Как можно жить под снегом?
Отец: Мог бы я вам рассказать еще одно удивительное приключение, однако примечаю, что вам наскучило уже слушать о снеге, и потому не хочу рассказывать.
Все: Ах, нет, батюшка, пожалуйста, расскажите!
Анна: Я буду слушать очень прилежно.
Отец: Так слушайте же, как можно жить под снегом.
Это приключение случилось в 1755 году в небольшой деревеньке Бергамолетто, в долине Стурской. Долина эта лежит между двумя высокими горами. В 1755 году 19 марта с одной из сих гор упали две большие глыбы снегу и завалили всю деревню. Все тамошние жители были в то время всех домах кроме одного по имени Иосифа Рокии, который с пятнадцатилетним своим сыном был на улице. Один священник, проезжая мимо увидел, как снег падает, и сказал им о том. Рокиа с сыном побежал сколько можно скорее прочь от деревни. Отбежавши на 30 или на 40 шагов сын его упал. Отец, поднявши его, оглянулся назад. Но что он увидел! Гора снегу покрыла всю деревню. Печаль о потере своей жены, сестры ее, детей и всего имения повергла его на землю бесчувственна. Пришедши ж опять в себя, ушел он к приятелю в соседнюю деревню.
Двадцать два человека поргебены были под снежною горою, которая была на 60 футов в вышину. Из соседних мест приходило множество людей, чтоб посмотреть, не можно ли еще кого-нибудь спасти. Однако скоро пропала вся надежда помочь сим несчастным.
Через пять дней Рокиа, оправясь несколько от страха, захотел с сыном и еще с несколькими родственниками, попытаться нельзя ли дойти до его дому. И так он разрывал в нескольких местах снег, но напрасно.
В апреле месяце было очень тепло, от чего снег начал сильно таять, и бедный Рокиа получил надежду достать свое имение и погребсти свою семью. В этой надежде принялся он снова за работу, сделал в снегу большие прокопы и набросал туда земли, от чего снег еще более таял. Между тем, теплая погода непрестанно продолжалась, и наконец, 29 апреля Рокиа был столько счастлив, что добрался до своего дому. Не нашедши в доме мертвых тел, хотел искать их в конюшне, которая была на 240 шагов расстоянием от дому. Лишь только пришел туда Рокиа со своими помощниками, то услышал крик своей жены. Она звала на помощь своего брата, думая, что муж ее погиб под снегом. Наконец, удалось им избавить эту несчастную семью и вывести из гроба.
Жене Рокии было тогда от роду 45 лет, сестре ее – 35, а дочери – 13. Легко можно подумать, что они так истощали, что не могли ходить, и должно было нести их на руках. Они были так худы. Как тень. Положили их на постель и дали им есть.
Анна: Ах, бедные люди! Как мне их жалко!
Василий: Как же могли они больше месяца жить под снегом?
Дарья: Кто давал им есть и пить?
Федор: Мне кажется, им надобно было замерзнуть от стужи.
Отец: Вы тотчас услышите, как чудно Бог их спас.
Через несколько дней потом посетил их Демонтский губернатор. Жена Рокии не могла еще тогда вставать с постели и ходить, либо от того, что ноги ее много вытерпели стужи, либо от того, что долго пробыли в беспокойном положении. Сестра ее, которой ноги мыли теплым вином, могла немного ходить, хотя и с трудом, а дочь совсем оправилась. Губернатор расспрашивал их обо всем, что случилось с ними после того, как снегом их завалило. И вот что они ему рассказывали.
В тот день, как это несчастие произошло, все они были в конюшне, и кормили там коз. Жена Рокии пошла в дом, чтобы вздуть огня, и приметила, что с горы катится ужасная глыба снегу. Она тотчас возвратилась в конюшню, и сказала сестре своей о том, что она видела. Меньше нежели через 3 минуты услышали они, что кровля конюшни затрещала, и тогда же некоторая часть кровли обвалилась. Они спрятались под ясли, которые были поддерживаемы крепким столбом и могли выдержать тягость снегу. То место, в котором они были, имело 12 футов в длину, 8 в ширину и 5 в вышину, а ясли, под которыми они сидели согнувшись и прижавшись к стене, были в ширину не больше как на 3 либо на 4 вершка.
Вы легко можете себе представить, любезные дети, в какой страх привело это несчастие бедных людей. Они кричали сколько можно громче, однако никто их не услышал. Потом первая их мысль была стараться о спасении своей жизни. Сестра Рокииной жены нашла у себя в кармане 15 каштанов. Дети тогда уже позавтракали и потому могли пробыть сутки не евши. Они вспомнили, что в одном углу конюшни лежало 20 или 30 хлебов, однако снег обвалил кровлю над тем местом, и это препятствовало им достать хлебы.
Дарья: Что ж они пили?
Отец: Проведение пеклось и об этом. Они нашли в конюшне небольшое корыто, из которого коз поили. В это корыто клали они снег, и давши ему растаять, пили.
Жена Рокии и сестра ее съели в первый день по два каштана и напились растаявшего снегу. Осел, стоявший в конюшне, был весьма беспокоен, а козы сперва очень блеяли, но скоро стало совсем их не слышно. Из них спаслись две, которые были подле яслей. Одна из оставшихся коз давала молоко, и сие-то обстоятельство спасло жизнь бедных женщин.
Василий: Где ж они брали корму для коз?
Отец: По счастию, была над яслями небольшая сенница. Они вытаскивали из нее столько сена, сколько достать могли, а как, наконец, стало им не можно доставать, то поднимали они коз на плечи и пускали их самих таскать себе корм.
Заметьте, любезные дети, как иногда и самые безделицы бывают важны. Если бы не было сенницы, то не могли бы жить козы. Без козьего молока умерли бы с голоду бедные женщины, погребенные под снегом, а без маленького корытца умерли бы они с жажды. Смотрите, сколь мало надобно нам для содержания жизни! Заметьте, сколько чудесно Бог может сохранить человека! Итак, не должны ли мы возложить все упование на Бога, который столь милосердно о нас печется?
Из первого в России журнала для детей “Детское чтение для сердца и разума”