31 октября 2024

Грех и дьявол

Все мы грешны, «от нихже первый есмь аз» (1 Тим. 1:5). Единственный, кто ступал по земле и был безгрешен, — это воплотившийся Бог. Он единственный сказал о себе: «Кто из вас обличит меня о грехе?» (Ин. 8:46) Кто может Меня осудить за то, что Я согрешил? И однако мы, люди, согрешаем всецело, всеобъемлюще, и все мы находимся под страшным наказанием. Мы согрешаем всеми чувствами и всеми членами нашего тела.

Наши глаза, которые Бог нам дал, чтобы мы созерцали прекрасную природу и славили всемудрого Творца, мы используем для постыдных зрелищ, которые рождают нечистые действия — душевные, умственные и телесные, «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:28).

Язык, который нам даровал Бог, чтобы нам воспевать Его и славословить, мы используем, чтобы богохульствовать и поносить удивительное и всесвятое имя Христа и Пресвятой Богородицы, чтобы судить и осуждать.

Руки, которые нам даровал Бог, чтобы мы воздевали их к небу, когда молимся, чтобы мы работали ими и создавали шедевры, мы используем, чтобы захватывать и удовлетворять нашу алчность, чтобы безумно вершить расправу и непристойно жестикулировать.

Ноги, которые нам дал Бог для того, чтобы они бежали на добрые дела благотворительности и любви, мы используем, чтобы ходить в грешные места.

Все наши члены — это дары, инструменты для создания добрых дел. Но мы извратили это призвание и предназначение и используем их в уготовлении своей погибели в вечных муках. Мы грешники, поскольку всеми членами нашего тела и разумом работаем греху. Кто из нас может похвалиться, что он имеет чистое сердце? «Никто не похвалится тем, что имеет чистое сердце» (ср. Притч. 20:9), согласно слову Писания. И, будучи грешниками, мы, конечно, неразумны. Потому что мы обладаем алмазом и бросаем его свиньям и псам. Господь сказал: «Не давайте святыню псам и не мечите бисера вашего перед свиньями, да обратившись не растерзают вас» (Мф 7:6).

Но Ева взяла святыни, то есть свою святую душу, святой сад Рая, свои святые отношения с Богом, и бросила их свинье. Какой? Дьяволу, когда послушала его. Она начала разговор, который ей ни за что не следовало бы начинать, храня послушание заповеди Бога, запретившего ей внимать чему-либо, кроме единого послушания. Она начала разговор с дьяволом, который еще более нечист, чем свинья, и более свиреп, чем бешеная собака. И тот попрал святыни, извратил слова Божии и разорвал одеяние бессмертия и безгрешности, которое до той поры носили первозданные люди, навлекши тление через проклятие. Дьявол искусно и хитро расставил в Раю свою ловушку и поймал в нее первозданных людей. Они прельстились брошенной дьяволом наживкой, что будто бы и они станут богами. Вместо того чтобы стать богами, они стали отверженными чадами Божьими, рабами греха и смерти.

Дьявол от начала согрешает и будет грешить до скончания мира. И как он согрешает? Он старается совратить человека, чтобы тот отступил от Бога, старается завоевать его и соделать соучастником мучений в аду. Ведь он, бывший некогда первым из ангелов, стал грешнейшим творением Божьим. Как бы ни грешил человек, он не достигнет ни в малейшей степени тех преступлений, которые сотворил дьявол. Ведь он, будучи лукавым духом, перемещается по всей вселенной, вечно движется и способен на любое коварство. Он работает без устали, без графика, без выходных. Он испытывает особенную радость, когда действует против спасения человека. Он хочет, чтобы мы были с ним в мучениях, предназначенных только для него, и выстраивает планы, чтобы привлечь себе достаточную свиту для вечного огня.

Если вам придется услышать (пусть Господь не допустит, чтобы вы услышали) его речь — она ужасна. Если человек услышит, что дьявол глаголет против Бога, то придет в ужас. Всё его стремление заключается в том, чтобы противиться Богу, хулить Его и пытаться ввергнуть людей в мучение. Постоянно и без устали он богохульствует и противится Богу. И однако, если допустить, что когда-то он захочет покаяться, то этого демона, погубившего миллионы душ (можете представить любовь и милосердие Божие), Бог простит и поставит его на прежнее место!

