17 ноября 2023

Как встретиться с Богом в молитве?

«Подвиг» - это раньше всего движение, активность духа, борьба с косностью, ленью, расслаблением воли и тела. Это борьба за жизнь, за свободу духа от привычного рабства. Подвигом человек стремится вырвать дух из-под власти изнеженного и закоснелого тела и освободить тело от растлевающих состояний душевной жизни.

Но жизнь духа нельзя высечь из тела или из души, как высекают искру из кремня. Жизнь духа - это жизнь Божия в человеке, и поэтому никакой человеческий труд, никакие ухищрения не могут ее в человеке вызвать или родить.

Подвигом мы можем открыться Богу, стать гибкими для Его воздействия, прозрачными для Него - и это труд освобождения. Он обнимает всего человека: не только душу его, но и тело, ибо весь человек призван быть храмом живого Бога. Отсюда необходимость телесных подвигов.

Но особенное место в этом аскетическом труде, как и во всей жизни христианина, занимает молитва.

Молитва - не попрошайничество, не раболепство, ее двигатель - не страх и не корысть. Цель и сущность молитвы - встреча с Богом. Реальная, живая, достоверная встреча. Но встреча эта и опасна - грех, человеческая неправда, зло не смеют явиться с поклонением пред лицо Божие. Господь, Который смиренным дает благодать, противится гордым; и Он, Который обещал не отвергнуть от Себя ни одного грешника, приходящего к Нему с сокрушенным сердцем, в сознании своих грехов и с твердым намерением нещадно бороться с ними, строго судит дерзкое приближение лицемера и духовного самозванца. Поэтому раньше, чем приступить к молитве, человек должен испытать свою совесть, произвести над собой строгий и правдивый суд и, по слову святого Симеона, примириться с самим собой, с Богом и с людьми. И только приготовившись таким образом, предстать перед Богом.

Молитва в сущности своей - встреча с Богом. Притом встреча сознательная, достоверная и ответственная, потому что стать перед лицом Божиим и предстать на суд Божий - одно и то же. А суд Божий - либо смерть, либо жизнь: гибель для лицемера и гордеца, для духовного самозванца, жизнь для кающегося, сокрушенного и любящего сердца.

Встречу эту предваряет целый путь, иногда долгий. А за ней следует все богатство взаимных отношений, составляющих содержание зрелой расцветшей духовной жизни. Кое-что об этой встрече можно понять, сравнив ее с встречами человеческими.

Есть в жизни встречи словно случайные: мы их не ищем, не чаем. Бывает, что совершенно незнакомый нам человек чуть ли не с первого слова делается своим, родным, и завязывается беседа, то быстрая, словно оба новых друга спешат удостовериться, что на самом деле они друг друга понимают до конца, то тихая, глубокая, как полноводная мощная река. Так встречались друг с другом некоторые подвижники древности, так встречаются и теперь некоторые люди Живого Бога. От такой встречи душа делается трепетной, оживают все дремлющие в ней силы, током из нее бьет молитва, как стрела летит она в небо, как говорил святой Иоанн Лествичник.

Бывают и другие встречи: можно быть знакомым с человеком годами и будто его не видеть - пока не раскроет наших глаз и сердца какое-нибудь обстоятельство, не обязательно крупное, гораздо чаще незначительное. И тогда, увидев человека в новом свете, мы надивиться не можем, как это столько лет его не примечали. Так открывают Бога многие верующие, которые могли бы повторить слова евангельских праведников на Страшном Суде: когда это мы Тебя, Господи, видели? Когда это мы Тебе служили? Когда это мы Тебя нагого одели, голодного - напитали, больного - лечили, заключенного в тюрьме - посещали?…

Прозрение такое может быть внезапным, но чаще оно бывает постепенным, и человеческие отношения растут вглубь медленно: до золотой руды порой приходится докапываться многолетним трудом. Благоговейно, внимательно, упорно, преодолевая колебания непоколебимой волей к покаянию, человек, движимый верой, ведет изо дня в день свою трудническую беседу с Богом, восходя к Нему, как другой поднимается в гору - сурово, шаг за шагом, совершая не прогулку, а поход: утомительный, ответственный, опасный поход, пока вдруг не раскроется перед ним бесконечная божественная даль, пока, как Моисей на горе Синайской, не встанет он перед Богом достоверно, ощутимо и реально.

Молитва - это все то, что происходит при встрече с Богом: она в словах, она в молчании, она в зрении, в мысли, в чувстве, она в теле, она - во всем. И молитва одновременно заключает в себе весь духовный труд, всю дисциплину и упражнения ума и сердца, всю подготовку души и тела, без которых человек не способен к этой встрече. Молитва есть и подвиг, и покой.

***

Каждый из нас в жизни представляет собой не одну, а множество личностей. Человек не таков с женой, каков он с детьми, не таков с близкими, каков с друзьями, не таков с друзьями, каков с сослуживцами, и совсем иной с теми, кого видит впервые. Но где-то в глубине души есть тот подлинный человек, который всегда один и тот же.

Не начинайте вашей молитвы до тех пор, пока не найдете себя. Перестаньте играть, станьте собой, вспомните все случаи жизни и выберите из них тот, когда вы были только собой. Таким предстаньте пред Богом.

