«Иисусе, сын Давидов, помилуй меня»
Как-то Христос выходил из города Иерихона, и там у дороги сидел слепой, который совсем ничего не видел и просил милостыню у прохожих. Услышав шум и топот большого количества людей, он спросил, что происходит. Ему рассказали, что это идет Иисус Назарянин. Как только он услышал, что это идет Иисус Назарянин, он решил, что пришло его избавление, и начал громко кричать: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» Окружающие, услышав такой крик, стали его ругать и говорить ему, чтобы он замолчал. А тот еще громче кричал: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!»
Тогда Христос, наш милостивый Спаситель, подошел к нему и спросил: «Чего ты хочешь от Меня? Что Я могу для тебя сделать?» И тот ответил: «Учитель, я хочу прозреть, потому что я слеп». А Господь сказал ему: «Иди, вера твоя спасла тебя». И слепой тотчас же прозрел, увидел свет и стал славословить и благодарить Бога.
Это замечательный пример для нас. Этот человек был слеп физически. Он не мог видеть земного света. И мы видим, с каким терпением и с какой горячностью он просил у Бога исцеления, просил стать таким же, как другие люди, которые видели свет. Мы — слепы душевно. Мы не видим свет Христов, свет небесный, свет духовного познания. И в этой духовной темноте мы постоянно спотыкаемся. Совершая то одну, то другую ошибку, мы постоянно накапливаем грехи в нашей душе. То, что нас спасет, — это уподобиться этому слепому. Как он кричал: «Иисусе, сын Давидов, помилуй меня», так и нам следует взывать и кричать: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня».
Чего же мы просим, призывая таким образом святое Имя Божие? Духовного прозрения. Чтобы тьма, покрывающая очи нашей души и не позволяющая нам видеть Христа как Он есть, рассеялась, и чтобы мы могли принять свет Трисолнечного Божества, чтобы он осиял и осветил нашу душу. Слепой, как только увидел свет, не знал, как отблагодарить Христа. А что это был за свет? Это был свет преходящий, который однажды со смертью ему предстояло утратить. Но свет, который дарует нам Христос, чтобы осветить нашу темноту, когда мы призываем Его пресвятое Имя, не похож на свет этого мира. Этот свет не только светит нам здесь, чтобы мы жили по Христу, чтобы избегали греха, но этот свет продолжает освещать, согревать и животворить нашу душу и после смерти.
Святитель Григорий Палама молился, взывая: «Господи Иисусе Христе, просвети мою тьму!» То есть он взывал к Господу, чтобы его душевные очи прозрели, чтобы он мог видеть свет Христов. И он его увидел. В какой степени он его увидел? Он удостоился познать нетварный свет — свет, который является ни чем иным, как славой Божества. Святитель Григорий видел этот Божественный свет, и он вел его от славы к славе, от созерцания к созерцанию, до тех пор, пока через молитву он не находился уже в ином мире, проживая богословие небес, богословие Триипостасного Бога, будучи посвящаем в тайны ангельские, тайны, недоступные миру, но доступные ему. Он денно и нощно призывал имя Христово. В начале он, конечно, призывал Бога вслух, как слепой. А после того как Христос открыл ему очи, молитва его стала ничем иным, как непрестанным благодарением и славословием Богу. Поэтому не подлежит сомнению, что призывание вслух имени Христова приносит душе успокоение, потому что так открывается дорога к умной молитве,
Мы слабы, и диавол похищает наш ум и водит его повсюду. В этом заключается непосредственная молитвенная брань. Зло диавола в том, что он, захватывая и рассеивая наш ум, крадет у нас молитву, чтобы мы оставались во тьме. Но когда мы призываем это пресвятое Имя, исполненное благодати и благословения, мы приближаемся всё ближе и ближе к просвещению наших душевных очей.
Что Христос сказал слепому? «Вера твоя спасла тебя». Слепой верил, что Иисус Христос, Сын Давидов, может его исцелить. Откуда у него взялась такая вера? Вера его основывалась на том, что он узнал, что Иисус исцеляет любую болезнь. И его вера сотворила чудо. Так и мы должны верить непоколебимо. У нас есть святое Евангелие, у нас есть православное церковное Предание, у нас есть семь таинств Церкви, у нас есть аскетическая традиция, у нас есть наш личный опыт, у нас есть благодать Божия, у нас есть такое множество свидетельств о вере Христовой.
