеди, которая гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22:37).
Такими героями веры призваны стать все монашествующие, все те, кто избрал этот путь. Именно так и смотрит на вас Церковь и в первую очередь, конечно, наши миряне. Те, кто притекает в монастыри, кто ищет духовного руководства, кто, взирая на монашествующих, видит перед собой идеал духовной жизни. Поэтому всем монашествующим, особенно тем, кто в обителях пребывает, надо помнить: мы вышли из мира именно для того, чтобы стать «новыми вместо ветхих», чтобы иметь «те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), как слышали мы сегодня в Апостольском чтении, читаемом по случаю отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Говорю это в первую очередь вам, мои дорогие отцы игумены и матушки, потому что от вас зависит, какой дух будет в обителях. Именно вы определяете приоритеты каждодневного подвига для всего братства или сестричества.
Первый приоритет — это, конечно, молитва и богослужение. Ведь Православная Церковь — это, прежде всего, Церковь молящаяся, ее высшим делом является богослужение, Литургия; не какая-либо внешняя деятельность, а именно молитва и Литургия. В книге Деяний святых апостолов говорится, что первые христиане постоянно пребывали в молитве и преломлении хлеба, то есть в совершении Святой Евхаристии. Такой наша Церковь была изначально, такой остается и доныне.
И монашество призвано выражать и являть миру этот идеал Церкви. Для монахов самое естественное дело — каждый день быть на Литургии, молиться в храме и в келье. Как мы уже неоднократно отмечали, именно любовь монашествующих к богослужению определяет правильное устроение обители. Отрадно, когда в монастыре совершается полный суточный круг богослужений, когда все братия и сестры, игумены и игумении присутствуют на службах, несут свою молитвенную стражу. И это первый и необходимейший подвиг, требующий постоянного понуждения самого себя. Ни множество послушаний, ни слабость телесных сил не должны становиться оправданием пропуска уставных богослужений. Если ослабляется ревность к богослужению, то далее следует ослабление в келейной молитве, в исполнении послушаний, и незаметно монах впадает в расслабление и в конце концов теряет свою монашескую идентичность.
Очень важная составляющая иноческого делания — это келейное правило. Преподобный Антоний Великий замечает, что Господь не напрасно уходил в уединенные места, чтобы помолиться. Именно в уединении Он победил диавола, дерзнувшего вступить с Ним в борьбу. Конечно, Господь «мог победить его и среди многолюдства», говорит преподобный Антоний. Но Христос хотел показать нам, что в уединении и безмолвии победить врага легче. А для монаха пустыня и безмолвие (пустыня не обязательно та, что покрыта песком и где ничего не растет; всякое уединение есть пустыня) — это келья, где он вступает в духовную брань, приобретает опыт обращения к Богу, взывания к Нему Единому, Спасителю, могущему сокрушить силу диавола и даровать свободу от греховного плена. И в этой молитве монах, просящий о помиловании своей души, призывает Божью благодать и на всех тех, кого он носит в сердце своем, то есть на весь мир.
Сегодня в наших монастырях келейной молитве уделяется все больше внимания, и это хороший знак. Не так давно был составлен общецерковный документ «Келейное правило монашествующего», и там есть очень нужный раздел — собраны сведения о том, какое келейное правило совершают в наших обителях. При всем разнообразии видно, что обители движутся в общем русле святоотеческой традиции, идущей от преподобных Пахомия Великого, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова и, конечно, наших русских святых — преподобных отцов Киево-Печерских, преподобного Сергия Радонежского, Нила Сорского, старцев Валаамских. Обязательно в правиле присутствуют поклоны, чтение Псалтири, Иисусова молитва. Видно, что подход к келейной молитве, осмысленный и неформальный, является залогом того, что и сама эта молитва перестает быть формальной, и это очень хороший признак. Если монахи каждый день молятся на службе и в келье, то разные трудности внешнего порядка, какие бывают в обителях, с Божией помощью будут преодолеваться.
Но непрестанное пребывание в молитве, предстояние Богу на богослужении — дело нелегкое. Каждый из вас это знает, и монах порой устает от этого труда. Современная жизнь, к сожалению, учит нас получать все легко и быстро, одним нажатием кнопки, так что и духовные плоды мы тоже хотим получать легко и быстро. Не получая их год, два, десять лет, человек начинает смущаться и может постепенно терять прежний огонь ревности и любви к молитве. Как поддержать этот огонь? Есть ли для этого средства? Святые отцы говорят, что есть.
Чем больше монашествующие научаются послушанию, которое есть отсечение своей воли и исполнение воли Божией, совершаемое с радостью, в мирном духе, ради любви к Богу, тем непрерывнее и горячее становится молитва. Ведь эгоизм и своеволие, как говорят святые отцы, — это медная стена между человеком и Богом. И невозможно, даже и молитвой, пробить эту стену, если не будет внутреннего, всем сердцем принятия Божественной воли, которое мы выражаем искренним послушанием. Часто люди спрашивают: а в чем, собственно, проявляется воля Божия, как ее распознать? И начинают искать каких-то особенных наставников или что-то еще предпринимать. Но оказывается, что в большинстве случаев никуда и идти-то не нужно. Воля Божия возвещается и показывается через тех, кого Господь ставит рядом с нами — через Богом данного игумена, духовника, старшего брата или старшую сестру, а также непосредственно через обстоятельства нашей жизни. Все это неслучайно и посылается нам Богом. И обстоятельства бывают не всегда приятными и радостными, а подчас очень скорбными, да и окружающие люди не всегда ведут себя так, как нам хотелось бы. Но таков путь любого последователя Христа, тем более монаха. В скорбных обстоятельствах нам предлагается лекарство от греха и средство для внутреннего совершенствования, и оно везде, независимо от места, будет только таким, какое необходимо для конкретного человека, для спасения его души.