Разговор становится подлинным выражением дружбы только тогда, когда оба друга являются собой и каждый видит в другом не воображаемого, а подлинного человека. Так и молитвенный разговор не должен быть плодом воображения: не воображайте Бога, не создавайте себе идола по своему вкусу, не представляйте Его таким, как вам хочется, а обращайтесь к Нему, говоря: «Боже, будь для меня тем, кто Ты есть, а не тем, кого я хочу в Тебе видеть…»

Когда вы станете таким образом собой и обратитесь к такому Богу, каков Он есть, отказавшись от всякого собственного представления и отдавшись всецело Ему Самому, только тогда вы создадите первое условие для молитвы.

Но молитва еще не польется из вашего сердца - сотни мыслей, множество житейских забот будут мешать и перебивать молитву. Нелегко освободиться от этих мыслей и этих забот… отдайте их Богу и скажите Ему: «Вот, я стою перед Тобой со всеми своими тяготами и заботами - возьми их, пусть будет так, как Ты хочешь, а я стою сейчас перед Тобою без ничего, все - в Тебе, Боже». И как только вы это сделаете, все мысли, все заботы оставят вас, потому что Бог возьмет их, и молитва сама польется из вашего сердца.

Но молитва - это не только безответное обращение одной стороны. Это беседа, дружеский разговор. Если вы не чувствуете ответа Божия, не ощущаете Его присутствия, это значит, что вы своим многословием не даете Богу ответить. Помолчите немного, откройте свое сердце, и в тиши молчания, в его глубине вы услышите беззвучный голос Божий. Будьте в Его присутствии и оставайтесь в нем безмолвно сколько хотите - это и есть высшее выражение религиозной молитвы. В таком именно состоянии святые принимали от Бога откровения, в такой тишине созерцали они божественные истины.

Но как часто молитва остается безответной!… Как часто, несмотря на то что соблюдены все условия, даже достигнуто высшее состояние богообщения, просьба остается неисполненной. А Христос сказал: «Ищите, и обрящете, стучите, и отверзется вам, просите, и дастся». Почему же просьба не исполнена?

Иногда наша просьба бывает не на пользу нам. И Господь не дает того, что нам во вред, и того, что во вред другим. Но самое главное - это пример Христа. Разве можно себе представить, что молитва Его в Гефсиманскую ночь перед страданиями была маловерной, что у Него не было веры с горчичное зерно, что Он не достоин быть услышанным? И однако Он не был услышан: Отец не пронес чашу мимо. Он не пронес ее именно потому, что вера Иисуса была достаточно сильна, чтобы и в безответности не поколебаться - и этой жертвой спасти мир.

Так и нам Господь иногда не исполняет просьбы, когда соблюдены, казалось бы, все условия: чтобы еще больше укрепить нашу веру в безответности и еще более приблизить к Себе… И мы тогда, как Христос перед страданиями, должны со всей преданностью и любовью сказать Богу: не моя воля, Отче, но Твоя да будет!…

***

Всякая встреча зависит от двоих. И в молитвенной встрече другое лицо - Бог. И Он должен быть истинен для того, чтобы встреча была реальная, не призрачная. Но, - скажете, - разве Бог может быть неистинен? Конечно, Сам в Себе Он всегда истинен до конца, но в нас - не всегда.

Мы все знаем из опыта, что встреча с человеком обусловлена не только тем, что он собой представляет, но не в меньшей мере тем, каким мы его себе представляем. Мы совсем ведь иначе говорим с человеком, которого боимся, чем с человеком, которого любим. То же самое происходит и в молитвенной встрече с Богом: от того, Каким мы Его знаем и Каким мы Его воображаем, зависит содержание этой встречи. И очень важно не создавать себе ложного представления о Боге - кумира. Еще важнее беспощадно такие представления изживать. Для этого надо вчитываться в слова Священного Писания, особенно в Новый Завет, вдумываться в тот образ Божий, который рождается из слов молитв, вырвавшихся из душ святых, который вырастает перед нами при чтении тех сочинений, где святые запечатлели свой духовный опыт.

Но надо и жить внимательно, так, чтобы жизнь стала молитвой в действии и молитва жизнью в созерцании.

И вот, сделавшись из человека-призрака посильно реальным, подлинным человеком, встав перед Богом, сколь возможно освободив Его образ от всякой примеси лжи, мы можем приняться за саму молитву - благоговейно, внимательно, с покаянием.

Благоговение - это чувство трепетного уважения, которое не нуждается ни в каком предварительном религиозном опыте: достаточно знать, Кто невидимо стоит перед нами. «Верую, Господи, что Ты здесь!» От благоговения рождается и внимание: когда трепетна бывает душа, то все ее силы собираются внутрь, тихо в ней рождается и безмолвно из глубины молчания поднимается молитва. Родным делается нам Бог, а мы Ему делаемся своими, духовно перерождаясь: в этом цель молитвы. Такая молитва - спокойная, трезвая, благоговейная и бьет в небо, как стрела, и возносится ввысь, как тихое курение ладана…

Митрополит Антоний Сурожский, «Не могу, Господи, жить без Тебя!»

Все новости
  • Молитва