Мы должны верить, что на всё, о чем мы просим в молитве, Христос нам ответит. Верить, что если будем призывать Его имя, Он помилует нас. Причем помилует нас de facto. По-другому и быть не может. Разве Он уже не милует нас постоянно? Разве наше присутствие здесь можно объяснить чем-либо, кроме милости и любви Христовой, которая привела нас сюда? А великое множество искушений, которых мы избегаем, не является ли всё это результатом и плодом молитвы? Посему давайте призывать Имя Христово с верой, вопия к Господу о помощи.
Что люди говорили слепому? «Не кричи! Перестань! Что ты делаешь? Ты нас оглушаешь!» Но тот не придавал этим словам никакого значения, потому что хотел прозреть. Он ни на кого не обращал внимания, и всё кричал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня». Бесы нам говорят: «Не выкрикивайте имени Христова! Он вам не помогает и не милует вас». Чтобы только помешать нашей молитве, они нас соблазняют, посылают помыслы, рассеивают наш ум. Таким образом они пытаются прекратить спасительный крик, который издает человек, призывая Христа, чтобы Он помог ему прозреть. Мы же, несмотря на рассеяние ума, несмотря на искушения, не должны обращать на это внимание, но лишь усиливать наш молитвенный вопль. Как тогда радуется о нас Христос! И когда слепой обратился к Нему за помощью, Христос очень обрадовался и помог ему.
Христос находится везде, Он внутри нашего сердца, Он внутри и вне нашего бытия. Мы Его вдыхаем и выдыхаем. Ведь Он — абсолютный дух, непостижимый, непознаваемый, Его не видно, но Он познается сердцем. Бог и Царствие Его внутри нас. Как же мы Его узнаем? Когда прозреем. Тогда мы на деле познаем то, о чем говорится в святом Евангелии: «Царствие Божие внутрь вас есть».
Мы должны верить, что прозреем. Ведите духовную брань. Христос следит за нашей бранью. Когда произносится молитва, всё остальное отступает и воцаряется сам Христос! Пусть Христос царит и внутри нас, и вокруг нас. Пусть весь монастырь станет как духовный пчелиный улей. Подумайте только, какой духовный мед будет получаться. Как пчелы залетают и вылетают из улья, радостно и полезно жужжа, потому что они приносят плод в улей, так и монахи, как духовные пчелы, при помощи молитвы производят духовный мед. И наш Христос вкушает его и радуется, а с Ним и ангелы, и святые.
Молитва привлекает святых ангелов, и они, находясь подле молящегося, передают ему частицу от своей благодати, особенно от духовного благоухания. Ангелы постоянно приближаются к Божественному Престолу Христа и черпают от него неизреченное благоухание. А также они наслаждаются Им, когда посещают Рай. Они преисполнены благоухания неувядаемых райских цветов. Поэтому, когда ангелы подходят к моляшемуся человеку, конечно, человеку достойному и молящемуся в духе и истине, — они передают ему это благоухание.
Только демоны огорчаются. Если бы мы мысленным взором могли видеть, что с ними происходит, когда они слышат Имя Христово, мы бы с гораздо большим рвением творили Иисусову молитву, и мы бы понимали, не только какая нам самим от этого польза, но и какой урон мы наносим бесам.
Однажды некий монах по имени Каллистрат нес послушание за пределами монастыря. По своему небрежению и лености постепенно он душевно расслабился, перестал выполнять свои монашеские обязанности, стал нарушать правила и дошел до того, что стал подумывать о возвращении в мир. Однако Господь, Богородица и святые, которые особенно покровительствуют монашествующим, не оставили его. Он отправился в паломничество к святому Герасиму. Там он повстречал одного бесноватого. Бес, который был в бесноватом, едва завидев монаха, который, по обычаю, держал четки, говорит ему.
— Эй, монах, желающий снять с себя монашеские одежды, знаешь ли, какую ценность имеет то, что ты держишь в руке? Знаешь, как меня жжет, когда ты их перебираешь? Но я знаю, что ты собираешься сделать!
Тогда монах пришел в себя. Он подумал — откуда он знает, что я собираюсь сделать! Значит, бесу это известно. Так, получив просвещение от Бога, монах снова обратился к покаянию и вернулся в свой монастырь. Он положил доброе начало и стал молиться: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Игумен назначил сему послушание в трапезной. Монах подавал вино и постоянно, даже будучи совсем старичком, творил Иисусову молитву и вздыхал. Я тоже успел застать этого монаха. Он никогда не переставал молиться. «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Он всё время произносил эту молитву и, конечно, умер в святости и покаянии. Видите, как милосердие Божие призвало его к доброму началу. Он нам показал огромную силу молитвы.
