Как учить детей молиться?
И что делать, если они не хотят
Здесь у меня есть несколько сложностей. Во-первых, сам я ребенком никогда не молился: впервые я обратился к Богу только в четырнадцать лет, поэтому не знаю, что в связи с молитвой чувствуют дети. Но я вижу, что иногда ребенок устает от бесконечных повторений молитвы, если они не становятся для него живыми. Иногда можно сказать: «Не хочешь молиться – не надо. Просто пожелай Богу спокойной ночи!»
Родителям приходится проявлять чуткость и идти на хитрости. Если ребенок говорит, что не хочет молиться, можно попробовать понять, что за этим стоит: банальная лень, усталость или нежелание повторять день за днем одни и те же молитвы. А потом можно будет поискать способ заинтересовать его.
Иногда ребенок чувствует, что не может произнести ту или иную молитву в силу обстоятельств. Помню, в 1948 году я был на симпозиуме, посвященном психологии религии. Там была детский психолог, и мы обсуждали детей и детскую молитву. Психолог рассказала: «У меня есть маленькая дочка, мы каждый вечер молимся вместе, и есть одна молитва, которая ей очень нравится. Она называет ее «красивая-прекрасивая». Как-то раз дочка прочла две-три молитвы, которые идут перед ее любимой молитвой, а потом сказала:
- Красивую-прекрасивую я сегодня прочесть не могу.
Я спросила ее:
- Почему же?
- Я сегодня была плохая.
- А что плохого ты сделала?
- Я тебя рассердила.
- Да чем же?
- Ты что, не помнишь? Я напрудила лужу на ковре в гостиной!
И я ответила:
- Ты совсем не плохая! Я забыла посадить тебя на горшок, и ты больше не могла терпеть. Это я была плохая: я же на тебя рассердилась. Так что ты можешь прочесть красивую-прекрасивую, это я сегодня не имею права ее читать!
Это возможно, если поставить себя на место того, кто стоит перед Богом, и с другим человеком. Это возможно, если понять: это ребенок стоит рядом с Богом, а я нахожусь на несколько ступеней ниже.
Но, я думаю, не стоит форсировать события. Надо посмотреть, задаться вопросом: «Почему так происходит?» Можно сегодня пропустить молитву, дать себе время подумать над ответом, пока ребенок спит. Когда он проснется, можно прочесть соответствующую молитву или предложить ребенку образ, например: «Смотри, ты восстал, как Лазарь из гроба, и что ты видишь? Новый день; день. Которого никогда прежде не существовало со времен сотворения мира! Он протянулся перед тобой, как заснеженная равнина, совершенно чистый. И тебе придется по нему пройти, оставить на нем свои следы. Давай попросим Бога, чтобы Он дал нам с тобой мудрости не замарать этот прекрасный снежный ковер! Давай пройдем по нему и постараемся сделать это красиво». Ну или что-нибудь в этом роде: какой-нибудь образ или мысль, которые могут возбудить интерес.
Или можно найти новые слова для старых молитв: ведь если молитва была написана каким-то святым, это еще не значит, что никаких других вариантов быть не может. Начать с того, что святой составлял эту молитву не по-английски, не по-французски, не по-русски и даже не по-гречески: он составил ее на своем родном языке. Поэтому мы вполне можем сказать то же самое другими словами и предложить ребенку: «Придумай свои собственные слова! Хочешь сказать то-то и то-то?» - «Да, но мне скучно говорить это такими сложными словами»». – «Тогда скажи по-своему». Но вообще-то лучше задать этот вопрос не мне, а кому-нибудь, кто имеет опыт обращения с детьми.
Митрополит Антоний Сурожский, «Не могу, Господи, жить без Тебя!»