07 февраля 2023

Как помочь страдающему старческой деменцией?

– Здравствуйте, хотел бы задать Вам волнующий меня вопрос. Каким образом возможно помочь пожилому человеку, который страдает старческой деменцией или старческим слабоумием (то есть ни исповедаться не причастить его нельзя), кроме того что уже постарались сделать (приобрели кирпичик на строительство храма, поминаем о здравии в домашних молитвах) Заранее спасибо Вам.

– Присланный вопрос очень актуален в наше время в связи с прогрессирующим ростом психических заболеваний по всему цивилизованному миру. Было бы неправильно ограничиться только практическими советами православного батюшки-монаха. Лучше осветить вопрос (проблему) более широко, с пользой для каждого думающего христианина, для каждой спасаемой душеньки.

Прежде всего, нам следует поразмыслить о проблеме существования такого явления как душевные, психические заболевания, беснования и наших представлениях о корреляции* психически больных людей и как бы здоровых. Мы с вами считаем себя психически здоровыми. Однако царь Давид в своём Псалме 13 указывал на здоровых как на психически больных: “Рече безумен сердце своём: несть Бог” (нет Бога). А я добавляю: “Рече безумен, что нет в нём греха”!!!  “Называя себя мудрыми, обезумели” (Рим, 1:22).

Прежде всего, укажем позицию Церкви по этому вопросу. В “Основах социальной концепции” Русская Православная Церковь выражает своё отношение к психическим болезням следующим образом: “Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы”. Однако психическое заболевание не умаляет достоинства заболевшего человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной человек является носителем образа Божия, он остаётся нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи.

Особо необходимо заметить, что такие люди находятся на особом попечительстве Пресвятой Троицы, ибо они такие же Её дети, как и мы, здоровые. При подобных заболеваниях сама человеческая душа не меняет своих качеств, она по-прежнему бесценна и драгоценна в глазах Бога Отца: “Благодать Святого Духа проникает в человеческую душу, ибо благодать нетварна. Ничто же тварное не может соединиться с душой. Даже если удаётся прилепляться к душе грешника злым духам, будучи тварными, они не могут соединиться с ней”. Это процитировано мнение Святителя Григория Паламы – афонского монаха, архиепископа Фессалоникийского, выдающегося православного богослова. Для нас очень ценны эти пронизанные Духом Истины высказывания святых. На основании их становится понятно, что душа не сочетается с грехом, т.е. не имеет взаимного слияния, взаимопроникновения с ним. Бог не творил греха! “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душой живою” (Бытие. 2:7). ” И увидел Бог, что Он создал, и вот, хорошо весьма” (Быт.1:31). Понятно, что о болезнях в райском состоянии богообщения и речи не могло быть, ибо при абсолютном совершенстве Бога такое невозможно. Болезни начались с появлением первородного греха Адама и Евы. В этот момент впервые появилось слово болезнь: “…умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей” (Быт. 3:16).

Однако на “болезнях жены” дело не остановилось. Оставшийся в потомках Адама и Евы нераскаянный грех начал приносить свои плоды. Грех разрастался и впервые проявился через факт убийства Каином своего брата Авеля. А далее пошло как по накатанной дороге. Понятия покаяния ещё не было, как не было и института священников, имеющих власть по Таинству Священства отпускать грехи. Жизнь первых людей проходила под стягом греха, и, как следствие, сопровождалась болезнями, в том числе душевными. Психика первых людей, в принципе, не была защищена от воздействия греховной составляющей. Жизнь с Богом не предполагала такого расклада.

 Психические заболевания, как плоды греха, бесконечно разнообразны, тому свидетельством обилие синдромов, невероятное количество диагнозов, почти соответствующее количеству самих грехов. Поэтому описание диагноза в присланном вопросе не имеет принципиального значения, если рассматривать его в философско-религиозном аспекте. В превечном Совете был и есть промысел о каждой душе человека. Именно поэтому Господь не оставляет человека своими попечениями до его физической смерти. А дальнейшая судьба в вечности решится на Страшном суде. Поэтому на Божественной Литургии в ектенье мы просим Господа: “Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем судищи Христове просим”. Лик: “Подай, Господи”.

Промысел о человеке наполнен Любовью Божией, так как Бог есть Любовь. А сам человек был сотворён для вечного Богообщения. Было бы абсурдно думать, что какая-то семья желает родить психически больного ребёнка. Хотя в реальной жизни по праву свободного выбора поведения, в т.ч. и обращения к грехам (пьянство, курение, наркотики, блуд), люди бездумно относится к зачатию ребёнка. Давно предполагаю: практически все венерические заболевания негативно сказываются на мозге плода и его психическом развитии. Это основано на едином круге кровообращения: мать – плод. Кровь же, помимо всех других функций, является носителем информации, в том числе, о грехах. Свойство переноса кровью информации положено в основу некоторых современных методов лечения.

Для меня, как для православного батюшки-монаха, философа по образованию, очень важна работа над этими вопросами. Продолжаю активно исследовать в формате религиозно-философской парадигмы проблему переноса информации греха и воздействия его на биологические объекты. Проблема в том, что цивилизация не только не улучшила состояние здоровья современно человека, в том числе и психического, но и знаменовалась грандиозным подъёмом уровня заболеваний. Если в очах Господа каждая душа человека является непререкаемой ценностью, то каждая больная душа есть слезы в глазах Бога, это Его боль и страдание, это очередной бич к его страстям на Кресте! Зато мы глухи и продолжаем плодить свои грехи с упрямой фанатичной настойчивостью. Мы недооцениваем, порой просто не понимаем  невидимое информационное воздействие греха на нас, особенно на ранних стадиях, а на зачатии и на развитии ребёнка – тем более.

Грех – наше человеческое порождение. Хотели узнать вкус “плодов добра и зла”, вот и получили! До Второго пришествия Спасителя мы будем скорбями расплачиваться за это горделивое любопытство. Грех относится к миру невидимому, а проявляется в человеке в начале в виде лёгких прилогов (сладких греховных мыслей, интереса к чему то запретному – всё происходит, как с Евой). Мы практически ничего не знаем об этой форме активности греха, так как этим управляет диавол. Каждый человек, этот венец творения Божия, стоит у него “на учёте”. В монашестве эти вопросы за более чем два тысячелетия, достаточно хорошо разработаны. Но кому в современно мире нужны “безумные наставления”  черноризников (чёрные иноческие одежды – одежды пожизненного траура во свидетельство смерти своей души для этого мира.)? Апостол Павел сказал, что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно (1 Кор. 2:14). Поэтому так часто приходится разговаривать, словно на разных языках, и видеть при этом тёмное, недоступное, не внемлющее ничему сердце человека. Не вмещает душевный человек Бога и Его Евангелия.

Не подумайте, что идея информационного переноса греха – это научная фантазия автора, тоже черноризника. Разве слово не может убить? В нашей жизни таких случаев предостаточно. Однако слово не всегда убивает, оно может ранить, причём такая рана может на всю жизнь остаться в психике человека. Даже пациенты пожилого возраста указывали на то, что не смогли восстановиться после психической травмы, полученной в детстве. Дети тяжело переносят разрыв семьи, и это наносит серьёзнейшие многолетние психотравмы.  На практике приходилось иметь дело с такими пациентами. Нередко в подростковом возрасте из за разводов случаются самоубийства. Следует знать, что Бог Отец против второго брака женщины. Взявшие такую женщину в замуж есть грешники в очах Божьих. Спаситель ветхозаветный закон не отменял, напротив, пришёл исполнить его.

Слово – это информация, мысль – тоже информация. Поэтому Спаситель так настойчиво предупреждает об ответственности за каждое слово и за каждую мысль. Сердцеведец Спаситель часто видел созревающий в сердцах неправедных злой замысел, грех. У многих святых имеется подобный Божий дар.  Им всё видно, дорогой мой читатель.  От старцев бессмысленно что-то скрывать. Тем ценены они для тех, кто хочет стать “чистым сердцем” во спасение. Та же ситуация с  информацией о грехе. По сути, вначале грех формируется как мысленное слово, потом либо реализуется в звук, либо непроявленным остаётся в сердце и психике самого человека, но автор его – диавол. Накопленный грех ждёт своего выхода в виде ярости, агрессии или же депрессии, отчаяния, озлобленного неверия в Бога. В практической работе мне приходилось наблюдать подобное, так как участие в разрабатываемой теме “Изменённое состояние сознания в экстремальных ситуациях” позволяло в ходе научно-практических исследованиях рассматривать всё в самых различных уровнях, в том числе и психическом.