Итак, дьявол бросает свою приманку, мы соблазняемся и оказываемся в ловушке. Нам бы следовало держать свои душевные очи открытыми, быть внимательными, убегать в час искушения, перепрыгивать через ловушки. Если бы Ева поступала так, то не случилось бы того, что случилось и с самими первозданными людьми, и с их потомками, и с нами, и с людьми, которые будут после нас. Плод преслушания всегда имеет плачевные результаты. Ева и представить себе не могла, что ее ошибка сведет Бога на землю. Никогда она бы не поверила, что ее прегрешение откроет уста адовы.

Слушая о делах и ловушках дьявола, мы готовы возложить всю ответственность на дьявола и говорим, что он во всем виноват. Но так ли это? Кто отвечает за грех — дьявол или мы? Конечно, отвечает и дьявол, и не следует забывать о его существовании. Демонический элемент присутствует в нашей жизни каждую минуту. Не только не следует его недооценивать, поскольку в любом случае это могущественная сила, хотя, конечно, немощная перед вмешательством Божиим. Более того, нам следует быть бдительными, чтобы мы распознавали его коварства. Как говорит апостол Петр: «Трезвитесь, бодрствуйте, ибо противник ваш диавол, как лев рыкающий ходит, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

Нам не нравится говорить о дьяволе. Однако необходимо изучать его планы и методы. Хитрость за хитрость. Раз он с лукавством готовит наше падение, то и мы с хитростью должны ему сопротивляться. Первое, что должно знать любое войско, — какова природа его противника: кто его враг, какова его подготовка, численность и средства, которыми он располагает и которые использует.

Возникает вопрос: если дьявол методично работает над нашей погибелью и нашим мучением, то почему всесильный Бог не уничтожит его совсем, чтобы впредь мы жили без тревоги? Вот этот весьма глубокий вопрос — дьявол виноват в том, что мы совершаем? Этот смелый вопрос ставит святой Иоанн Златоуст и продолжает: «Если бы это было так, то почему Иов, которого так искушал дьявол, не пал?» Разумеется, кто-нибудь скажет: «Да, Иов не пал, но Адам пал. Дела показывают, что один побеждает дьявола, а сотни побеждаются им». И мы ответим: «Пусть даже немногим, пусть и одному удастся одержать победу над дьяволом, но тогда это значит, что и все люди могут победить его». Враг не является непобедимым. К тому же малочисленные доблестные люди имеют большую ценность, чем многие прочие. Согласно слову Господнему: «Лучше один, творящий волю Божию, нежели тысячи беззаконных» (ср. Сир. 16:3). Добродетель не измеряется числом. Немногие праведники стоят больше миллиардов нечестивцев. Двенадцать апостолов были «малой закваской», «малыми дрожжами», малым числом, и однако заквасили всё тесто вселенной. Двенадцать изменили всю вселенную, двенадцать совершили самое успешное восстание.

Виновен в грехе не дьявол. Он только вдохновитель зла. Причиной нашего собственного греха является наше дурное произволение, наша собственная лень и безразличие. Почему дьявол является нашим противником? Без противника не проявится достоинство атлета. Это вполне естественно. Как говорит святитель Иоанн Златоуст — вот перед нами два атлета и один противник. Один атлет, вместо того чтобы готовиться к борьбе, набрасывается на еду и питье, проводит время в удовольствиях и совершенно теряет свою спортивную силу, он ослабевает. Другой тренируется и полностью готов к борьбе. Если ты устранишь противника и скроешь его, выведешь из игры, то кто из двух атлетов будет обижен? Разумеется, тот, кто подготовлен. Он потеряет возможность бороться и получить венец и награду. Понимаете? Дьявол — наш противник, наш неприятель, наш враг. Если он исчезнет из нашей жизни, то не будет борьбы. Значит, не будет победителей и наград. Вот в чем ответ.

Дьявол полезен. Это кажется парадоксальным. И однако, это доказывает святой Иоанн Златоуст. Существуют, говорит он, змеи, которые называются ехиднами, гадюками, они ядовиты. Как вы знаете, из этих змей изготавливаются определенные лекарства. Так и дьявол. Он змея, ехидна. Но если ты знаешь, как ему противостоять, он становится полезным в духовной жизни.

Один монах научился хорошо молиться. Его спросили: «Какты научился молитве и достиг того, что молишься умно? Как ты достиг этого состояния благодати?» Он ответил: «Учителем моим был дьявол» Странно. «Не Христос?» — «Нет, это был дьявол. Он боролся, чтобы ввергнуть меня в грех, а я, противостоя ему и борясь в молитве, научился ей, что было одним из даров Святаго Духа».

