Как стать монахом. Послушничество и иночество.
Что представляет собою иночество в нынешнее время? И как можно сделаться иноком? Что требуется для этого?
По церковным правилам, никакая прежняя жизнь не может служить препятствием ко вступлению в иночество, ибо иночество есть жизнь покаянная, а монастырь – лечебница, по учению святых отцов, законоположников иночества (43 правило VI вселенского собора). Следовательно, каждый желающий может поступить в монастырь и быть монахом.
Поступивший в монастырь находится первоначально на испытании с целью определить, насколько искренно и серьезно его намерение посвятить себя монашеской жизни. В случае, если настоятель монастыря убедится в искренних стремлениях такого вновь поступившего в монастырь собрата, он благословляет ему ношение подрясника с поясом и скуфьи. Такой находящейся на испытании будущий инок носит название послушника, т.к. главная обязанность его в монастыре несение послушания, т.е. той работы, какую определит ему настоятель, в зависимости от его умения и способности.
В добросовестном исполнении возложенного на него послушания он должен обнаружить все свое терпение и смирение, основные иноческие добродетели, служащие фундаментом духовной жизни. «Послушание выше поста и молитвы» гласит иноческая поговорка. Это оттого, что послушание, основанное на терпении и смирении, служит к искоренению главного недуга человеческой души – гордости, или самолюбия, от которого происходят все страсти.
Когда послушник, по истечении некоторого времени, докажет своим добрым поведением искренность своего стремления к монашеской жизни, он может быть пострижен в рясофор. Никаких обетов он при этом еще не дает, но обыкновенно получает уже новое имя и может носить, сверх подрясника и скуфьи, еще рясу и камилавку. Для пострижения в эту первую подготовительную ступень иноческой жизни существует особенный богослужебный чин под названием: «Чин бываемый на одеяние рясы и камилавки».
Постригаемый в рясофор предварительно подвергается опросу и увещанию со стороны игумена, затем исповедуется у монастырского духовника во всех грехах своих, соделанных от юности, после чего Игумен вручает его одному из опытнейших и искуснейших в духовной жизни старцев монастырских, без совета и благословения которого он ничего впредь не смеет делать и обязуется ему полным послушанием, как можно чаще открывая ему свою душу и исповедуя самые сокровенные помыслы.
Чин пострижения в рясофор совершается Игуменом по окончании часов. По обычном возгласе «Благословен Бог наш» читаются предначинательные молитвы, два псалма (26 и 50), покаянные тропари, а затем Игумен прочитывает над постригаемым две молитвы, в которых просит Бога сподобить постригаемого «пожити достойно в ангельском сем житии», «сохранити его от сетей диавольских», «чисту душу его и тело соблюсти даже до смерти», «даровати ему смирение, любовь и кротость» и «явить его всякого воздержания подвижника». Затем Игумен берет ножницы и постригает его крестообразно, говоря: «Во Имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь. Рцем вси о нем: Господи, помилуй».
Братия поют трижды: «Господи, помилуй!» Игумен облачает его в рясу и камилавку, ничего не говоря при этом. В заключение он читает еще одну тайную молитву, в которой просит Бога даровать новопостриженному особую силу Божию и благодать для шествования тесным путем жизни, которым шли все святые отцы, и этим чин пострижения в рясофор заканчивается.
Это еще не настоящее монашество, а только «начаток святого образа», по выражению вышеуказанного чинопоследования. Такой постриженник называется иногда «рясофорным послушником».
По истечении срока узаконенного испытания, обыкновенно трех лет, как требуют правила (5-ое правило Двукратного собора), или не менее 6-ти месяцев, поступивший в монастырь принимает уже настоящий монашеский постриг с произнесением обетов. Существуют две ступени иноческого звания: низшая – малая схима или мантия, называемая также, обручением великого и ангельского образа, и высшая – великая схима, или самый великий и ангельский образ.
Архиепископ Аверкий (Таушев) (1906 – 1976 гг.)