«Если простим, то прощены будем»
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
На земле никто не безгрешен. Все мы грешны и повинны, каждый из нас несет бремя грехов, страстей, немощей, небрежностей, которые отягощают нашу жизнь. Все мы без исключения, кроме Одного Бога, несем вину многочисленных грехов — тяжелых, легких, многих, малых. Вся наша жизнь постоянно производит грех. Мы согрешаем мыслью, сердцем, всеми чувствами нашей души, телесными и духовными. Подумайте, сколько грехов мы совершаем! Все мы, измученные люди, нуждаемся в прощении Божием, нуждаемся в том, чтобы с нас сняли все совершенные грехи.
Всякий думающий о своем спасении христиан стремится к примирению с Богом. Он желает быть прощенным и любимым Богом через покаяние. Но, чтобы этого достичь, чтобы удостоиться прощения Божиего, чтобы достичь примирения с Ним, необходимо соблюсти условие, которое наш Христос установил в своем Евангелии: «Если простим, то прощены будем». И если мы пожелаем отказать в прощении нашему ближнему, нашему сроднику, нашему собрату, который мог чем-то задеть нас, если мы избегаем дать такое прощение, потому что не хотим смириться, то тогда и мы не получим прощение от Бога. Например, когда кто-то просит у нас прощения, не нужно отворачиваться, обращая в другую сторону наш взор, не желая смотреть на него, Конечно, поскольку мы одолеваемы страстями и немощны, следует молитвенно просить у Бога даровать нам силу прощать, и тогда мы определенно ее получим.
Все мы желаем и в этой жизни, а в особенности в будущей — после смерти — увидеть радостное лицо Божие, не отвернувшееся от нас из-за многих наших согрешений. Мы не хотим видеть мирные Божии очи отвратившимися от нас из-за нашей скверны. Мы желаем, чтобы глаза Христа смотрели на нас с отеческой любовью, с нежностью, самым милостивым образом, и выражали снисходительность, прощение и возможность войти в Царствие Небесное. Если мы хотим получить эту непостижимую по духовной ценности возможность и принять от лица Божия то, что мы желаем, когда окажемся пред Страшным Судилищем, на Великом Суде, то подобает и нам даровать ближнему эти малые вещи.
Наш Христос всецело является прощением и оставлением грехов. Как мы желаем, чтобы Бог нас любил, прощал, закрывал глаза на наши ошибки, чтобы Он за нами присматривал, чтобы защищал нас Его промысел, так и мы должны относиться к нашему брату. Извинение не требует усилий, не вызывает трудностей. Что требуется? Требуется смирение. Даруя прощение другому, мы получим прощение наших бесчисленных грехов и будем иметь полное право сказать Богу: «Господи, я простил то, что мне сделали люди, я им даровал от всего сердца прощение и любовь по Твоему Евангелию, согласно слову Твоему. Так ныне и я прошу, чтобы Ты выразил Твою любовь ко мне и простил мои прегрешения».
Как часто, когда мы встречаем человека, в отношении которого мы опечалены или держим помыслы, потому что он нас укорил, о нас сплетничал, нас предал или совершил что-то подобное, мы делаем вид, что мы не узнаем его, что мы его не замечаем, чтобы не здороваться с ним. Святые Отцы и аскеты-пустынники, которые с точностью применяли в жизни Евангелие, говорили, что, когда тебя посетит человек, о котором ты знаешь, что он много говорил про тебя, не показывай мрачного лица, или то, что тебе что-то известно. Прими его так хорошо и с такой добротой, словно он тебя почтил, словно он тебя превознес пред людьми. Такое отношение выражает великую духовность и полное исполнение духа Евангелия.
Евангелие является нашим учителем. Что бы нас ни занимало, если мы его откроем, то получим ответ, воспримем просвещение, получим в точности то лекарство, которое требуется для любого случая. Заповеди Христовы являются законом Евангелия, и когда душа становится виновной в нарушении Евангельского закона, она отделяется от Бога. Каков Евангельский закон? «Любите врагов ваших». В этой связи я расскажу следующий исторический случай из мартирология нашей Церкви.
Во времена гонений был некий священник, которого звали Саприкий. У этого священника был друг — мирянин-христианин, который ему много помогал. Они были весьма близки, и звали этого человека Никифор. Возможно, из-за большой открытости, которая была между ними, возникло некое искушение, священник сильно рассердился на друга и никак не прощал ему. Никифор много раз приходил и просил прощения, однако не получал его от Саприкия. Виной было искушение, которое не оставляло священника.
И вот правитель этой области арестовал Саприкия как иерея Божия и христианина. Правитель призвал его к себе и начал угрожать, с тем чтобы тот отрекся от своей веры. Но Саприкий исповедовал свою веру и говорил, что ни в коем случае не отречется от Христа. Тиран настаивал, но не отрекался священник Саприкий. Начались пытки. Добрый Никифор знал, что даже исповедание веры не может избавить человека от мучения, если у него нет любви и снисходительности. Видя, что Саприкий приближается к мученичеству, но не дарует ему прощения по Евангелию, он убоялся, что пролитая кровь не сможет его спасти, и побежал к темнице. Никифор пал к его ногам, плача и прося прощения.
— Прости меня, отче, за всё, что я тебе сделал, умоляю.
— Не прощаю тебя.
Очевидно, это были дела диавола. Добрый человек Никифор продолжал со слезами просить прощения и целовать ноги священника:
— Отче, тебя не спасет мученичество. Ты проливаешь свою кровь, вскоре тебя обезглавят. Ты не примешь венец, если не простишь меня.
Но Саприкий совершенно не обращал на него внимания. Приближаясь к месту казни, смиренный Никифор следовал за палачами, повторяя со слезами свои мольбы. Саприкий оставался неумолимым. Тогда произошло нечто ужасное. В час казни по попущению Божию Божественная благодать оставила священника Саприкия, его ум помрачился, и он отрекся от Христа. В последнюю минуту он потерял венец своего мученичества по причине своего злопамятства. И вместо него был обезглавлен добрый Никифор, который ныне сопричислен ко святым нашей Церкви. Саприкий же был наказан вечным мучением.
Разве трудно было сказать: «Брат мой, хорошо. Да простит тебя Христос»? Как священник, он учил Евангелию. Разве не знал он, что следует дать прощение, или он не знал, что и мученичество не спасает человека без любви? Но по диавольскому наущению он не даровал прощение и потерял Царствие Небесное.
Когда мы бросаем взор на распятие Христа нашего, можем ли мы представить другой, более могущественный пример прощения, нежели святейший пример Его? Находясь в великих страданиях, оставленный без всякой человеческой помощи, он не выразил ни одной жалобы, не сказал никакого плохого слова о своих распинателях, которые в тот час мучали Божественного Избавителя. Он только обратил очи к Отцу Небесному и сказал: «Отче, отпусти им. Ибо не ведают, что творят» (Прости им, Отец мой, то величайшее преступление, которое они совершают. Они не знают, что делают. Они бедны и несчастны, и делают это по неведению). И Отец Небесный простил их. Вы считаете, что если бы истинно покаялся великий предатель Иуда, то наш Христос бы его не простил? Конечно, простил бы.
Если гипотетически мы сейчас допустим, что Денница и бесы покаются, то и они получат прощение от Бога. Вы знаете, сколь велика и невообразима их вина перед Богом за все ужасные преступления — и за их личные, и за те, которые они совершили по отношению к людям. Они открыто объявили войну и восстание против Бога, миллионы раз в минуту хуля имя Божие. И несмотря на это, если они покаются во всем том, что они совершили, то Бог им откроет Царствие Свое и возвратит их на прежнее место, которое они занимали до грехопадения.
Какой снисходительностью обладает Бог! Подумайте, какой у нас Бог! Какое у него безбрежное сердце! Какое милосердие у Него к нам! Бог есть безбрежный океан, безбрежна Его любовь, безбрежно Его милосердие, прощение, безбрежно всё. Христа заушали, осмеяли, оплевали, бичевали у столпа, где лилась Его пречистая Кровь, и всех их Он простил от всего сердца! А мы, которые столь много согрешили, не прощаем и не разговариваем с подобным нам человеком, который что-то сказал нам или причинил нам материальный ущерб.
Бедный, земной, повинный человек, отступник, тяжко виновный, не желает простить такого же человека, должного ему сущую мелочь, в то время как он желает от Бога, чтобы Тот простил ему долг целого сокровища! Вместо того, чтобы радоваться, что мы хоть немного расплатились из огромного нашего долга благодаря тому, что нам сделали другие, мы протестуем и еще больше увеличиваем наш долг, потому что не прощаем. Завтра мы умрем, и Христос нам скажет: «Посмотри на Мои руки, посмотри на Мои ноги, посмотри на Мои ребра, посмотри на Мою голову, посмотри на Мою спину, на всё, избитое ради тебя. А что ты сделал для Меня?» Увы нам! Не будем знать, куда пойти, чтобы укрыться. Поэтому, что бы нам ни сделали, склоним голову и простим врагов наших.
Предположим, что кому-то Бог даровал тысячу лет жизни. Всю эту тысячу лет человек наполнил грехом, каждую минуту наполнил чудовищным грехом, кощунствами, убийствами, несправедливостями и т. д. Тысячи лет жизнь наполнена преступлениями. С малыми нашими знаниями и без духа Евангелия мы бы сказали: невозможно, чтобы этот человек покаялся и спасся. Но вот приходит Божественное просветление, Бог приходит и открывает грешнику его сердце, и человек, видя, что жизнь его кончается, что он уходит в другую жизнь (потому что к умирающему приходит это чувство), раздумывает обо всех чудовищных преступлениях тысяч лет, и глаза его начинают наполняться слезами. Он кается и просит прощения у Бога. Вы считаете, что он его не получит? Получит, сполна получит!
Мы знаем о разбойниках по обе стороны от Распятого нашего Господа. Один говорил: «Если ты Бог, то сойди со Креста и сведи и нас». А другой разбойник, благоразумный, сказал: «Почему ты говоришь так? Почему ты усугубляешь раны этого святого горькими твоими словами? Он не сделал никакого зла. Мы совершили убийства и преступления и достойное по делам нашим приняли. Этот же Человек не сделал ничего худого». И немедленно после совершенного им признания к нему приходит просвещение, он молитвенно обращает очи ко Христу нашему и говорит: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое». В какое Царство он желал войти с Господом после своей смерти? Он познал, что Распинаемый есть Бог и имеет Царствие Свое на небесах. И наш Христос обращает к нему Свое лицо и мирные Свои очи и говорит: «С этой минуты ты будешь со мной во Царствии Моем».
Разбойник — первый человек, вошедший в Царствие Божие. Слово Божие не ошибается. Если разбойник своим ключом «Помяни» открыл врата Рая, то насколько легче покаяние, обращение и слезы откроют врата Царствия Небесного каждому грешнику! Какое оно удивительное, непостижимое, непонятное, это снисхождение Божие!
Царь и пророк Давид бежал из дворца, бежал из Иерусалима с сандалиями в руках, босой, полураздетый, со своим военачальником, телохранителями и всей царской свитой, когда желающий завладеть царством его сын Авессалом изгнал отца. Некий раб оскорблял Давида, говоря: «Ты виноват! Ты недостоин!» Пророк и царь ничего не отвечал, только терпел. Тогда его военачальник сказал ему:
— О величайший, дай мне позволение снести ему голову, ибо он оскорбил помазанника Господня.
— Нет. Не срубай ему голову. Прости ему. Позволь ему оскорблять меня, ибо терпение его оскорблений удостоит меня вновь возвратиться в царство мое!
Так и произошло. У Авессалома были длинные волосы. Когда он скакал на коне, волосы его зацепились за ветви, он повис на волосах, и один из военачальников отрубил ему голову. Так закончилась война между отцом и сыном, и Давид снова возвратился в свое царство.
