Интервью с первой выпускницей “Доброй школы на Сольбе” Анастасией Мальцевой
Настя, ты живешь на Сольбе практически с детства. Расскажи о том, как ты познакомилась с этим местом, ведь тогда, больше 10-ти лет назад о Сольбе не многие знали, полным ходом шла стройка, и монастырь не был таким привлекательным как сейчас. Расскажи о той первой встрече.
Вообще так интересно получилось, еще до того, как я приехала сюда учиться в регентскую школу и в общеобразовательную моя подруга приезжала сюда на лето. Мы тогда учились я в 7 классе, а она в 8-ом. Ее родители были знакомы с Матушкой и отправляли ее сюда летом недельки на две, пожить, на послушания походить. И она взяла меня с собой. Мы приехали сюда и две недели жили в монастыре. Это было первый раз, когда я так надолго уезжала из дома. Мне было тут, конечно, непривычно. Мы ходили на послушания, гуляли. В монастыре было все совсем по-другому, стен не было, посреди монастыря, рядом с Успенским храмом, птичник был – павлины, фазаны, цесарки – красота такая. Через две недели нас родители забрали, и у меня даже не было мыслей, что я вернусь еще сюда.
А через два года в нашем поселке появилось объявление, что идет набор в регентскую школу. И так как я все детство пела на клиросе, регент показал маме с папой объявление и говорит: «Настю надо обязательно отдать учиться в регентскую школу». Родители подумали и решили, почему бы и нет, тем более, мы позвонили, узнали, что в 9-ый класс можно поступить в общеобразовательную школу при монастыре. Родители подумали, зачем время терять, я закончу и школу, и регентскую, и у меня будет музыкальное образование сразу.
Мы приехали во второй уже раз. Прошло два года, а тут все настолько изменилось. Не казалось, что монастырь в глуши находится. Это был 2007 год. Все равно, по сравнению с другими монастырями, в которых я была и которые видела, даже в то время монастырь казался такой цивилизацией, было видно, что такая бурная деятельность тут идет, жизнь кипит. Мы приехали в воскресенье, столько народу в храме, крестный ход такой торжественный, общая трапеза. В том году, когда я поступила в регентскую школу, 20 девочек начало учиться с нами. А в общеобразовательной школе начала учиться я одна, а потом, через месяц или два привезли первых девочек в приют. Я помню, они такие маленькие были: Наташа Сычинская, Даша, теперь они уже закончили школу. Тогда они выглядели такими беспомощными.
Наверное, не просто было учиться в монастыре по сравнению с мирской школой? Здесь же и послушания, и режим другой?
Да, не все могут выдержать жизнь в монастыре, потому что, когда из города дети приезжают, а в регентскую школу поступают подростки, девушки уже, после 9-го, после 11-го класса, они попадают здесь в такое место, где нет никаких особо развлечений, нет магазина, телефон не ловит. Мы, чтобы позвонить домой родителям залезали на колокольню, разговаривали с колокольни. А потом я услышала, как другие разговаривают, оказалось разговоры с колокольни слышны на весь монастырь.
Кто-то не выдерживает. К этому надо приспособиться, но когда ериод адаптации проходит, понимаешь, что вообще, здесь здорово, есть огромные плюсы. Учеба была очень хорошая. У нас были настолько хорошие преподаватели, я до сих пор их помню. Это очень высокий уровень образования. Те годы, которые я училась в регентской школе, очень многое мне дали, такую практику огромную. Я хоть и в музыкальную сторону дальше не пошла, но все равно чувствую. Я пять лет училась в музыкальной школе и два года в регентской. И эти два года мне дали намного больше, чем пять лет музыкальной школы. И атмосфера, в которой ты учишься, очень сильно влияет и на запоминание, и на степень восприятия. Мы каждый день ходили на службы, пели на клиросе, и регентовать быстро научились, практика много дает. То есть ты не просто пришел в храм, постоял, а полностью с головой вливаешься в службу.
Учебу ведь приходилось совмещать с послушаниями. Как все успеть? Уставала, наверное?
