Как исповедоваться, если нет грехов?
– Нахожусь в странной ситуации: грехи исповедал, живу строго по заповедям. Как мне причащаться, если батюшка без исповеди не допускает к причастию? Не выдумывать же себе грехи.
– Мне приходилось в своей пастырской практике встречать прихожан, которые приходили и говорили, что им не в чем каяться, у них нет никаких грехов. Обычно на белом заметно даже самое маленькое пятнышко, а на черном и множества пятен будет не видно. Многие святые считали себя величайшими грешниками, они видели самое малейшее греховное движение своей души. А человек, который живет во грехе, может грех считать естественным состоянием, и не грехом вовсе, а чем-то само собой разумеющимся…
Исповеди нужно учиться. Покаяние – это Таинство Церкви, а не бухгалтерский учет. Вспомним молитву фарисея, который молился, благодаря Бога за то, какой он, фарисей, хороший; то есть молясь – грешил. И мытаря, не смевшего поднять голову и просившего: «Боже, милостив буди мне грешному». Вспомним слова Христа Спасителя, что этот презираемый иудеями мытарь, собиравший с них налоги в пользу Рима, который они воспринимали как оккупационное правительство, вышел из храма более оправданным, чем пользовавшийся всеобщим уважением, проводивший внешне праведную жизнь и кичившийся своей праведностью фарисей.
В некоторых монастырях монахи исповедуют свои грехи каждый день. Когда я жил еще в качестве паломника в монастыре на Афоне, то тоже ежедневно исповедовался. Это очень много дает, многому учит, потому что мы действительно не видим многих своих грехов, с некоторыми не можем справиться долгое время, а частая исповедь помогает в борьбе с греховным началом в себе.
Нужно коррелировать свою жизнь с Евангелием. Некоторые читают каждый день Евангелие, но так, что лишь бы прочитать, не задумываясь о смысле читаемого. Лучше читать меньше, но на каждый свой поступок смотреть сквозь призму Евангелия; если удастся этому научиться, то жизнь станет радостнее и чище.
В вечерних молитвах есть ежедневное исповедание грехов. Но мы должны не просто машинально читать список, а смотреть в глубь своей души – какие грехи у нас чаще всего повторяются, каковы причины этого? Ведь часто мы приходим на исповедь, вновь и вновь каясь в одних и тех же грехах. Нужно искать корни этих грехов, выдернув которые из своей души, мы разрушим весь каркас, на котором держится этот грех.
Нельзя жить человеку в этом мире без греха, это все равно как упасть в море и остаться сухим, такого не бывает. Поэтому нужно учиться покаянию, разбираться в своей душе, уметь видеть зло в себе, иметь желание от него избавиться и просить у Бога помощи в этом. Господь знает нашу немощь, Он всегда готов нам помочь. Но нужно приносить Ему сердце сокрушенное и смиренное, а не бухгалтерский список, в который мы даже и не знаем порой, что записать… Нужно иметь страх Божий – страх огорчить Господа своими грехами. Вспомним слова апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1 Пет. 5: 8-9). Жизнь во грехе делает нас беззащитными перед диаволом. Покаяние, молитва и пост дают силы противостоять его нападениям.
Сейчас очень мало опытных духовников. Помню встречу с почившим Патриархом Алексием Вторым. Мы разговаривали о Фонде, и вдруг Патриарх сказало о том, что хорошо, что восстанавливаются и строятся церкви, устанавливаются памятники святым. Но трагично отсутствие опытных духовников, множество из которых были истреблены в годы гонений на Церковь в XX столетии, и начинающим духовникам не у кого учиться. Нужно еще понимать, что хорошим духовником может стать далеко не каждый священник, и это очень длительный процесс, по разным оценкам занимающий от пятнадцати до тридцати лет. Но для нас это не повод оправдывать нежелание каяться в грехах – принять исповедь и прочитать разрешительную молитву одинаково может любой священник, неважно сколько ему лет и какой у него духовный опыт. Нужно самим стремиться очищать свою душу для встречи со Христом Спасителем.
Иеромонах Михаил (Чепель)