Приходит время, когда начинается великая буря. Нас оскорбляют, на нас клевещут, нас осуждают, Нам следует сохранять терпение, не говорить дурного слова и прощать этих людей от сердца, по-доброму говорить с ними и молиться за них. Побеждай зло добром, претерпевай несправедливость, но не поступай несправедливо, терпи оскорбление и не оскорбляй. Таков закон Евангелия. Когда так мы встречаем всякое искушение, то естественно и непременно снизойдет великое благословение Божие на того, кто терпит. Всякий раз, когда человек слышит горькие, ядовитые слова, эти слова шипами вонзаются в его голову, и он несет терновый венец. Он страдает душой и сердцем. Он несет терновый венец подобно Христу, и Бог увенчает его славою и честью. Этот венец он приобретает своей кровью, но будет достоин его.
Приведу вам пример одной души, величием которой я сам был поражен. Здесь, за рубежом, несколько лет тому назад встретилась мне женщина, которую оставил ее муж. Другая пришла в ее дом, забрала ее мужа и увела. Эта оставленная женщина пришла к тому месту, где я исповедовал, с великой любовью и благоговением. Она преклонила колени и заплакала. Я спросил ее:
— Дитя мое, в чем причина слез твоих? Что с тобой случилось?
— Знаете, отче, я плачу не из-за какого-то греха, но плачу, чтобы мой муж просветился, раскаялся, потому что он совершил ошибку и бежал из дома с другой женщиной, и согрешил против Бога. И он приходит в мой дом с этой нынешней женщиной. Я их принимаю, накрываю для них стол, они спят и после этого уходят. Я на прощание целую моего мужа, целую эту женщину, дарю им подарки, провожаю их, желаю им счастья, и они уходят. И возвращаются.
— И почему, чадо мое, ты делаешь это?
— Разве не говорит Христос в Евангелии, чтобы мы любили врагов наших? Для меня эта женщина — величайший мой враг, поскольку она забрала у меня мужа. Но я должна любить ее. И поскольку Христос желает, чтобы мы любили врагов наших и отдавали всё наше существо и нашу любовь, то я это делаю. И я плачу, желая, чтобы Бог просветил их и дал им покаяние. Помолитесь и вы об этом.
Вы можете измерить добродетель этой женщины? Может ли Бог не простить эту женщину, что бы ни совершила она как человек? Ее слезы есть не что иное, как дарованная Им награда за великую победу любви. Каких людей творит исполнение Евангелия в жизни! И ведь она никакая не дурочка. Она разумнейшая женщина и очень сильный человек. Сокровенный герой Евангелия, хотя мало кто знает об этом.
Мы, несчастные люди, первый из которых я, никогда бы этого не сделали. Мы могли бы ругаться, скандалить, драться, проклинать ближнего и ее и так далее. А с другой стороны, видишь, как Евангелие творит такого прекрасного человека. Эта женщина в день Страшного Суда своей жизнью осудит другую, столкнувшуюся с подобными же искушениями, но поступившей по-иному. И та не сможет в свое оправдание сказать Богу: «Поскольку мне было нанесено столь великое оскорбление, что я могла сделать?» А что сделала эта женщина? То же могла сделать и ты, если бы ты держалась Евангелия!
Всякий человек может применить в жизни Евангелие. И тот, кто соблюдает его по существу, способен стать исключительной личностью. Мы не можем сказать, что одним Бог дает силу, а другим нет. Евангелие сияет для всех, подобно тому, как для всех светит солнце. Мы видим солнце в зависимости от здравия наших очей. У тебя здравые очи? Ты видишь всесветлое солнце. Нет? Тогда ты вынужден носить очки.
И если мы смиряем душу пред Богом и понимаем, каково наше существо, со всеми нашими страстями, немощами и нечистотами, и склоняем голову, и просим прощения у Бога и наших братьев, любим, приносим себя в жертву всем людям, не исключая никого как нечистого, когда мы прощаем, что бы нам ни сделал ближний, — тогда мы уподобляемся Богу.
