Икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827 г.)
«Господин Шабашев, пожалуйте к Его Превосходительству», – секретарь учтиво поклонился, открыл дверь в кабинет-приёмную генерала и произнёс: «Его высокоблагородие, капитан Шабашев».
«Платон Онисимович, – генерал холодно посмотрел на Шабашева, – я должен выяснить некоторые странные обстоятельства, о которых мне доложили вчера вечером, и которые произошли во вверенном Вам отделении. Итак, как Вы объясните, что средства, направленные на закупку новой партии амуниции для Изюмского гусарского полка, исчезли? И ещё, как Вы объясните столь странное совпадение: на днях Вы приобрели новое имение в Саратовской губернии? И, что совсем странно, суммы совпадают… Я не преминул поинтересоваться. И, хотя я очень уважаю Вас, но, если Вы не докажете свою невиновность, Вы будете уволены. С позором! Я не потерплю подлогов и обманов. Вы свободны, идите».
Капитану Егерского пехотного полка Шабашеву Платону Онисимовичу – дворянину, человеку верующему и высоко ценившему чистоту совести – отвечать было нечего. Он ничего не знал об исчезнувших деньгах. Знал только, что он невиновен. Но доказать ничего не мог.
Эти события происходили в 1827 году. Платон Онисимович имел обыкновение ходить в Пешношский монастырь на литургию. В этот раз Шабашев долго просил Матерь Божию помочь ему. Молился перед чтимой в обители иконой «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».
История иконы такова: принесена икона в Николаевский Пешношский монастырь Дмитровского уезда Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святой образ оставил в своей келье. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Настоятель приказал поставить её над входной дверью в часовне преподобного Мефодия Пешношского, которая находилась у дороги, недалеко от обители.
Платон Онисимович долго молился Божией Матери. И затем во сне увидел Мефодиевскую часовню, над ней сияющую икону Пресвятой Богородицы, находившуюся в часовне, и услышал голос: “Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед сею иконой и сделай на неё серебряную ризу”.
Шабашев рассказал настоятелю монастыря архимандриту Максиму о своем видении. Тот приказал принести икону в монастырь и служить перед ней молебен. Вскоре после этого Шабашев избавился от неприятностей, его восстановили в должности и оправдали. Через некоторое время Платон Онисимович прислал в монастырь деньги с просьбой устроить серебряную ризу на икону.
А когда стали устраивать ризу, то обнаружили, что изображение Матери Божией, написанное на холсте, прикреплено к доске и холст свободно отходит от доски. Под полотном на доске находилось такое же изображение Богородицы, но Лик Пречистой был написан несравненно лучше, чем на полотне.
Так в 1847 году началось прославление иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». В следующем 1848 году по молитве перед этой иконой Московский край был спасён от холеры.
Образ стал известен по всей России после чудесного спасения царской семьи во время железнодорожной катастрофы, в которой погиб 21 человек. Несмотря на то, что вагон, в котором находилась царская семья, разбился, никто из членов семьи не пострадал. Событие это произошло 17 октября 1888 года – в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».
Где пребывает чудотворный Образ в настоящее время неизвестно.
День празднования иконы – 30 октября.