Конечно, уставала, после учебы и уроков вечером еще на послушания ходили. Так как я в монастыре долго жила, то почти на всех послушаниях побывала. Мне казалось, у меня не было ни минуты свободного времени. Я помню, было 10-летие монастыря, был огромный праздник. Самая активная подготовка началась за неделю, тогда раций еще не было, и мы постоянно бегали по монастырю друг другу что-то передавали, кого-то искали. Это была настолько напряженная неделя, после нее меня родители забрали домой, и я только спала и ела, спала и ела. Три дня прошло, я наелась, выспалась, и думаю, что же я теперь буду делать, потому что настолько ты занят в монастыре, у тебя постоянно есть какое-то дело, постоянно что-то надо, какое-то движение, жизнь, постоянно что-то происходит. Дома, как ты не старайся, такого нет. И мне стало настолько скучно, что я считала дни, когда же приеду обратно в монастырь. Я поняла, что раз ты уже привык к такому, по-другому будет уже скучно. А молодежи сейчас это очень надо. У меня племянники взрослые, как раз в таком возрасте, иногда смотрю на них и думаю, им явно не хватает монастырской жизни.
Настя, ты первая выпускница школы. Расскажи о выпускном, и как дальше сложилась твоя жизнь.
Было очень много эмоций. Я закончила 11-ый класс, собиралась уезжать из монастыря, это такая перемена в жизни, стресс! В этом году у меня старшая дочка идет в школу, она только идет в первый класс, а я уже переживаю, как она закончит школу, и что будет дальше. Потому что помню свои ощущения, это такой волнительный момент, ты не знаешь, правильный ли ты выбор делаешь, как дальше жизнь сложится.
А какие у тебя были планы?
Я очень хотела выучиться на воспитателя детского садика. Я все сделала для осуществления этих планов, но потом в один момент, я поняла, что не ту профессию выбрала. Это часто так бывает, откуда ты знаешь, какие у тебя способности, какая работа будет приносить тебе удовольствие? Вот сейчас у наших девочек есть очень хорошая возможность испробовать себя и в роли воспитателей, и в роли кондитеров, на любое послушание в монастыре сходи и ты поймешь, нравится тебе это или нет. А я смотрела на детей, мне казались они такие миленькие, с ними так здорово позаниматься, но когда у меня родились свои дети, я поняла, что работа воспитателя это и физически и эмоционально очень тяжелый труд, и скорее всего, я его не потяну, у меня просто сил не хватит на это. Если заниматься чем-то, то надо делать это очень хорошо, а быть воспитателем и раздражаться на детей все время, потому что ты просто не можешь с ними справиться, это неправильно. Я поняла, что воспитатель это не мое.
У тебя жизненный путь определился довольно быстро. После школы ты сразу вышла замуж, у тебя такие прекрасные девочки. А как же учеба?
Я поступила в институт и полтора года училась на дошкольного педагога-психолога, потом, когда у меня родилась вторая дочка, я взяла академический отпуск и стала думать, хочу ли я дальше учиться, получать эту профессию. В итоге я поняла, что мне это не интересно, я не хочу этим заниматься. После того, как третья родилась, Матушка предложила мне организовать пряничную мастерскую при монастыре. Я настолько увлеклась пряниками, что, наконец, поняла, чем мне нравится заниматься. Я закончила учебу в городе Переславле на повара-технолога, кондитер входит в эту специальность.
У тебя четыре девочки, расскажи, как ты все успеваешь: и учиться и работать, и детей воспитывать и по хозяйству?
Не знаю, я так смотрю – ничего не успеваю. Сейчас старшие девочки уже помогают: они и картошку почистят, и посуду помоют, и с Женей поиграют.
Ты живешь в доме, недалеко от монастыря. Как ты считаешь, это важно жить рядом с монастырем, в деревне? Почему ты не выбрала город?
Когда я вышла замуж, и мы остались жить в деревне, у меня было совсем другое видение этого. Постепенно, когда появились маленькие дети, я стала совсем по-другому думать, почему мы живем в деревне и зачем это надо. Я не представляю, как можно жить с детьми в городе. Мы когда приезжаем с ними к родственникам, я смотрю вокруг, смотрю на других детей, вообще на жизнь городскую, мне становится страшно за своих детей. Я не представляю, как можно их уберечь от всего, пока они еще сами не понимают, что плохо, что хорошо, что можно, что опасно. В деревне с этим проще, у нас нет столько соблазнов разных, и потом, свежий воздух, натуральные продукты. И то, что мы живем рядом с монастырем, это, конечно, самое главное. Это огромная духовная поддержка, и это место, где, конечно, не детство мое прошло, но я тут много времени провела сознательной своей жизни, что настолько привыкла и к монастырю, и к сестрам, вообще к этой жизни, что не представляю, как можно жить где-то в другом месте. Меня периодически спрашивают, не хочу ли я переехать в город. Мне никуда не хочется отсюда.
