Искусство удовольствия
Добросерд, бывая вместе с любимыми своими детьми, не пропускает случаев сообщать им что-нибудь полезное, и потому часто вступает с ними в такие разговоры, из которых они многому могут научиться.
Дети, а особенно старшие, охотно его слушают и часто сами спрашивают о таких мероприятиях, которые по их летам довольно важны. Некогда читал он с ними сказку о Фоме, недовольным своим состоянием, которую поместили мы в последнем на наших листах. Это чтение подало повод к достойному внимания разговору, из которого хотим мы сообщить следующее.
– Много таких людей, – говорил Добросерд, – которые также поступают, как Фома. Если вы, любезные дети, не хотите быть в числе таких людей как ныне, так и впредь, то надобно вам еще в первых летах своей жизни привыкать быть довольными своим состоянием. Будьте уверены, что Господь Бог все хорошо учреждает. По Своей премудрости и всеведению знает Он, что бедный, сделавшись богатым, был бы несчастлив. Он знает, сколько всякий человек перенести сможет.
Будучи довольны, бываем мы веселы, когда мы веселы, то работаем с охотой, а потому и с хорошим успехом. Таким образом, довольный своим состоянием человек никогда в нужных вещах недостатка терпеть не может. В пример этому, расскажу я вам об одном человеке, который, конечно, покажется вам лучше бедного Фомы.
Ернст был бедный купец, который торговал мелочными товарами. Он не имел недостатка в необходимом пропитании, но жена его была не так довольно таким состоянием, как он сам, и сама говорила ему, чтоб он начал торговать лучшими товарами.
– На это необходимы деньги, – отвечал ей муж, – а нам где их взять? Правда, мы могли бы занять денег у богатых наших приятелей, но если бы в торгу нам не посчастливилось, то нечем было бы заплатить долг, и мы сделались бы обманщиками. Нет, останемся лучше с тем, что у нас есть, и станем прилежно работать, а прочее оставим все на волю Божию. Кто на Бога надеется, того Он верно не забудет.
Он продолжал жить по-прежнему: работал прилежно, продавал товары за умеренную цену, однако ж с хорошим прибытком, и таким образом нажил довольный достаток, с которым мог вести спокойную жизнь.
Некогда вечером, сидя с женою своей перед деревом, которое сам он посадил, говорил он ей:
– Смотри, как Господь Бог нас благословил, как работа наша удачно идет! Могли бы мы с тобой сидеть так спокойно, если бы я послушался твоего совета и вошел в долг? Не правду ли говорил я, что Бог не забывает того, кто на Него надеется? Не станем впредь скучать своей участью, и будем всегда довольствоваться нашим состоянием!
С такими мыслями Ернст всегда был доволен и весел, приятность всегда видна была у него на лице, и за то все знакомые его любили, и все называли его добрым Ернстом.
Лизонька: В самом деле этот человек мне очень нравится. Я по себе знаю, как хорошо быть довольной.
Николай: Но как до этого дойти, чтобы всегда быть довольным?
Добросерд: Надобно, друг мой, все в свете прилежно рассматривать и стараться узнавать. Многие желают всего, что только им на глаза попадается или на ум придет, не думая, чего они желают. С ними тоже бывает, что с малыми детьми, которые хотят схватить огонь и обжигают себе руку.
Волшебница в сказке правду говорила о богатстве. Оно приносит множество беспокойств. И кто желает стать богатым, тот, конечно, желает этого, не подумавши в каких заботах должен богатый человек проводить свою жизнь!
Он располагается иногда провести вечер в удовольствии, но вдруг получает письмо, в котором уведомляют его, что он обманут своим должником, и ожидаемое удовольствие исчезает! Или в то время, когда он думает, что все его обстоятельства хороши, вдруг узнает он, что потонул корабль, на котором была большая часть его имения. Когда находит страшная туча, то он начинает дрожать от страха, чтобы все его имение в одну минуту не погибло. Все предприятия богатого человека бывают строго наблюдаемы окружающими его людьми и часто подвержены кривым толкам и хуле.
Напротив того, бедный человек не имеет ничего из всего этого опасаться. Он может спокойно наслаждаться своей жизнью. Но кого уже Бог наделил богатством, тот должен употреблять его с благодарностью к Подателю, помня при том о должностях и заботах, соединенных с его состоянием, и о том, что сказала волшебница Евергетаа: «Чтобы управлять большим богатством, надобно иметь большой разум».
Знатность есть также изрядное преимущество в свете, однако и она связана с такими же трудностями и беспокойствами, как и богатство.
Николай: Однако представьте себе, как приятно быть знатным человеком. Все ему кланяются, всякий старается ему угодить.
Добросед: Но какую же тягость должен он за это переносить. Всякий день приходят к нему толпы людей с просьбами: иной просит помощи, другой защиты, третий награждения. Душа его почти всегда бывает наполнена желаниями и требованиями других людей, которых он часто не в состоянии бывает удовлетворить и по большей части должен отпускать от себя с огорчением. Все это может составлять только самую легкую часть его дел. Долго бы надобно было рассказывать о всех беспокойствах, какие соединены с состоянием знатного человека, но по большей части вы не могли бы того и понять.
Николай: Довольно уже и того, что вы теперь сказали. После этого участь знатного человека кажется не такой завидной, как прежде.
Добросерд: Почему же прежде казалось она тебе такой?
Николай: От того, что я не знал, как трудно быть знатным человеком. Я смотрел на одну только наружность.
Добросерд: Люди по большей части так поступают. Они пленяются чем-нибудь только по наружности, а рассмотрев внутренность вещи, начали бы они думать совсем иначе.
Неудовольствие происходит от многих желаний. Чем меньше мы желаем, тем бываем довольнее, а чем больше желаем, тем недовольнее бываем. В желаниях своих обыкновенно столько мы несправедливы, что досадуем и негодуем, когда они не исполняются. Но лучшее средство избегать неудовольствие есть то, чтобы стараться сколько возможно лучше пользоваться настоящим нашим состоянием.
Например, Лизонька желает хорошей погоды, но это желание не исполняется, идет дождь, и она лишается от этого какого-нибудь удовольствия, на которое она надеялась. Должно ли ей на это досадовать? Нет, она гораздо лучше сделает, если будет думать: хотя и не сделалось по моему желанию, однако досадой изменить этого невозможно. Может быть, такая погода полезна теперь многим тысячам людей, и может быть, они давно уже молили о ней Бога. Я стану читать хорошую книгу и постараюсь этим заменить удовольствие, которого я ожидала. Такие мысли скоро прогонят неудовлетворенность.
Николай хочет выучить свой урок, но он не расположен к этому, и урок не идет к нему в голову. Что в таком случае делать? Досадовать и сердиться? Нет, в таком состоянии не выучит он никогда урок. Он должен разогнать свое неудовольствие, развеселиться, поискать причины от чего он в тот час неспособен к учебе, и впредь стараться избегать этого. Исполнив это, увидит он, что предприятие его сделается гораздо легче.
Итак, любезные дети, почитайте за великое счастье то, чтобы быть всегда довольными. В таком состоянии бываем мы способны гораздо живее чувствовать приятности нашей жизни, желать добра другим людям и взаимно угождать друг другу. Старайтесь всеми силами приводить себя в это состояние, и как можно раньше начинайте учиться важному искусству удовольствия.
Из первого в России журнала для детей “Детское чтение для сердца и разума”