Об измененном состоянии сознания, поврежденного грехом. Беседа 5
Искушение Иисуса Христа в пустыне наглядно показывает, что диавол, не узнавший Воплощенного Бога, считает себя хозяином земных царств и земной славы, правомочным предлагать их своим подданным: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». (Мф. 4: 8-9). Господь Иисус Христос прямо сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18: 36). Церковь Христова никогда не может иметь единения с государством.
Как говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», “«Сей мир» отчасти повинуется Богу, отчасти же, и главным образом, автономизирует себя от собственного Творца и Господа. В той степени, в какой мир не подчиняется Богу, он подчиняется «отцу лжи» сатане и «во зле лежит» (см. Ин. 8: 44: 1 Ин. 5: 19). Церковь же – «тело Христово» (1 Кор. 12: 27), «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15) – в своей таинственной сущности не может иметь в себе никакого зла, ни тени тьмы. Поскольку государство есть часть «мира сего», оно не имеет части в Царстве Божием, ибо там, где Христос «всё и во всем» (Кол. 3:11), нет места принуждению, нет места противопоставлению человеческого и Божия, а следовательно, нет там и государства”.
Исходя из этой логики, Христианская Церковь никогда не может быть религией государственной, зато любые языческие религии вполне могут быть таковыми. История стран, где христианство было или является государственной религией, это подтверждает. Попытки единения Церкви и государства практически всегда заканчивались трагично. В истории Русской Церкви мы видим тому много примеров, как в расколе XVII века, так и в Синодальный период, и в другие исторические эпохи. Утопии об идеальном государстве даже в теории рисовали жестокую тоталитарную систему.
Человеку свойственно познавать окружающий мир и все процессы, происходящие с ним в обществе. Это нормально, это наша жизнь, мы пытаемся найти причины ненормального бытия, найти способы ухода от этого, определить уровни гармонии взаимоотношений. Изучение человечской истории, как плода, измененного первородным грехом состояния сознания в сломанном грехом мире, никогда нам не даст чего-либо достаточно полезного, спасительного, так как мы изучаем то, что было и есть порочно. Нам нужно принять это как данное, но не естественное, а скорее противоестественное, через испытание которым мы в дни своей земной жизни должны пройти.
Возможно ли исправление измененного первородным грехом состояния сознания? Да, возможно, именно для этого и пришел Христос, и создал Свою Церковь с ее Таинствами. Святые аскеты, христианские аскеты, подвижники, старцы, апостолы, пророки доказали своей жизнью, что возможен возврат человеческого разума к сознанию Богообщения. Через Боговоплощение людям открыта возможность не только возвращения к первозданному совершенству прародителей, но и обожения.
Иеромонах Михаил (Чепель)