Как сохранить благодать
– Отец Михаил, как хранить благодать? Иногда после исповеди и причастия так хорошо, но часа через два все «улетучивается». Хотелось бы услышать именно Ваш совет, без отсылки к книгам.
– Вопрос очень большой. Нужно понять, что такое благодать. Впервые я столкнулся с этим понятием, когда узнал слова преподобного Серафима Саровского о том, что смысл жизни человека в стяжании даров Святого Духа. Великие мудрецы, философы искали ответ на вопрос о смысле человеческого существования; как человек, в свое время окончивший философский факультет Московского государственного университета, я хорошо знаком с разными философскими ответами на этот вопрос, но не один не мог меня удовлетворить. И вот слова преподобного Серафима дали мне ответ.
Для чего дастся благодать человеку? Для того, чтобы он душевно и духовно окреп. Человек, который очищается от греха, наполняет себя вместо него благодатью, уже в дни земной жизни живет как на Небе. О преподобном Серафиме предание говорит, что Сама Пресвятая Богородица о нем сказала: «Он рода Нашего». Поэтому он не только беспрепятственно прошел воздушные мытарства при переходе в вечность, но и уже в дни его земной жизни, с внешней стороны исполненной скорбей и испытаний, в сердце его жила пасхальная радость. Каждого приходящего к нему преподобный Серафим встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе!»
Воздушные мытарства – испытание разлучившейся от тела души демонами. Чтобы сказать о них, необходимо обращение к тому, что писали об этом святые. Святитель Феофан Затворник: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Святитель Иоанн Златоуст: «Тогда нужны нам многие молитвы, многие помощники, многие добрые дела, великое заступление от Ангелов при шествии чрез воздушное пространство. Если, путешествуя в чужую страну или чужой город, нуждаемся в путеводителе, то сколько нужнее нам путеводители и помощники для руководства нас мимо невидимых старейшинств и властей – миродержителей этого воздуха, называемых и гонителями, и мытарями, и сборщиками податей!». Святитель Кирилл Александрийский: «При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, воинства и Силы Небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел… Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих; но и будучи принята Святыми Ангелами и иод кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы, или таможни, на которых взыскиваются пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царство, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств потребуется отчет в особенных грехах». Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что святой апостол Навел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы».
Пройти мытарства – без благодати Божией – невозможно. Сейчас, в эпоху развития информационных технологий, уже не кажется чем-то невероятным описание того, как на мытарствах бесы представляют душе все совершенные ей грехи. Древние образы Ангела и демона, записывающих все добрые и злые дела человека, в девятнадцатом веке казавшиеся «просвещенному» человеку чем-то невероятным, сейчас не покажутся такими никому, кто имеет представление хотя бы о видеорегистраторе. Более того, многие люди сейчас добровольно снимают на видео свои грехи и выкладывают их в интернет на всеобщее обозрение, то есть они добровольно помогают демонам свидетельствовать против них и всех тех людей, которых они вовлекают в свои грехи. Все наши грехи зафиксированы, но те, в которых мы искренне раскаиваемся на Таинстве Исповеди, стираются благодатью Божией. Поэтому так и важно участие в церковных Таинствах.
Многие люди отмечают, что имеют такую радость после исповеди, причастия, иногда просто после того как зашли в церковь помолиться за кот-то, поставить свечи. Это действительно хорошо, нужно продлевать это состояние. У многих людей есть двойственность: в Церкви они одни, открытые для благодатного воздействия Господа, но стоит закрыть за собой церковную дверь, как начинается жизнь по другим законам – законам падшего мира… В таком случае ходить в Церковь вообще не имеет смысла? Часто говорю людям: «Попробуйте, хотя бы в качестве эксперимента, выйдя из храма, хранить свой ум в состоянии благодатной чистоты. Сколько у вас получится – пять, десять минут, час?» Основная масса людей мне потом сказали, что и минуты не будет. Сатане не нравится это состояние. Поэтому на человека тут же наваливается масса, казалось бы, «нейтральных» мыслей: туда сбегать, то купить, то принести. И эта суетность бытовая не оставляет места для благодати. Этим святые и отличаются – они всю жизнь боролись, чтобы второстепенное не отвлекало их от главного – Того, Кому они посвятили свою жизнь. Это огромный труд, и Сам Христос Спаситель сказал, что Царство Небесное достигается через усилия. Но плоды этого труда очень велики уже и в дни земной жизни. Изменяется качество молитв, их чтение уже не кажется человеку чем-то нудным и скучным, а наполняет душу радостью. Раскрываются новые глубины при чтении Евангелия.
И все-таки: именно Ваш опыт – как сохранить благодать?
Нужно себя принуждать, заставлять не отвлекаться на то, что в обилии предлагают мир, падшая плоть и силы тьмы. Не оставлять молитвы, благодарить Господа за то, что мы имеем возможность причащаться Его Святых Тайн. Но молитва не должна быть формальной или механической, она должна быть нашим искренним обращением к Богу.
Из книги иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины»