Из какой Чаши причащаться?
– Во время Литургии, когда служит митрополит, то большинство прихожан стремятся подойти к причастию именно к той Чаше, с которой стоит он. Оправдано ли это, или можно также причащаться у любого другого из стоящих рядом с ним с Чашами священников?
– Я часто сталкивался с такой ситуацией. Когда служит митрополит или уважаемый епископ, чисто по-человечески вполне понятно стремление людей именно к нему подойти, чтобы причаститься. Но в сакральном смысле никакой разницы в том, к кому из тех, кто причащает подойти – нет; это одно и то же причастие, одна и та же Литургия, являющаяся таинством Церкви, делающая нас всех, кто на ней причащается Церковью – Телом Христовым. Перед тем как выйти причащать прихожан, архиереи и священники в алтаре сами причащаются, для нас это обязательно на всех Литургиях, которые мы служим или сослужим. И священнослужители, и миряне в таинстве причащения одинаково соединяются с Христом.
Чем чаще человек причащается, тем глубже он в духовном плане входит в Церковь, тем теснее соединяется со Христом. Но все это при одном условии: человек должен раскаяться в своих грехах и стремиться – не совершать новых. В состоянии нераскаянного греха, с мыслями о том, что я сейчас каюсь, но пойду совершать и дальше тот же грех – причащаться недопустимо. Апостол Павел ведь писал о таком недостойном причащении в послании к коринфянам: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 29-30). Поэтому мы и молимся в молитвах перед святым причащением: «Да не в суд и
не в осуждение будет мне причащение святых Твоих Тайн». Не может Христос соединиться с грехом, а нераскаянный грешник не может быть частью Церкви – Тела Христова. Если он, несмотря на это причащается, то обманывает только самого себя, Бога обмануть невозможно.
Иеромонах Михаил (Чепель), из книги “Путь ко Христу”