Херувимская песнь Литургии Преждеосвященных Даров
«Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». Это песнопение исполняется во время Литургии Преждеосвященных Даров вместо Херувимской песни.
Оно очень умилительно, наполнено глубоким смыслом и поется сладостно шестым гласом. Особенно во время этой Херувимской небесные силы посещают нас, чтобы вместе с нами служить и поклоняться переносимому телу Владыки.
«Ныне Силы Небесныя», — говорит песнопевец, служат Богу вместе с нами невидимо, недоступные нашему взору, пока совершается Божественная литургия. Но кто эти небесные силы? Мы все понимаем, что это никто другой, как ангелы Божии, серафимы и херувимы, многоочитые, возвышающиеся, пернатые, все те духовные существа, которые окружают Престол Божий и поют непрерывными голосами «друг ко другу... Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его…» Бесчисленное множество ангелов пребывают там в алтаре и окружают тело Владыки с великим страхом Божиим.
«С нами невидимо служат». О, если бы у нас были духовные очи, очи святителя Спиридона, которому сослужили ангелы, то, находясь в святом храме, мы бы видели, как вокруг нас тысячи ангелов, херувимов и серафимов окружают Святой Престол и возносят ангельскую хвалу Всевышнему! О, как были бы мы поражены, если бы Бог позволил нам всего один раз увидеть нашими телесными очами все множества ангелов, присутствующих и благоговейно преклоняющихся на Божественной литургии, чтобы созерцать им это совершающееся таинство! Мы бы увидели тогда, как ангелы со страхом и трепетом наблюдают за таинством, в то время как люди совсем без страха и трепета входят в алтарь и выходят из него, совершенно не ощущая святости места и происходящего в нем.
Отвечая на вопрос самарянки, где и как должны люди поклоняться Богу, Господь сказал: «В духе и истине». Так Ему служат истинные верующие. Они служат Ему не только устами, или воздеянием рук, или преклонением колен, или другими внешними проявлениями, потому что тогда служение становится лишь формой, лицемерием, но они служат ему всем своим внутренним человеком. Внутренний человек — это ум, желание и чувство человека. Мало верующих, у которых получается собрать свой ум во время Божественной литургии. Но еще меньше тех, у которых не только ум, но чувства и воля сосредоточены на Богослужении. Пусть сослужащие ангелы будут для нас примерами истинного и настоящего служения во время Божественной литургии, ибо подразумевается, что и мы «херувимов тайно» изображаем.
Почему ангелы вместе с нами служат Богу? Потому что, как дальше говорится в песнопении, «входит Царь Славы». Прямо перед нами проходит Всеславный Царь! В тот момент, когда служащий священник, держа над головой Святые Дары, совершает Великий Вход и заходит молча в алтарь, певчие ненадолго прерывают пение Херувимской песни, выражая этим страх и благоговение, а верующие в атмосфере полной тишины опускаются на колени и кланяются до пола, потому что проходит Сам Христос, как воскресший, крепкий и преславный Царь.
Переносится не хлеб и вино, которым, как происходит на других Литургиях, надлежит вскоре преложиться в Тело и Кровь Христовы, но Сам Христос, Которого песнописец ради величия происходящего называет «Царем».
Жертва, которая дориносится сонмом и воинством ангелов, «совершена», то есть она уже завершена, принесена, и она тайная, потому что все видят, но не проникают за покров видимого. Все присутствуют, но не все видят славу Великого Царя, которая скрывается за Хлебом и Вином. Только те посвященные, которые обладают тайными очами сердца, или, лучше сказать, очами веры, только они видят славу Царя, Который входит, будучи дориносим ангельскими чинами.
«Верою и любовию приступим». Мы должны с верой и любовью приближаться к Святым Дарам. С верой, а не с неверием или суеверием. Сколько скорби вызывает такая картина: в Великий Четверг, в воскресные или в праздничные дни христиане без исповеди, без подготовки подходят, чтобы принять Святое Причастие, Пресвятое Тело и Кровь Господа Иисуса!
Дорогой мой христианин, подходя к Причастию, верь всем сердцем и всем своим помышлением, и всей душой, что Тот, Которого ты причащаешься, есть Иисус Христос, Царь Славы, Единородный Сын Бога, Который склонил небеса и сошел, и пришел на землю, стал человеком «от Духа Святаго и Марии Девы» ради твоего спасения. Это Тот, Кто распялся, воскрес, вознесся, послал Пресвятаго Духа и основал Церковь и Таинства, одним из которых является и Таинство Божественной Евхаристии, которому ты приобщаешься в этот момент. Только когда ты приступаешь к Божественному Причастию с такой верой, ты в правильном настрое перед Богом, и у тебя есть надежда на спасение.
Но песнопение призывает нас быть в правильном настрое не только перед Богом, но также и к тому, чтобы мы были в мире и по отношению к людям. Поэтому оно говорит нам приступать и не только с верой, но и с любовью. Мы должны приступать с такой сильной и непобедимой любовью и жаждой соединения с Ним, чтобы в тепле этой любви таяли все ледяные горы зла и страстей, ненависти, вражды и несправедливости, как тает свеча в летний зной! В этой горячей жажде Божественного Причастия будем прощать тех, кто нас огорчил, причинил неприятность, проявил несправедливость, будем любить их всем сердцем. Как заключенный и скованный цепями жаждет наступления часа, когда спадут оковы и распахнутся двери темницы, чтобы вдохнуть воздуха свободы, то как должен жаждать христианин Тела и Крови Христа нашего, Который освобождает от худших оков — оков греха, тления и смерти, и делает его причастником вечной жизни!
Какие важные, великие и жизненные смыслы открыла нам Херувимская песнь Литургии Преждеосвященных Даров. Давайте подытожим. Дорогие мои христиане, когда мы присутствуем на Божественной литургии Преждеосвященных Даров, и ангелы небесные вместе с нами невидимо служат Богу, необходимо внимание, внимание и молитва! Перед нами проходит Царь Славы Иисус Христос, Который принес Себя в жертву тайную, совершенную и совершившуюся. Приступим же с верой и любовью, чтобы стать причастниками вечной жизни. Аминь. Буди.
Старец Ефрем Филофейский, «Искусство спасения», том 2, издание монастыря Филофей, Святая Гора Афон