Дьявол подобсни палачу. Палач наносит осужденному столько ударов, сколько позволяет судья, а не сколько пожелает он сам. Так и дьявол нас бьет, но не самочинно, не с той злобой против нас, которая истекает из его нутра. Он бьет нас столько, сколько позволено ему от Бога, если мы, конечно, люди Божии. В противном случае он бьет нас безжалостно, потому что только мы сами, из-за нашего нерадения, неверия и нераскаянности, предали себя в его руки. Наше невнимание, а не дьявол суть причина нашего греха.

Дьявол красиво преподносит. Если бы мы не соглашались испробовать преподносимое, то не претерпевали бы зла. Дьявол провоцирует соблазнительно, привлекательно. Если мы не откроем ушей наших, как спутники Одиссея, когда они проходили мимо острова Сирен, то мы не отведаем удовольствия. Дьявол расставляет ловушки. Если мы не соблазнимся, если глаза у нас открыты, то мы не будем сокрушены. Согласно святому Иоанну Златоусту, именно мы виновны во грехе. Именно мы, поскольку мы невнимательны и даем дьяволу себя увлечь.

Доказательством может быть сравнение и сопоставление Адама и Иова. Адама дьявол искушал только словами. Иова, однако, искушал и делами. У Адама и Евы он не отнял ничего. Он просто говорил с ними. У Иова он отнял всё — богатство, имущество и десять его детей, и всё же не сумел его сломить. Один (Адам) не смог противостоять лукавому, и тот увлек его, в то время как другой (Иов) доблестно воспротивился. И важным является то, что Адам потерпел поражение в Раю, в то время как Иов явился победителем посреди самого пекла греха.

Мы грешны. Но что же это за мерило, которое удостоверяет нашу греховность? Это суд и сравнение. Наша совесть внутри нас свершает суд прежде грядущего Суда. Совесть — это огонь, неугасимый огонь, который опаляет нашу душу, мучение прежде вечного мучения. Отцы молятся о том, чтобы человек не впал в мучение совести. Это ужасная вещь. Можно ли погасить это пламя совести? Да. Слезами покаяния и Кровью Иисуса Христа нашего. Совесть всех нас, без исключения, является раненой и уязвленной. Может ли она исцелиться? Да, лекарством, которое приносит наша всепрекрасная Православная Церковь.

Однако необходимо сначала познать наши душевные травмы, прийти к благословенному самопознанию, познать, каковы мы сами, наши страсти, наши немощи, наши болезни, наше прошлое и всё подобное. Перекладывая тяжесть ответственности на дьявола, мы ничего не добиваемся. Когда мы познаем наши раны и с сердечным желанием, с молитвой, с борением будем искать соответствующие лекарства, то только так получим прощение и оставление прегрешений наших.

Мы знаем, что те, кто занимается финансами, каждый вечер подводят итоги дня, сводят кассу. Так и христианин должен подводить итоги своих дел, прежде чем лечь спать. Если же такое действие, такой духовный отчет не совершаются, это приводит человека к духовному банкротству. Если древние пифагорейцы каждый вечер подводили итоги своей жизни, то уж мы, христиане, как не будем делать подобное? Наша совесть свидетельствует нам о том, что мы совершили. Если мы хотим, мы можем вершить над собой суд каждый вечер. И если мы каждый вечер проходим через такой суд, то непременно будем оправданы пред Богом, поскольку этот суд вразумит нас.

И если совесть нас обличает, то тогда со слезами да прибегнем к исповеди, к этому благословенному омовению Божиему. Всё греховное, в чем признается человек пред лицом Бога через духовника, удостаивается прощения. Какое великое дело! Какая милость Божия! Мы не можем постигнуть неизмеримое милосердие Божие, Его великую милость, Его богатую любовь. Всё, что отпустит, что простит духовник, отпустит и Господь, Можете ли вы это уловить? Однако если мы задушим голос нашей совести и не послушаем его, то придет час, когда нас осудят наши ближние, которые исправили себя и спаслись.

Мы грешны. Нам следует осознать это и поторопиться. Поспешить. Господь, любящий и сострадающий, ожидает нас с раскрытыми объятьями, чтобы даровать нам прощение, даровать спасение. Силою и благодатью Великого Бога нашего мы можем противостать дьяволу, отойти от греха и жить свободою чад Божиих. Аминь.

Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения»

Все новости
  • Монашество