Годы учения будущего священника Владимира Хлынова
Жизнь полна загадок. В повседневности мы смотрим «как бы сквозь тусклое стекло», нити причинно-следственных связей между людьми и явлениями нам не заметны или не поддаются точному истолкованию. Так, по неизъяснимым судьбам Провидения, последним Царским духовником оказался священник, родившийся в городе, где Царской семье предстояло принять мученическую смерть, — в Екатеринбурге.
Это был отец Владимир Александрович Хлынов. Он жил в Екатеринбурге до 10-летнего возраста, после чего надолго покинул город. Около 30 лет прослужил в Тобольской епархии, однако в 1932 году вновь оказался в Екатеринбурге, где был лишен земной свободы навсегда, как и святая Царская семья. И Екатеринбург стал началом его пути на Голгофу…
Владимир родился 11 июля 1875 года. Крещен 15 июля священнослужителями екатеринбургского Екатерининского собора, клирики которого в 1918 году проводили все богослужения для Царской семьи в Ипатьевском доме…
При крещении мальчика восприемниками стали «екатеринбургский воинский начальник Александр Герасимович Лысов и священника Александра Хлынова дочь девица Александра».
По свидетельству очевидцев, отец будущего царского духовника священник Александр Васильевич Хлынов «имел великодушный нрав» и любовь к педагогике. Можно предположить, что он дал своим детям хороший пример целеустремленности, любви к образованию, самоотдачи и смиренного служения. По крайней мере, мы видим, что все дети Хлыновы стремились получить образование и любили учительское дело. Забегая вперед скажем, что и жена священника Владимира Хлынова была учительницей, и супруги, в свою очередь, старались дать своим детям хорошее образование. Позднее их потомки ответственно и даже трепетно относились к учебе, что видно из записок 1994 года, где внук отца Владимира Сергей с гордостью вспоминал: «В нашей семье не было лоботрясов и бездельников, и никто не опозорил семью провалом на экзаменах, а некоторые выдержали их дважды» (то есть окончили по два учебных заведения).
Но, возвращаясь назад, к концу XIX века, скажем, что учеба далась будущему царскому духовнику очень нелегко. В начале обучения он пересдавал экзамены по нескольку раз…
В 1885 году, вскоре после переезда священника Александра Хлынова из Екатеринбурга в село Замараево, десятилетний Володя поступает в Далматовское духовное училище Пермской губернии, находившееся в 30 км от родного дома. Вскоре училище переводят в город Камышлов более чем за 100 км от дома. Возможно, мальчик сильно переживал разлуку с родителями, и поэтому он окончил училище по «тупиковому» III разряду — без права поступать в семинарию и, соответственно, практически без шансов на священство.
Однако юноша не сдался и прошел повторный курс обучения в последнем классе училища, после чего в 1890 году 15-летним поступил в Пермскую духовную семинарию за 500 км от родного села. И здесь у него не все пошло гладко. После 1-го курса Володе Хлынову была назначена переэкзаменовка по греческому и латинскому языкам.
«Хвосты» он подтянул, а на 2-й курс перевелся в Тобольскую духовную семинарию, находившуюся в 1 000 км от Перми, еще дальше от родительского дома. Проживал в семинарском общежитии в Тобольске на улице Абрамовской.
В конце концов, в 1897 году, уже 21-летним зрелым юношей Владимир смог с полным успехом закончить семинарию по I разряду (со степенью студента)25. Курс был окончен 14 апреля 1897 года, а 15 июня того же года Владимир Хлынов был посвящен в стихарь (заметим, что ныне стихарь благословляют носить любого алтарника, независимо от его образования и выслуги лет).
Аттестат со степенью студента давал право на обучение в Духовной Академии, и в том же году Володя продолжил образование. Он поступил в Казанскую Духовную Академию, находившуюся за 1 500 км от Тобольска.
На этот раз учебу Владимир проходил довольно ровно. Сохранились его годовые оценки: средний балл по всем предметам за четыре года обучения составил около 4,2526. В 1901 году полный (XLII) курс Академии был закончен.
В дипломе значится, что Владимир Хлынов «при отличном поведении оказал в испытаниях следующие познания: по введению в курс богословских наук — 4,12; Священному писанию — 4,25; Библейской истории — 3; догматическому богословию — 3,5; нравственному богословию — 5; пастырскому богословию — 5; педагогике —5; церковному праву — 3,5; общей церковной истории — 4; истории Русской Церкви — 4,5; патристике — 4,25; церковной археологии и литургике — 3,62; логике — 4,5; психологии — 4,5; метафизике — 5; истории философии — 4; истории и разбору западных исповеданий — 4,25; истории и обличению русского раскола — 3,25; общей гражданской истории —4,37; русской гражданской истории — 4,5; по языкам: греческому — 5, немецкому — 3,5 и представил сочинение под заглавием: «Черное и белое духовенство в их взаимоотношениях на Руси (до XIX в.)”.
Заметим, что кандидатская работа Владимира представляет определенный научный интерес и в наши дни.
После окончания учебы Владимир вернулся в Тобольск и стал готовиться к рукоположению. Мечты и заветы отца послужить на церковно- учебном поприще наконец сбывались.
К.Г. Капков, руководитель научно-исторического отдела Николо-Сольбинского монастыря