Хочу стать монахом
– Отец Михаил, хочу стать монахом, но именно как Вы, в миру. Что для этого нужно?
– Такая форма монашества существует, но меня не стоит брать в пример, у меня особые условия несения моего служения, обусловленные всей предыдущей жизнью. Тому, кто хочет жить монашеской жизнью, оставаясь в миру, не нужно принимать монашеский постриг.
Есть книга протоиерея Валентина Свенцицкого «Монастырь в миру». Она немного сложная, но, наверное, стоит ее прочитать. Смысл жизни по- монашески в миру для мирянина заключается в отходе от мирских дел, но по возможности, потому что есть целый ряд обязанностей, которые необходимо исполнять. Например, обеспечивать себя, чтобы не быть никому обузой, помогать несовершеннолетним детям или престарелым родителям. А для начала человек должен научиться жить по заповедям Христовым. Советую задавшему вопрос, явно молодому человеку, попробовать начать строить свою жизнь строго по этим заповедям. Вы почувствуете, какая агрессия сатаны будет против Вас. Все будет рушиться, ничего не будет получаться. Это свидетельство правильности избранного пути, но нужно быть очень осторожным на нем, советоваться с духовно опытным священником, как поступать.
Помню Житие преподобного Антония Великого, написанное святителем Афанасием Александрийским, про которое святитель Иоанн Златоуст говорил, что это Житие нужно читать всем христианам. Преподобный Антоний достиг большого совершенства, и он не знал, у кого ему еще поучиться для тот, чтобы еще продвинуться в духовной жизни. И Господь сказал ему, что в городе живет обычный сапожник, у которого святой может поучиться. Тот отправился в город, нашел сапожника, рухнувшего на колени перед пришедшим к нему почитаемым праведником. Но святой поднял его и начал расспрашивать, какова его жизнь. Сапожник был очень удивлен проявленным к нему интересом и открыл свою душу преподобному. Работая, он смотрит то и дело на улицу, по которой проходят толпы самых разных людей. Это люди обоих полов и всех возрастов, одетые роскошно и едва прикрытые лохмотьями, местные и приезжие, праздно гуляющие и спешащие по делам. Их очень много, и все они кажутся сапожнику хорошими. Сапожник видит их лучшими, чем он сам. Их, думает он, любит Господь. Склоняясь к работе, он то и дело говорит себе, что все эти люди спасутся, ибо они хороши и любит их Бог. «Видно, я один погибну за грехи мои», – думает он и, творя молитву, продолжает трудиться. После этих слов Антоний в землю кланяется хозяину и идет обратно. Он услышал то, ради чего приходил. Воистину не зря он приходил. Мысль: «Все лучше меня. Все спасутся, один я достоин гибели за грехи мои», – то, что помогает бороться с грехами гордости, тщеславия, не осуждать и любить людей.
Естественно, что человек, который задумывается о монашеском пути, должен постоянно ходить в Церковь, исповедоваться и причащаться; в противном случае все воздержание и молитва могут, наоборот, привести к горделивому ложному сознанию собственной праведности и к духовной гибели.
Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»