Что же необходимо делать? Все ясно и просто: какое дано послушание, такое и нужно нести; какие братия или сестры находятся рядом, тех и нужно с любовью принимать, терпеть и прощать, уметь видеть во всем происходящем Божественную десницу, признавать свои немощи и недостатки, приносить покаяние.
При этом очень важно ни с кем не сравнивать себя и свои обстоятельства, не разрушать свой внутренний мир ропотом и недовольством. Во многие бедствия впадает тот, кто начинает рассуждать по-мирски: «Вот почему у этого брата послушание более легкое, а у меня более трудное? Почему у него есть время на отдых, а у меня нет? Почему он поставлен старшим, а я нет, ведь я лучше разбираюсь в этом деле, а он все делает неправильно? И зачем ему дают лучшую одежду, вещи, пищу, а меня во всем обделяют?» Эти и подобные помыслы внушает враг, который «ложь есть и отец лжи» (Ин. 8:44), чтобы вместо получения духовных плодов человек разорил сам себя, свое внутреннее устроение и еще больше развил эгоизм, вместо того чтобы с ним бороться. Понятно, что в таком состоянии ни мирного духа, ни молитвы быть не может. Поэтому необходимо себя останавливать и всячески избегать осуждения и ропота, которые разрушительны для монашеского духа и нередко выводят из монастыря тех, кто имеет хороший духовный потенциал и мог бы возрастать в Боге, но вот так печально, собственными руками закрывает себе путь к евангельскому совершенству.
И еще об одном подвиге, важном делании монаха хотел бы вам сказать. Это подвиг трезвения, то есть постоянного бодрствования, контроля над самим собой, над своим умом и сердцем. Церковь говорит о «различении духов», о распознавании духа Божия и духа лестча (1 Ин. 4:2), и это, в первую очередь, относится к монашествующим, находящимся в авангарде борьбы с силами зла, которые стремятся погубить человека. Эти силы объективно существуют, и каждый человек в той или иной мере с ними соприкасается, но особый вызов они обращают к монахам, стремясь разрушить то духовное настроение, в котором иноки пребывают, сбить с пути, а то и поставить под сомнение само монашеское призвание. Вот для того чтобы преодолевать эти искушения, очень важен подвиг трезвения. Возможно, наиболее трудный, ибо, по словам святых отцов, рассуждение есть высшая добродетель, а трезвение — это и есть разумный анализ своего поведения, своего состояния, если хотите, некий суд над самим собой. И здесь не обойтись без опыта святых, стяжавших дар трезвения и запечатлевших этот бесценный опыт и в своей жизни, и в своих творениях.
Следующим важным деланием монашествующего является духовное чтение. Поучительно рассуждает об этом преподобный Исаак Сирин, его слова актуальны и по сей день. Он говорит, что «молиться неленостно и несмущенно», то есть проходить молитвенный подвиг с усердием, не смущаясь никакими трудностями, помогает вдумчивое духовное чтение. Как говорит авва Исаак, читая Священное Писание, жития святых и их творения, человек погружает свой ум в чудеса Божии и удивляется Божию домостроительству, и его сердце пробуждается. И когда человек встает на молитву, то, по словам аввы Исаака, «вместо размышления о том, что он видел и слышал в мире», он чувствует, что ум его свободен от мирских впечатлений, что он напитался иным духом от Божественных Писаний и приобрел силу для молитвы.
Вот какое великое дело — чтение! Ни в коем случае нельзя им пренебрегать! Чтением нужно заполнять то, что можно условно назвать досугом монашеской жизни. Именно чтение реально помогает человеку управлять своей душой, а в наши дни регулярное духовное чтение необходимо как никогда. Если внимательно посмотреть на современного человека, в том числе и на современного монаха, мы увидим, что ему стало гораздо труднее управлять собой, своей внутренней жизнью. Почему? Отчасти потому, что сейчас на людей обрушиваются мощный информационный поток, какого раньше никогда не было. Причем вся эта информация большей частью примитивная, поверхностная. Поверхностная в буквальном смысле слова: люди собирают то, что лежит на поверхности, какую-то накипь, пену, а вглубь вещей и событий не вникают. Большинство современных людей уже привыкли к информации короткой и броской, которую можно воспринять очень быстро, не вдумываясь, и поскорее перейти к следующей. Конечно, такая информация не помогает человеку пробудить глубины его духа. Наоборот, она заставляет его забыть об этих глубинах. От обилия непрестанных новостей, сообщений, слухов человек теряет душевное здоровье и жизненные ориентиры. Слишком много ложных сигналов, шумов — я уже об этом когда-то говорил. В далеком 1968 году я встретился с выдающимся ученым, который был одновременно священником. Он приехал из Америки. В кулуарах заседания он ко мне подошел, узнал, сколько мне лет, и удивился: «Вы такой молодой, а уже принимаете участие в столь важных мероприятиях!» Я сказал, что исполняю послушание. Мы разговорились, и этот человек научил меня великой мудрости. Будучи ученым, отталкиваясь от своей научной практики, он мне сказал: «Научитесь в жизни своей отделять шумы от сигналов. Сигналов мало, а шумов много». Находясь в современном информационном обществе, мы поглощены этими шумами, которые на нас воздействуют, и действительно, многие из нас под влиянием шумов могут терять свое душевное спокойствие и жизненные ориентиры.
Посему очень важно, чтобы в монастыре насельники были защищены от пагубного информационного потока. Еще раз хочу сказать, что этому помогает и чтение Священного Писания, и внимательное, вдумчивое чтение святых отцов, которое должно присутствовать в ежедневном распорядке.
Святейший Патриарх Кирилл, 25 сентября, 2023 г.