Икона Божией Матери «Иверская»
Однажды иноки Афонской Иверской обители, посмотрев на морскую гладь, узрели небывалое чудо – огненный столп простирался от моря до небес. И в этом столпе они увидели икону Богоматери. Монахи возжелали взять этот образ, но чем ближе они подходили к нему, тем больше удалялся он от них. Так и не смогла братия получить икону.
В одну ночь в видении Царица Небесная предстала перед одним из старцев обители – Гавриилу, и повелела сообщить настоятелю и братии, что Она желает, дабы святой и чудотворный образ был в этом монастыре. Затем Пресвятая приказала Гавриилу идти прямо по волнам и принять икону.
Наутро все иноки направились к морю, и после усердного моления старец по воде подошел к иконе и взял ее в руки… Образ поместили в алтаре соборного храма. Однако на следующее утро его там не нашли. Икона была обретена под вратами обители. Такое исчезновение наблюдалось дважды, тогда старцу Гавриилу вновь было видение, в котором Владычица повелела, что не хочет быть охраняемой братией, а желает Сама охранять их: „Я хочу Сама быть вашей Хранительницей не только в этой жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки афонские, живущие добродетельно и в страхе Божием. Я просила у Него сей дар, и вот вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют”.
В благодарной радости построили иноки в честь Пресвятой Богородицы храм над вратами монастыря и в нем поставили чудотворную икону, которую с тех пор и называют по имени обители – Иверской, а еще – Вратарницей, и молятся перед ней Богоматери, воспевая: „Радуйся, Благая Вратарница, двери райские верным отверзающая”. С тех пор так и пребывает Иверская икона на горе Афон.
Согласно преданию, Иверская икона была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее. Иконография образа очень интересна. На правой щеке Пренепорочной видна рана, из которой сочится кровь. Эта деталь неразрывно связана еще с одним случаем, происшедшим с иконой.
Еще задолго до того, как образ появился на Святой Горе, он находился у одной благочестивой вдовы, во времена иконоборчества в Никее. Воины царя пришли, чтобы отнять икону у женщины. Один из нечестивцев пронзил щеку Божией Матери. И вдруг из раны потекла кровь… Вдова, чтобы сохранить икону, пошла к морю и погрузила образ в воду, и он чудесным образом поплыл по волнам от берега… Интересно, что несколько лет спустя сын этой благочестивой женщины стал монахом на Святой Горе Афон и поселился рядом с местом, где впоследствии была основана Иверская обитель. Именно благодаря этому событию, стала известна начальная история Иверской иконы, связанная с ее пребыванием в Никее. А воин, ударивший мечом по иконе и пораженный чудом, принес сердечное покаяние, оставил иконоборческую ересь и принял монашество. Примерно через век – полтора этот образ обрели у Афонской горы. Дивны дела Твои, Господи!
На Афоне перед Иверской иконой висит большая неугасимая лампада, называемая «Лампадой Вратарницы». У нее есть чудесное свойство – в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, без малейшего воздействия извне. Замечено, что Богородица этим предупреждает о приближении общемировых бедствий или каких-то важных событий. Так, перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края. В наши дни, например, перед землетрясением в Армении и многими другими событиями общемирового масштаба. Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон…
Существует множество списков чудотворного образа, наиболее известный хранится в Москве у Воскресенских ворот в Иверской часовне. В годы гонений икона была утеряна. До сих пор точно неизвестно ее местонахождение. Ныне в Иверской часовне находится новый список, созданный в 1995 году по просьбе Святейшего Патриарха Алексия II. Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства.
Существует еще одна из многочисленных Иверских икон, прославившаяся мироточением.
Написана была она на Афоне в 1981 году греческим монахом с оригинала иконы Богоматери Вратарницы. Эту икону привез с Афона в Канаду, в Монреаль, Иосиф Муньос Кортес, испанец по происхождению, в 14 лет принявший Православие. Иосиф стал ежедневно читать акафист перед Монреальской иконой. Однажды ночью он почувствовал дивное благоухание – икона замироточила. Брат Иосиф не оставил святыню сокрытой под спудом. Дав обет не использовать икону для обогащения, он пошел с чудом к людям, чтобы многие могли приложиться к образу и попросить у Богородицы заступничества. Через икону милостью Божией совершилось множество чудесных исцелений от тяжелых заболеваний. Но Иосиф не раз говорил, что самым великим чудом мироточивой иконы было то, что она подвигала людей к покаянию.
