Как сохранить благодать? Отвечает иеромонах Михаил (Чепель)
– Отец Михаил, как хранить благодать? Иногда после исповеди и причастия так хорошо, но часа через два все «улетучивается». Хотелось бы услышать именно Ваш совет, без отсылки к книгам.
– Вопрос очень большой. Нужно понять, что такое благодать. Впервые я столкнулся с этим понятием, когда узнал слова преподобного Серафима Саровского о том, что смысл жизни человека в стяжании даров Святого Духа. Великие мудрецы, философы искали ответ на вопрос о смысле человеческого существования; как человек, в свое время окончивший философский факультет Московского государственного университета, я хорошо знаком с разными философскими ответами на этот вопрос, но не один не мог меня удовлетворить. И вот слова преподобного Серафима дали мне ответ. Для чего дается благодать человеку?
Для того, чтобы он душевно и духовно окреп. Человек, который очищается от греха, наполняет себя вместо него благодатью, уже в дни земной жизни живет как на Небе. О преподобном Серафиме предание говорит, что Сама Пресвятая Богородица о нем сказала: «Он рода Нашего». Поэтому он не только беспрепятственно прошел воздушные мытарства при переходе в вечность, но и уже в дни его земной жизни, с внешней стороны исполненной скорбей и испытаний, в сердце его жила пасхальная радость. Каждого приходящего к нему преподобный Серафим встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе!»
Воздушные мытарства – испытание разлучившейся от тела души демонами. Чтобы сказать о них, необходимо обращение к тому, что писали об этом святые. Святитель Феофан Затворник: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Святитель Иоанн Златоуст: «Тогда нужны нам многие молитвы, многие помощники, многие добрые дела, великое заступление от ангелов при шествии чрез воздушное пространство. Если, путешествуя в чужую страну или чужой город, нуждаемся в путеводителе, то сколько нужнее нам путеводители и помощники для руководства нас мимо невидимых старейшинств и властей – миродержителей этого воздуха, называемых и гонителями, и мытарями, и сборщиками податей!». Святитель Кирилл Александрийский: «При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, воинства и силы небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел… Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у ангелов Божиих; но и будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы, или таможни, на которых изыскиваются пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царство, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств потребуется отчет в особенных грехах». Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что святой апостол Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с поднебесными духами злобы».
Пройти мытарства – без благодати Божией невозможно. Сейчас, в эпоху развития информационных технологий, уже не кажется чем-то невероятным описание того, как на мытарствах бесы представляют душе все совершенные ей грехи. Древние образы ангела и демона, записывающих все добрые и злые дела человека, в девятнадцатом веке казавшиеся «просвещенному» человеку чем-то невероятным, сейчас не покажутся таким никому, кто имеет представление хотя бы о видеорегистраторе. Более того: многие люди сейчас добровольно снимают на видео свои грехи и выкладывают их в интернет на всеобщее обозрение, то есть они добровольно помогают демонам свидетельствовать против них и всех тех людей, которых они вовлекают в свои грехи. Все наши грехи зафиксированы, но те, в которых мы искренне раскаиваемся на таинстве исповеди, стираются благодатью Божией. Поэтому так и важно участие в церковных таинствах.
Многие люди отмечают, что имеют такую радость после исповеди, причастия, иногда просто после того как зашли в церковь помолиться за кого-то, поставить свечи. Это действительно хорошо, нужно продлевать это состояние. У многих людей есть двойственность: в Церкви они одни, открытые для благодатного воздействия Господа, но стоит закрыть за собой церковную дверь, как начинается жизнь по другим законам – законам падшего мира… В таком случае, ходить в Церковь вообще не имеет смысла? Часто говорю людям: «Попробуйте, хотя бы в качестве эксперимента, выйдя из храма, хранить свой ум в состоянии благодатной чистоты. Сколько у вас получится — пять, десять минут, час?» Основная масса людей мне потом сказали, что и минуты не будет. Сатане не нравится это состояние. Поэтому на человека тут же наваливается масса, казалось бы, «нейтральных» мыслей: туда сбегать, то купить, то принести. И эта суетность бытовая не оставляет места для благодати. Чем святые и отличаются — они всю жизнь с этим боролись; чтобы второстепенное не отвлекало их от главного – Того, Кому они посвятили свою жизнь.
Это огромный труд, и Сам Христос Спаситель сказал, что Царство Небесное достигается через усилия. Но плоды этого труда очень велики уже и в дни земной жизни. Изменяется качество молитв, их чтение уже не кажется человеку чем-то нудным и скучным, а наполняет душу радостью. Раскрываются новые глубины при чтении Евангелия.
Иеромонах Михаил (Чепель), из книги “Путь ко Христу”