Будем прощать и молиться за врагов наших. Каждый день и ночь совершать молитву за тех, кто причинил нам зло. И если вы молитесь, тогда сосуд ваш никогда не будет дырявым. Если наш сосуд дыряв, то, сколько бы в него ни бросали, снизу будет выпадать содержимое, и он никогда не наполнится. Если ты внешне молишься, а внутри тебя кипят ненависть и вражда, а не прощение, то дырява молитва твоя. Если же ты хочешь, чтобы молитва твоя была услышана, то прежде всего молись за врагов твоих, и тогда приблизится к Богу молитва твоя, исполнится прошение твое и простятся тебе грехи твои.
Помните эту историю из жизни святого Дионисия Закинфского:
Однажды ночью кто-то постучал в дверь к святому и попросил:
— Прошу тебя, отче, укрой меня.
— Почему, что ты сделал, чадо мое?
— Я убил человека, укрой меня.
Святой укрыл его. Через некоторое время увидел он жителей острова, которые бежали в поисках убийцы. Они пришли к святому и спросили:
— Не проходил ли здесь какой-либо? Кто-то убил твоего брата, и мы ищем этого человека.
— Не знаю, никто здесь не проходил. Но почему он убил брата моего? Поищите где-нибудь в другом месте.
А убийцу своего брата укрыл святой. Эти люди ушли и, естественно, не нашли преступника. Святой вернулся и спрашивает убийцу:
— Что тебе сделал этот добрый человек, которого ты убил? Ты знаешь, что это был мой брат?
— Согрешил я, старче. Диавол поверг меня в страсть, в душевное и умственное бедствие, и я совершил эту ошибку,
Подумайте и представьте состояние убийцы в ту минуту!
— Человече, я покажу тебе дорогу для бегства, чтобы тебя не схватили. И покайся в том, что ты совершил!
Он тайно вывел его из дома и дал ему возможность бежать. Подумайте, какое незлобие, великодушие и евангельская любовь!
То, на что обращали внимание и над чем трудились святые и аскеты, и Отцы Церкви — возлюбить своего ближнего всей евангельской любовью. Так они достигали святости. И нам грешным, с той тяжестью, которую мы несем на своих плечах, нам дается ручательство от Бога, что мы можем скинуть весь этот груз, стать свободными, подняться на крыльях в небеса. Не думайте о зле, даже если услышите, что вам его причинили. Прощайте всем вашим сердцем, всей душой и знайте, что вы прощены от Бога.
Когда-то некие люди пришли к Константину Великому и сказали ему:
— Величайший, ваш бюст, находившийся в Антиохии, был побит, сокрушен, повержен. Назначьте наказание для виновных.
Что тогда сделал царь? Поскольку он имел царственное сердце, так как Евангелие было в его душе, он им ответил:
— Ни ушибов у меня нет, ни глаза мои не выпали, ни нос мой никак не пострадал. Если они что-то и сделали, то сделали это с неодушевленной вещью. В этом нет никакого зла. Почему мы должны причинять им зло? Пусть будут прощены.
Поэтому, чада, когда нас осуждают, когда на нас клевещут, когда нас искушают, когда нас унижают, когда про нас говорят неправду, подобает и нам прощать. С каким сердцем, с каким желанием, с каким расположением мы даруем наше прощение ближним, так, не стократно, но в несметно большее число раз явятся те блага, которые мы воспримем от Бога. Вот наш путь! Это то, как мы можем спастись, это дверь, через которую мы войдем в Царствие Небесное!
Завершая, пожелаю вам от всего моего сердца — смиренного, ничтожного и скверного — самого лучшего для духовного преуспеяния и роста. Если я чем-то вас смутил, простите меня, потому что я человек и, как человек, делаю ошибки. Я смиренно желаю, чтобы то малое, о чем мы говорили словами Евангелия, это Божественное семя, которое сеется в ваших сердечках, не пало бы на камень, ни на малое количество земли, ни на дорогу, где ничего не растет, но нашло бы землю добрую и принесло бы сторицею плоды в жизни вечной. Аминь.
Старец Ефрем Филофейский, «Искусство спасения», том 2, издание монастыря Филофей, Святая Гора Афон