Явление информационного переноса, причём по опытам негативной информации, было открыто и зарегистрировано в Комитете по делам открытий и изобретений ещё Академии наук СССР (клетка Казначеева).  Суть заключается в том, что две разделённые клетки у пациента закладываются в разные пробирки, между ними ставится преграду. Если при воздействии на одну клетку болезнетворным вирусом она погибает, то очень скоро погибает и вторая. Большое количество опытов подтвердили результаты. Кстати, сама преграда роли никакой не играет, информация подобного рода распространяется по иным законам. Опыты проводились в Сибирском отделении Академии наук. Смысл: открыто явление информационного канала в биологических системах. А ведь в Библии давно об этом говорилось! Например, наказание человека (биологическая сущность) до четвёртого колена по грехам.

Возьмём достаточно распространённый факт  проживания среди нас людей с синдромом Дауна. Наука генетика описывает это заболевание как нарушение количества хромосом; врачи научились диагностировать, однако лечению это заболевание не поддаётся. Это верный признак – наказание попущено Богом!  Возможны лишь улучшения в социальной адаптации. Глубоко уверен, что именно в переносе информации  кроется корень воздействия – это информационно укоренившейся и переданный от родителей или предков грех. Официальная медицина не знает источника причины нарушения хромосомного уровня и не скрывает этого.

Смею утверждать, полагаясь на учения святых Учителей и Отцов Церкви, что явление синдрома Дауна в нашей жизни есть перст Божий, это наглядное предупреждение о нашей греховной жизни. Хотим мы того или нет, но нам придётся испить всю чашу её последствий.

Обычно родители даунят резко отрицают свой греховный образ жизни. Не исключаю, в какой-то мере они правы и “безгрешны” насколько возможно, но нельзя забывать о наказаниях за грехи до четвёртого колена. И скорее всего, в данном роду имеется продолжение греховного образа жизни, может быть, не столь явного. Дело в том, что в этом вопросе все проблемы сводят лишь к интимным отношениям, неразборчивым связям, однако это не так. Грех он и есть грех, так как является искажением нравственного закона. Следовательно, сюда относятся все грехи: жадность, сребролюбие, чревоугодие, страсти различного рода, осуждение, оскорбление, любоначалие, властолюбие… Перечислять можно до бесконечности. Примерно то, что в компьютерной лексике называется “вирус”. Только грех – это неподдающаяся учёту “смесь вирусов” многих поколений. Главная суть его – способность невидимо, но постоянно информационно воздействовать на человека, а там уж как получится: где тонко там рвётся.  Если “информационный банк греха” в человеке достаточно объёмный, то это проявляется даже во внешности, особенно на лице. Возьмите, например, лица алкоголиков, резко стареющих женщин древней профессии, у них отмечают “волчий взгляд” и т.д.  Есть люди с так называемым порочным взглядом.  Синдром Дауна также яркое подтверждение реализации “вируса греха”. В медицинском плане у даунов имеются существенное отставание в умственном развитии, которое не позволяет им получить образование и препятствует успешному интеллектуальному труду. А может быть, это и промыслительно,  это защитная функция. Если бы лицо человека не обезобразил грех, то каким бы вырос он с подобными греховными программами?

Если кто-нибудь хоть раз бывал в детских специнтернатах, где собирают малюток со всевозможными увечьями, брошенных в детдомах, то увиденное просто разрывает сердце от горького постыдного чувства. В большинстве случаев это плоды греховной жизни. Кстати, 90 процентов детей с синдромом Дауна родители не забирают из детдомов. Глядя на таких детей из спецприюта, хочется упасть на колени перед ними и бесконечно просить прощения за такую нашу жизнь, за наше чёрное, омрачённое грехами сердце. Дети скрыты от нашего взгляда, “гуманное” человеческое общество тяжело переносит их присутствие, порой очень жестоко.  Но задумаемся: ведь страдают они как плоды нашей “радости” совокупления с грехами!