«Известны многие случаи возврата людей к посещению храма, исповеди, причастию. Так, одна бедная женщина, узнав о смерти своего сына, готовилась лишить себя жизни, но, тронутая до глубины души при виде чудотворной иконы, раскаялась в своем ужасном намерении и немедленно исповедалась. Благодатное воздействие Пречистой пробуждает и преображает верных, нередко застывших в косном веровании. Слава иконы широко распространилась за пределы Православной Церкви: многие католики и протестанты приходили почтить ее…»
Хранитель иконы был удивительным человеком и поистине подвижником благочестия. Сохранились воспоминания близких ему людей: “Иосиф редко говорил о своей внутренней жизни, но, общаясь с ним, люди физически ощущали, что перед ними человек величайшей чистоты. Без всякого сомнения и без тени лирики можно сказать, что он был земной лилией Царицы Небесной. Каждый день он читал перед чудотворной иконой акафист Богородице (как правило, по-французски) и тому святому, чью память отмечала Церковь. Во время церковных богослужений вел себя очень скромно и никогда не привлекал к себе внимания: тихо стоял сзади, незаметный, как настоящий монах”.
Есть неподтвержденные сведения, что Иосиф на Афоне принял монашество с именем Амвросий (в честь преподобного Амвросия Оптинского). Постригал его старец Климент, который некогда вручил ему Иверскую икону Божией Матери.
В одном из интервью Иосиф говорил: “В наше время, как и во времена Христа, святыни должны идти к людям, как и святость шла к ним. Это не традиция, которую я сам установил. Господу известно, как мне тяжело путешествовать, это влияет на мое здоровье, но я с радостью исполняю это послушание перед Божией Матерью и народом Божиим, который с великой радостью ожидает Царицу Небесную. Афонский игумен, передавший мне икону, говорил: “Церковь, в которой нет любви, сострадания и милосердия, это не Церковь”. Это поучение глубоко запечатлелось в моем сердце…”
В том же интервью, словно предчувствуя свою мученическую кончину, Иосиф сказал: “Верующие должны быть готовыми умереть за истину, не забывать, что, приобретая здесь врагов, приобретаем Небесное Царство… Тот, кто будет верен в малом, тот будет верен в великом, когда потребуется. При возможности стать исповедниками мы не должны это упустить. Потеряв земную жизнь, обретаем небесную. Мы не должны бояться смерти за Христа”.
В ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель иконы Иосиф Муньос Кортес был зверски убит в Афинах. Где теперь находится чудотворная Иверская икона, так бережно хранимая им – неизвестно.
Один человек, недавно приехавший из России и попавший на погребение Иосифа, сказал: “Знаете, у меня было такое чувство, что я присутствовал не на отпевании и похоронах, а на чине Торжества Православия. Я совершенно четко осознал, что если бы даже в эти минуты нас всех вывели бы из храма и расстреляли, то все равно – мы победили!”
Дни празднования Иверской иконе Божией Матери:
12 (25 февраля) и во вторник Светлой седмицы — обретение образа на горе Афон;
13 (26 октября) — перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона.
«Иверская»
Снег то стает, то снова пойдет…
Лист сползает по склизкому склону…
По церквам православный народ
Славит Иверскую икону.
Непогодам любым вопреки
Расправляются хмурые лица,
Затепляются душ огоньки
Пере ликом Небесной Царицы.
Ведь Она с византийских времен,
Как кровинку свою, без отказа
Русь прижала к груди, и Афон,
И седые вершины Кавказа.
Да беда, с византийских владык
поразить нас безумием хочет:
Был пронзен Богородицы лик
и с тех пор день и ночь кровоточит.
Кровь то стихнет, то снова пойдет:
Стоном залиты горы Кавказа…
Устоит ли Афона оплот?
Русь удержит ли веры алмазы?
Но тем ярче, беде вопреки,
В деревеньках и сердце столицы
Загораются душ огоньки
Перед ликом Небесной Царицы!…
Молитва перед иконой Божией Матери «Иверская»
О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати, всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.