История персидского царя Кира
История молодых лет славного Персидского царя Кира очень мало известна. Жизнь Кирову описывали два греческих писателя, Иродот и Ксенофонт. Первый рассказывает много басен, а другой совсем ничего не пишет о его детстве. Мы сообщим то, что понужнее, из Иродотовой повести.
Астиаг, царь Мидии, имел дочь по имени Мандана. Некогда увидел он сон, который жрецы или предсказатели, растолковали ему так, что дочь его родит сына, который свергнет его с престола.
И так, чтобы отвратить это несчастие он не хотел выдать дочь свою за мидянина, но выдал ее за персидского царя Камбиза, от которого может быть ничего плохого не опасался. Однако же сон не переставал его беспокоить. Того ради, как скоро молодой Кир родился, Астиаг приказал его привести к себе, и призвав Гарпага, одного из вернейших своих служителей, поручил ему убить этого младенца. Гарпаг обещал то исполнить, однако отчасти из сожаления к бедному младенцу, отчасти же из-за страха, чтобы Мандана по смерти старого Астиага не наказала его, не сдержал своего слова. Он отдал дитя одному пастуху, который воспитал его, не сказывая ему ни состояния его, ни имени.
Кир, имея десять лет отроду, играл некогда со своими сверстниками и выбран был в игре царем. Он поступал в сем достоинстве очень строго и требовал от своих поданных точного повиновения. Между ними находился один спесивый мальчик знатного рода, который думал, что имеет право своевольничать и не повиноваться из-за того, что у отца его было больше денег, нежели у других. Глупенький! Может быть отец и мать его нежили, и часто говорили ему, что простолюдины против него ничто. Лучше бы они сделали, если бы сказали ему, что своевольничество есть дурной порок, который делает нам людей неприятелями, напротив же того послушание есть такая добродетель, которая особливо детям весьма пристойна. Лучше бы они сделали, если б научили молодого господчика, что в богатстве родителей не должно искать преимущества пред бедными детьми, но это преимущество должно состоять в том, чтоб быть добронравнее и разумнее других.
Короче сказать, молодой господчик не слушался Кира. Кир, рассердясь за то, велел немилосердно высечь сего упрямца. Высеченный мальчик с плачем и воплем побежал к своему батюшке жаловаться. Отец, рассердясь за столь худой поступок с его любезным сынком, пошел к царю Астиагу, пожаловался ему на дерзость мнимого пастухового сына, и показал ему рассеченную спину своего сына. Астиаг приказал позвать пред себя пастуха с молодым Киром, и спросил у последнего, для чего он осмелился бить сына знатного мидянина? Кир смело отвечал: «Я сделал это по праву. Он играл с нами, и я в игре выбран был царем, для того, что мои товарищи почли меня всех к тому способнее. Другие мальчики исполняли мои приказы, а этот не хотел меня слушаться, и за то справедливо наказан. Если справедливость заслуживает наказание, то я готов его вытерпеть.»
Такой мужественный ответ десятилетнего мальчика и благопристойность, с какой он говорил, заставили Астиага посмотреть на него пристальнее. Ему показалось, что в лице Кирове есть некоторое сходство с ним. Сие привело его в беспокойство, он вспомнил, что если б убитый его внук был жив, то имел бы точно столько же лет отроду, сколько имел сей мальчик. Сим беспокойство его еще более умножилось, так, что он долго не мог выговорить ни одного слова. Оправясь несколько, приказал он знатному Мидянину выйти, уверив его, что постарается сделать ему удовольствие. Потом спросил он у пастуха, как ему достался сей мальчик, и грозил ему жестоким наказанием, если он не скажет правды. Пастух, испугавшись, во всем признался.
Хотя пастух и не знал Кирова происхождения, однако царь узнал в нем своего внука. Рассердившись на Гарпага, приказал он в наказание ему убить собственного его сына.
Потом Астиаг созвал магов, которые толковали его сон, и открыл им, что внук его жив. Они подтвердили прежнее свое толкование, и сказали, что Кир непременно будет царствовать. Царь рассказал им Кирово приключение, как его другие мальчики выбрали царем, и как он при том поступил. Когда он жив, – сказали маги, и был уже царем, не думавши о том, то не опасайся его; он не будет уже царствовать. Часто самые важные сны сбываются в малостях.
Астиаг поверил им, и отослал молодого Кира к его родителям в Персию.
Вы видите, любезные дети, что вся эта повесть весьма походит на выдумку. Любовь к чудным приключениям часто заставляла людей выдумывать такие повести, которые иногда бывают совсем невероятны. Мы сообщили вам сей пример, дабы показать, сколь нужно вам приучаться с самых молодых лет, различать истинное от ложного. Мы находим такие чудные повести почти о всех основателях больших государств и великих героях в древности, особливо ж касательно до их рождения и смерти. И так вы очень хорошо сделаете, если будете советоваться с искусными людьми, и просить у них наставления, чтобы вам не принимать басен вместо истории. Часто также в баснях сокрыты бывают истины, которых рачительно искать должно.
Из первого в России журнала для детей “Детское чтение для сердца и разума”