Не будем  останавливать на психических заболеваниях, связанных с экологией, ядами, тяжёлым и высокоответственным трудом. Психические процессы – это в том числе и биохимические процессы. Нас, в данном случае, интересуют  последствия греховного образа жизни. Болезнь можно заработать не только из-за наследственного или информационного заложения греха, но и вследствие жизни в социуме. Например, очень легко основы психических заболеваний закладываются в детстве, особенно в подростковый период, когда на душу юноши и девушки мощно воздействуют лжеустановки норм “дурных компаний”, извращённых норм поведения, которые нынче подаются под видом всевозможных “ценностей” и даже находятся под покровительством государства. Здесь высокая ответственность лежит на родителях. Пусть вас не успокаивает ребёнок-паинька, хорошо учащийся, беспрекословно слушающих своих родителей, и лишь изредка покидающий дом, чтобы пообщаться со сверстниками. Тихони достаточно часто проявляются себя маниакальными патологическими серийными убийцами. Именно улица может заложить в душе серьёзные психотравмы, хотя внешне и ничего особенного, ничего плохого не происходит – подросток живёт, “как все”, например, иногда посещает ночные клубы. Ничего не проходит даром. Согласен с одним выражением: “Девушку  не трудно вытащить из бара, а вот бар из её головы вытащить порой совсем не возможно!” Такая неокрепшая душа теряет путь к Господу. Как говорится, лучше в детстве говорить с ребёнком о Боге, чем потом с Богом о ребёнке.

Новое сумасшествие, новая напасть на Россию – психиатрически (не оговорился) нездоровый праздник Хэллоуин. Одеваясь в маски сатанинских образов, надо всегда помнить, что из этого образа можно и не выйти. Кстати, вхождение в образ и невозможность выхода из него является частью профессиональных болезней актёров. Лично неоднократно наблюдал подобное. Вот почему святые отрицательно относятся к лицедейству и вообще к театрам.

Прежде чем давать советы на присланный вопрос, хотелось бы кратко остановиться и указать на три уровня психопатологических изменений, с которыми приходится работать психиатрам и священникам.  Первый, психотический – это шизофрения, маниакально-депрессивные психозы, старческие психозы и т.д.  Второй уровень, непсихотический – стрессы, дефекты воспитания, социальных условий, войны и т.д. Это, как говорю в проповедях, от “нашей социальной дури”!

Первый уровень – это расстройство мышления: бессвязность речи, обстоятельность, замедленное и ускоренное мышление, резонёрство, шперрунг (внезапная закупорка мыслей и т.д.), навязчивые идеи и сверхидеи. С этим тоже часто сталкиваюсь, но убедить в бессмысленности подобных идей, порой не представляется возможным, а ведь эти люди живут в миру! Далее идёт расстройство восприятия –иллюзии, галлюцинации, деперсонализация, дереализация. Что касается деменции, то это психические нарушения позднего возраста, они характеризуется заметным снижением интеллектуально-мнестического уровня. Говоря проще – это проблемы мозга. Причина этого заболевания – болезни сосудов, гипертония, заболевания сердца, атрофические заболевания мозга или его частей.

Есть ещё третья группа заболеваний, связанных с демоническим воздействием. Это бред одержимости – в больного что-то вселилось и заставляет его поступать вопреки собственному желанию.  Автоматизм – возникновение чувств, движений, представлений и всего прочего помимо воли человека. Бред персекуторный – группа бредовых идей, характеризующихся бредовой же убеждённостью больного в воздействии на него извне с целью причинить ему моральный и физический вред. Важно отметить, что на практике этот тип людей, если он не выявлен клинически, явно не проявлен. Такой больной живёт в миру и достаточно опасен, так как внешне выглядит вполне обыкновенно. Особенно страшно, если он занимает руководящие должности. Это примерно тот вариант, когда ради карьеры человек идёт буквально “по трупам”.

Не буду останавливать на медицинских аспектах ухода за душевно больными людьми, а предлагаю советы из церковной практики.

Надо понимать, что присутствие таких больных в Вашей семье – испытание. Для Вас, может быть, даже в первую очередь. Промысел Божий – тайна для всех. Сколько необходимо проявлять терпения, такта, смирения, человеколюбия! Это круглосуточный изматывающий труд. Но только “претерпевший до конца спасётся”, в т.ч. благодаря заботе о вверенном Вам Богом человеке!  Это нужно понять и принять как аксиому. В основе православного подхода к уходу за больными лежит безграничная любовь к страждущему, глубочайшее осознание его болезни, безграничное желание помочь ему без ожидания какой-либо благодарности. Какая благодарность? Скорее наоборот: некоторые разновидности бреда могут глубоко ранить. Никогда не стоит принимать близко к сердцу этот бред больного. Помните, что это голос диавола. Уход за подобного рода больными – воистину каторжный труд, выдержать который можно лишь с молитвой ко Господу об укреплении плоти, души и духа. Умоляйте Бога не оставлять Вас беспомощным, не стесняйтесь просить Его! Сам Спаситель, являясь образцом смирения, молился Отцу до кровавых слез. Вспомним моление о Чаше.

