Как все успеть и в то же время спастись?
– Отец Михаил, так трудно определиться в жизни: столько направлений, столько интересов. Хочется многое посмотреть. Как все успеть и в то же время спастись?
– Большое количество зажиточных людей, которые могут себе это позволить, путешествуют по миру, отдыхают в разных местах, посещают экзотические страны. И в принципе в этом нет ничего плохого. Но в одной из передач мы уже говорили о том, что люди нередко путают стратегию жизни с ее тактикой. Сам я много поездил по миру, немало видел. Все это красиво, интересно, но для спасения души ничего не дает. Поэтому главное – не распыляться, всегда помнить о Боге, о том, что в любое время и в любом месте нужно жить по Евангелию, следовать за Христом. Вот это стратегия. Если она соблюдается, то поездки по миру (в том случае, если их не превращать в самоцель), духовно не повредят.
Если же это просто праздное любопытство, то не стоит идти у него на поводу. Во многих странах мира, с древними культурами, есть сильные языческие традиции, быт пронизан оккультизмом. Соприкосновение с этим не так уж и безопасно для состояния души любого человека. Если взять западные страны, то в некоторых из них грех объявляется добродетелью, сознание людей переворачивается с точностью наоборот; даже непродолжительное время пребывания в их среде может наложить свой отпечаток.
В любом случае – прийти к Богу «между делом», «на всякий случай» – невозможно. А если вы с Богом, то никакие поездки вам не повредят. Некоторые люди, которые много времени проводят в поездках, читают Иисусову молитву; это пример, достойный подражания.
Нужно помнить о том, что мы не знаем, когда завершится наш земной путь. Есть, так называемые аграфы, изречения Господа нашего Иисуса Христа, не вошедшее в четыре Евангелия, а дошедшие через творения древних христианских авторов. Святой мученик Иустин Философ в «Разговоре с Трифоном иудеем» писал: «Милосердие, человеколюбие и неизмеримое богатство милости Божией, по словам Иезекииля, кающегося во грехах принимает как праведного и безгрешного; а того, кто от благочестия или праведности впадает в нечестие и беззаконие, признает грешником, неправедным и нечестивым. Поэтому-то наш Господь Иисус Христос сказал: В чем Я найду вас, в том и буду судить» (гл. 47). Мысль эта находится в полном смысловом согласии со словами Евангелия: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42).
Если человек считает, что есть какие-то периоды «отпуска» в его жизни, когда он может позволить себе «расслабиться», пожить в грехе, а потом вернуться к жизни в Боге, то это очень жестокая ошибка. Так не бывает; путь к Богу очень узок, но на нем есть благодатная помощь Господа; а сознательно сворачивающий с него, под предлогом «на время», отдает себя во власть демонических сил. Особенно страшно, если земной путь его завершится именно в этот период.
Поэтому главное – всегда в жизни следовать за Христом Спасителям, а остальное все устроится, как и Сам Он нам заповедал в Евангелии: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
Иеромонах Михаил (Чепель)