Наверное, имеют в виду бытовые условия? Какие-то ведь есть сложности жизни в деревне?
Нет, в доме у нас все есть, у нас есть и горячая вода, в общем, все условия, которые нужны, у нас все есть. Нет магазинов рядом, но мы приспособились. Единственное, что меня пугает, это то, что здесь рядом до сих пор нет медицины. Потому что когда дети болеют, а они болеют, я порой теряюсь и вообще не знаю, что делать, а ехать в поликлинику, в больницу далеко. В монастыре планируется открыть медицинский центр, это было бы очень хорошо. Это очень нужно не только монастырю, школе, но и тем, кто вокруг живет.
Как ты думаешь, лучше выходить замуж и создавать семью рано, или в более старшем возрасте? Многие считают, что сначала надо получить образование, сделать карьеру, а потом создавать семью. Какое вообще имеет значение для женщины образование?
У каждого человека свой путь. Если все складывается, и ты можешь выйти замуж, но ты отказываешься от этого, чтобы получить образование, я считаю, это неправильно. А с другой стороны, если человек не готов, то кто его может заставить, и что потом из этого выйдет? Возможно получить образование и уже имея семью, сейчас такие технологии, и дистанционное обучение и заочное. Конечно, это не тот уровень, когда ты закончил школу с золотой медалью, поступил в самый лучший институт, ходишь на занятия и вживую общаешься с преподавателями. С другой стороны, если ты выбрал профессию, начал в ней работать, то те знания, которые ты получил во время учебы, они просто являются базовыми, а остальное ты все равно узнаешь во время работы все больше и больше. Ты все равно будешь еще учиться, все равно будешь получать знания конкретно те, которые тебе нужны, чего ты не можешь знать, когда учишься в институте, например. Поэтому, мне кажется, преувеличивают сейчас значимость высшего образования, тем более для женщины.
На самом деле, не можешь знать, как сложится твоя жизнь. Может быть, у тебя будет десять детей, и ты будешь всю жизнь с ними дома сидеть и заниматься детьми и еще каким-нибудь любимым делом. А может быть, Господь не даст детей, и ты будешь работать, например, в монастыре, или где-то еще, и твое образование очень будет всем нужно. Поэтому, мне кажется, каждому человеку Господь так чуть-чуть указывает его путь, и если очень сильно не противиться, то все сложится так, как должно быть.
Вот ты дома с детишками, тебе хочется куда-нибудь на работу устроиться, может, ездить куда-то? Или лучше всего быть мамой?
Лучше всего быть мамой и иметь какое-то любимое занятие. Потому что дети все-таки очень хотят быть с мамой. Садик это замечательная возможность для тех, кто не может себе позволить сидеть с детьми дома.
А какими ты видишь своих девочек в будущем? Хочется ли, чтобы кто-то из них потом пошел в монастырь?
Это их выбор будет, они сами будут решать. Нина, старшая у меня, возможно, конечно, из-за того, что она старшая, ей было года полтора, когда родилась следующая сестренка, Нина была всегда такая серьезная, ответственная, помощница, и вот, она с самого начала: та плачет, Нина бежит, ей соску даст, памперс принесет, поможет переодеть. В общем, заботливая старшая сестра. И она заботилась и о третьей, и о четвертой, сейчас с ней бегает. И она мне сразу сказала, я хочу выйти замуж, и чтобы у меня были дети. Причем она это настолько серьезным голосом сказала. Естественно, это все может измениться, но это будет их выбор. Я не могу настаивать.
Наверное, наш выбор во многом зависит от примера?
Ну, у моих детей перед глазами есть прекрасный пример монашеской жизни в лице и Матушки, и сестер. Они все время, когда приходят в храм, на сестер смотрят такими широко раскрытыми глазами, для них это в своем роде идеал человека. Но они еще маленькие, чтобы понять, что такое монастырская жизнь.
Для нас монастырь много значит, я здесь и с мужем познакомилась, и детей здесь крестили, и в храм сюда ходим. Поэтому Сольба для нас особенное место. На нашей свадьбе кто-то рассказывал, что человек с женой выбрали для себя место, где они познакомились, и в дни испытаний, когда было совсем уже тяжело, они приезжали на это место, вспоминали молодость, первое самое трепетное время, когда все кажется особенным, они там как будто заново все проживали, и потом трудности уже не казались им такими страшными. А у нас вся жизнь с монастырем связана, тут даже и выбирать нечего.
Беседу вела монахиня Евпраксия.