Возвращаясь к вопросу, хочется отметить следующее: очень хорошо как для Вас, так и для больного то, что приобретён кирпич для строительства храма. Церковь будет упоминать вас как благотворителей до скончания века мира сего.

Записочки о здравии тоже прекрасно.

Но надо учесть и следующее. Психически больной человек остаётся “образом Божиим “. Значит, и помощь должна быть соответствующей. В вашем случае помощь священника в Таинстве Исповеди и Таинство Причастия невозможна. Однако это положение отнюдь не безвыходное. Из практики предлагаю следующее: нужно страждущему давать регулярно пить святую водичку, обтирать ваточкой его лицо, грудь, руки, зону сердца. Вы можете его помазывать периодически освящённым маслом, однако это доступно священнику, он может прочитать молитвы над болящим. Очень хорошо приобретать масло в период паломнических поездок по святым местам, монастырям, к святым, например, к мощам Святителя Николая Чудотворца в г. Бари (Италия). Можно попросить, что бы кто-то из паломников привёз миро и масло, освящённое на мощах. Очень хорошо помогают записочки не только в своей церкви, но и направленные просьбы в монастыри. Например, я люблю помимо собственноручных Проскомидий направлять записочки в Николо-Сольбинский женский монастырь, где есть приют для девочек. Коллективная детская молитва творит чудеса. Одной из форм заказа на поминовение о здравии являются пожертвования на нужды монастыря. На самом деле, это ваша жертва Богу.  Можно заказывать для чтения неусыпаемую Псалтырь, что часто есть в монастырской практике. Особая роль принадлежит молитвам и акафистам Спасителю, Богородице, Святым, а также правило всем Святым. Особо обращаю внимание на канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. В процессе чтения Вы можете молиться не только о себе, но и о болящем, т.е. произносить: “помилуй нас, Боже, помилуй нас”, словно вы оба читаете канон. Особая роль принадлежит молитвам преподобному Серафиму Саровскому, молитвам об исцелении болящего («Владыко Вседержителю, святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй…» и другая – «О Премилосердный Боже, Отче, Сыне и Святый Душе в нераздельной Троице..»). Обращаю особое внимание на молитву о том, чтобы с любовью ухаживать за больными: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Агнче Божий, вземляй грехи мира…»

В каждом случае подход индивидуальный. Если болящий адекватно принимает пищу, можно почаще питать человека освящёнными в храме продуктами. Ни в коем случае нельзя стесняться просить приходского батюшку освятить их. В храмах всегда есть дежурный священник. Он не имеет права Вам в этом отказать. В крайнем случае немного продуктов можно приносить с собой в пакете на Литургию, чтобы таким образом они освятились при особо обильной благодати Святого Духа. Это может быть хлеб, яйца, фрукты, овощи творог, печенья, мёд, орехи т.д. Понятие “пост” на таких больных не распространяется. Духовный пост для них невозможен. Не забывайте и сами часто исповедоваться и причащаться, так как диавол легко выводит человека из равновесия.

Очень хорошо брать просфорочки и хотя бы по маленькому кусочку давать больному. Можно давать сухарики из котелка преподобного Серафима Саровского. Можно приобретать продукты из упомянутого выше Николо-Сольбинского женского монастыря, они прекрасно намолены монахинями при производстве. Вообще, монастырская пища, по моему более чем 20-тилетнему опыту жития в монастырях и скитах, весьма благоприятна для здоровья в целом.

Да дарует Вам Господь силы, терпение, смирение в вашем добром, наполненном любовью деле. Очень рекомендую почитать труды православного психиатра, психотерапевта, умного, доброго и мудрого врача Дмитрия Александровича Авдеева.

Иеромонах Михаил (Чепель)

___________________________________________________________________________________

Сноски:

* Корреляция (лат.) – термин, применяемый в различных областях науки и техники для обозначения взаимозависимости, взаимного соответствия, соотношения понятий, предметов, функций и т.д.

Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. — Ставрополь: изд-во СтГМА. Т. Б. Сергеева. 2009

Все новости
  • Беседы