Мы видим в Ветхом Завете город ниневитян. Поскольку они были грешны, Господь решил их погубить. И послал к ним своего пророка Иону, чтобы тот сказал им, что через три дня Он разрушит их город. Когда об этом услышал царь города и жители, они тотчас же поверили, что пророк говорит правду. Царь посыпал свою голову пеплом и приказал, чтобы все пали на колени, и чтобы ни люди, ни животные не вкушали ни еды, ни воды, чтобы все терпели, и может бытъ, такое покаяние и эти усилия изменят решение Бога. Звери кричали от голода и жажды, и их рев был как молитва. Все эти молитвы смягчили Бога, и просьба ниневитян была услышана. Бог изменил Свое решение и сказал пророку, что не будет разрушать город, потому что жители покаялись. Вот что может сделать молитва!
Когда израильтяне воевали с враждебными народами, Моисей молился, воздев руки. Пока его руки были воздеты к небу, они побеждали. Когда он уставал и опускал руки, побеждали враги. Тогда священники вынуждены были поддерживать руки Моисея, чтобы война закончилась победой израильтян.
Молитва привлекает милость Божию. Молитва — это защита и охрана, она сама по себе — кислород для души. Как в этой жизни мы не можем жить без кислорода, так и душа не может жить по Богу, если не будет получать духовный кислород, источником которого является молитва.
Святитель Григорий Богослов говорит: «Древние святые прилагали больше усилий к молитве и меньше труда». Поскольку молитва освещала им путь, им не нужно было слишком много трудиться, исследовать и испытывать напряжение. Теперь мы мало молимся, и поскольку такая молитва светит тускло, человек пребывает в сомнениях. Правильно ли я иду? Правильно ли я это делаю? Мы просим о разных вещах, но не преклоняем колен и не воздеваем рук, чтобы свести свет вниз, чтобы он освещал нам дорогу, и чтобы мы без больших усилий оказались бы там, где нужно.
Поэтому, когда я прочитал эти слова святителя Григория Богослова, мне это очень помогло. Конечно, я слышал об этом раньше от своего старца и претворял это в жизнь, но теперь я еще больше следую этому. Потому что с возрастом опыт научил меня, что молитва должна предварять всякое дело. Если бы этого не было в моей жизни благодаря моему старцу, святым и святителю Григорию Богослову, я бы сталкивался со множеством трудностей в поисках верного решения.
Враг только и ждет подходящего момента, чтобы нам помешать. Мы должны идти вперед, вести духовную брань, стучать, пока не придет милость Божия, пока не прозреют наши душевные очи, чтобы видеть красоту и великолепие Христа. Бог по природе своей прекрасен, Как бы мы на Него ни смотрели, куда бы мы ни обратили взор, мы увидим, что Он весь есть великолепие и красота. Посмотрите на Его любовь, на Его милосердие, на Его справедливость! Как Бог по природе Своей безграничен, так безгранична и Его красота. Эту красоту мы увидим, когда откроются наши душевные очи и мы прозреем. А ключом к этому прозрению является имя Христово.
Поскольку мы знаем всё это, нам не остается ничего другого, кроме как начинать призывать имя Христово, едва мы откроем наши телесные очи, пробудившись ото сна. Только так, а не в нерадивости и расслабленности, мы достигнем главной духовной цели — прозрения. Если мы станем прикладывать к больному глазу то лекарство, то известь, то не вылечим его. Глаз выздоровеет только в том случае, если мы постоянно будем прикладывать к нему лекарство. Так же следует поступать и с духовной болезнью нашей души. Мы должны постоянно прикладывать лекарство молитвы, избегать многословия, не позволять нашему уму рассеиваться повсюду. Мы должны подвизаться в бдении, читать духовную литературу, молиться, класть поклоны, помнить о наших грехах, о Суде Христовом и проливатъ слезы покаяния и раскаяния.
Не дадим искусителю обманывать нас, не будем позволять ему подстрекать нас, строить нам козни и губить нас. Насколько возможно, будем пребывать в трезвении, как многоочитые херувимы. Будем смотреть во все глаза, чтобы видеть ловушки, которые расставляет нам диавол. Давайте будем вести за собой строгий контроль, как в кассе, чтобы понимать, где мы теряем, а где приобретаем, чтобы не оказаться по своему нерадению и небрежности разоренными.
И так, понуждая себя, будем надеяться, что Бог нам поможет, что, по милосердию Его, откроются наши душевные очи и мы узнаем неведомое нам, но хорошо известное благодаря жизни и опыту святых отцов. Аминь.
Старец Ефрем Филофейский, «Искусство спасения», том 2, издание монастыря Филофей, Святая Гора Афон