Исцеление расслабленного
Слово в Неделю шестую по Пятидесятнице
В нынешнем чтении Евангельском повествуется о милосердии нашего общего Спасителя к несчастному человеку, и в Евангелии прошедшего воскресного дня говорено было тоже о милосердии Его; тогда говорилось об исцелении бесноватых, ужасно страдавших от злых духов, а ныне говорится об исцелении расслабленного; там причиной беды и несчастья были грехи, как видно из нравоучения Иисуса Христа исцеленному при овчей купальне больному: «се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин.5:14). И здесь причиной расслабления членов телесных и самой души были грехи; ибо Врач душ и телес говорит больному: «чадо! прощаются тебе грехи твои».
Все Евангелие, возлюбленные братья и сестры, наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Господа Иисуса Христа к бедствующим и заблуждающимся человекам; и там же повсюду возвещается, что главной причиной почти всех болезней, бед и несчастий с людьми бывают грехи, – это величайшее зло, несчастье рода человеческого, этот ужасный корень всех зол и самого великого зла – смерти временной и вечной. Потому-то Господь, врачуя расслабленного, врачует прежде болящую грехами душу, а потом уже тело. «Чадо! – говорит Он расслабленному, – прощаются тебе грехи твои». А это значит то, и научает нас тому, что в болезнях наших мы должны смиренно и глубоко сознавать грехи свои и искренно каяться в них и просить у Господа прощения их, с намерением впредь не согрешать. Ибо главная часть существа нашего есть душа, существо по образу Божию, разумное, со свободным произволением, бессмертное, но существо падшее, болящее грехом и тлением и искупленное от греха и смерти смертью Сына Божия; о ней-то, о спасении ее надобно всеми силами заботиться, – о благоугождении Богу, об исполнении святых и блаженных Его заповедей, о ее правоте и святости. Ибо страсти плотские порабощают, оскверняют, удаляют душу от Бога и в конце концов часто доводят до погибели временной и вечной. Посмотрите на пьяницу: он вечно расслаблен по душе и по телу, в нем нет веры и страха Божия; он не молится; все основы нравственные в нем расшатаны; он готов на все худое: он сердится, бранится, дерется, сквернится; и ничто у него не спорится, всякая работа из рук валится. Посмотрите на человека, который любит много есть и пить: он тоже расслабленный, и потому ленивый, неповоротливый; как умеренная пища и питье укрепляют тело, так излишество их обременяет и расслабляет. А человек сладострастный – как бы олицетворенная слабость, часто заживо умирает душой и телом. Так грехи расслабляют все существо человека, и целые общества, государства!
Так грехи и общественные страсти расслабляют и Россию. Какие грехи наводнили Россию? Безверие, пьянство, плутовство, ложь и обман, страсть к наживе, частые убийства из-за страсти к наживе или из-за неудовлетворенной плотской любви, страсть к игре, хищение, мздоимство, себялюбие, которое желает исключительно, чтобы только ему было хорошо, богато и весело, а другие хоть с голоду умирай. Да, нельзя не видеть в России общего расслабления нравов, а вследствие расслабления нравов возрастают общественные бедствия: голод, безденежье, обеднение народа, наклонность и стремление к переселению с места на место, злонамеренные поджоги и прочее. Что же делать? Скажу с апостолом: «укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось» (Евр.12:12–13). «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Втор.29:18; Евр.12:15). Будем укреплять души и сердца благодатью Божией, как учит апостол Павел: «добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившие в них» (Евр.13:9). Будем утверждать души свои молитвой искренней – домашней и общественной, и вообще непрестанной внутренней молитвой, чтением или слушанием Слова Божия или писаний святых богомудрых отцов, усердным чтением или слушанием житий Святых Божиих угодников, чтобы и нам подражать их вере и житию, их добрым делам; также беседами духовными, и в особенности чистосердечной исповедью и частым причащением Святых Таин.
Итак, будем укреплять себя благодатью Божией, доколе есть время и доколе грехи не расслабили нас окончательно. Ибо придет скоро время, а может быть, уже и наступает, когда все предадутся дремоте и сну, все расслабеют нравственно, когда и вера оскудеет, и любовь иссякнет, и беззаконие, как море, разольется по земле. Но тогда уже будет поздно исправляться. Ибо раздастся глас: «се, жених грядет, исходите в сретение Его» (Мф.25:6); возгремит труба архангельская, соберет всех людей живых и из мертвых воскресших в место общего Страшного Суда, на котором изречен будет окончательный праведный приговор или к жизни вечной, или к муке вечной.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский