Господь рядом
Есть и другая сторона: то, что мы называем «отсутствием Бога». Разумеется, Бог никогда не отсутствует, иногда мы не способны чувствовать Его присутствие, но Бог всегда здесь. Есть два случая, которые меня до глубины трогают.
Один относится к святому Антонию Египетскому. После долгого периода искушений, соблазна и борьбы, когда натиск зла отступил от него, он лежал без сил на голой земле, и ему явился Христос. Антоний даже не мог встать, поклониться Ему, и только сказал: «Где же Ты был, Господи, когда я был в таком борении?» И Христос ответил: «Я невидимо стоял рядом с тобой, готовый вступить, если бы ты ослабел».
Это мы должны помнить: Господь рядом, но мы посланы в мир творить Его дело. Поэтому временами нам надлежит бороться, мы бываем ранены, мы изнемогаем.
Слишком легко мы готовы бываем сказать: «Тебе, Господи, - крест, мне - спасение и слава». Мы так не говорим, мы слишком «благочестивы», но так себя ведем: ожидаем, чтобы Господь нас спас, а нам достались плоды спасения. Нет! Мы посланы в этот мир.
Другой образ - к сожалению, его автор точно не известен - это следы человека и Бога на песке. Человек видит свою жизнь как цепь следов, и рядом он видит следы Бога, Который был с ним. Но в какой-то период у человека были сильнейшие искушения, ему пришлось отчаянно бороться - и именно в этот период на песке отпечатались следы только одной пары ног. Человек обратился к Богу с горечью: «Где же Ты был, Господи, во время моего искушения? Я шел один…» И Христос ответил: «Это мои следы. Я нес тебя на руках».
Это мы забываем: и как часто мы носимы, и что мы - Христовы посланники, Христовы вестники и свидетели, и нам надлежит бороться изо всех сил.
Но бывают моменты, когда мы испытываем чувство, что Бога нет. Какое право мы имеем ожидать Его постоянного присутствия? Если мы поставим себе этот вопрос, то не должны ли мы ответить так: мы могли бы радоваться Его постоянному, непрестанному присутствию, явному и ободряющему, если бы были совершенно открыты Ему. Но мы не таковы. Наш ум, наше сердце заполнены всевозможными вещами, которые не имеют ничего общего с Царством Божиим, с построением этого Царства, с тем, чтобы быть частью этого Царства, быть гражданами Града Божия. Так что мы не можем претендовать, будто имеем такое право, - такое право нам не дано.
Но кроме того, очень важно нам сознавать, что Бог свободен прийти к нам и свободен дать нам искать Его, что Его отсутствие (я имею в виду субъективное чувство Его отсутствия) не означает, что Его нет с нами, но Он дает нам почуять, какова была бы жизнь без Него.
И Его отсутствие - это как бы голод. Голод, который заставляет нас с большей решимостью и временами с более отчаянным усилием искать Его. Мы слишком легко довольствуемся и удовлетворены тем, что имеем, мы привыкаем иметь: у нас есть дружбы, есть родные, есть столько всего, и только когда что-то у нас отнято, мы начинаем это ценить.
Так что если когда-то вы почувствуете или если уже чувствуете, что Бога нет с вами, задайтесь вопросом: насколько вы нуждаетесь в Нем? Бог - роскошь в вашей жизни или самое существо вашей жизни?
Помню, много лет назад ко мне пришел человек, он был богат, у него была власть в его ограниченной сфере деятельности, и он сказал мне: «Отец Антоний, хочу Бога!» Я его спросил: «Для чего?» И он ответил: «Потому что Он увенчает все, чем я уже обладаю». Я тогда сказал ему: «Вы хотите иметь Бога, как другие центральное отопление в доме, для большего комфорта». Он сказал: «Да, а что тут не так?» «Не так» было все, потому что драгоценную жемчужину не прибавляют ко всему прочему богатству - все прочее продают, чтобы приобрести ее (Мф. 13: 45-46).
И отсутствие Бога - очень важный аспект нашего опыта, потому что оно позволяет нам измерить, значит ли Бог в нашей жизни много, или немного, или вовсе ничего не значит, просто ли мы привыкли к Нему, или суеверно держимся за Него, или Он для нас - гость, или друг, или наивысшая ценность в нашей жизни…
Митрополит Антоний Сурожский, «Не могу, Господи, жить без Тебя»