Как выйти из измененного состояния сознания, поврежденного грехом. Беседа 7
– Мы много говорили в последних беседах об измененном состоянии сознания, поврежденного грехом. А есть ли выход из этого состояния?
– Всю историю человечества нас сопровождает Бог. Он не оставил Адама и Еву после их грехопадения, уже тогда дал им обетование о грядущем спасении от греха и смерти. Во Христе Он соединился с человеческой природой, перенес распятие и мучительную крестную смерть, чтобы освободить каждого из нас от рабства греху и диаволу. Бог всегда рядом с нами, Он зовет нас к себе. Зовет, как писал английский писатель К.С. Льюис, то шепотом любви, то голосом совести, то через рупор страданий. А мы не хотим слышать этот призывающий глас Божий, потому что измененному грехом состоянию сознания это не нужно. Но мы имеем возможность выбора. Во Христе мы получили спасение, но чтобы стать причастниками славы Христа, нужно стать и причастником Его страданий. Все в нашей жизни одновременно и очень сложно и предельно просто, при всем обилии полутонов, которыми наполнена жизнь человека, как существа, принадлежащего к материальному миру, совесть, как голос Божий в нашей душе, всегда подсказывает где та черта, которую нельзя переходить ни при каких обстоятельствах.
Нужно стремиться жить в полном согласии с Богом, а для этого нужно себя ломать. Желания нашей поврежденной грехом плоти, измененного грехом сознания очень далеки от евангельского учения. Но мы не их должны выбирать. Мы должны жить по заповедям Божиим, по словам Господней молитвы: «Да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле». Мы должны участвовать в церковных Таинствах, церковной молитве, молиться утром и вечером, перед едой и после еды, освящать молитвой каждое важное действие нашей жизни, не делать другим того, чего не хотим себе, использовать каждую возможность, чтобы сделать добро ближнему. Тогда наше поврежденное грехом сознание начнет от него очищаться, обращаясь к Богу.
Мы все равно в дни нашей земной жизни будем нести на себе отпечаток несовершенства человеческой природы вследствие ее повреждения первородным грехом. Многое будет не получаться, возможны и падения. Но нужно каждый раз вставать и продолжать свой путь ко Христу. Когда у человека много грехов, то он их не видит. Когда же начинается очищение души, то перед нами открывается бездна наших грехов – это начало духовной жизни. Многие святые считали себя великими грешниками, потому что видели все свои падения, все свое несовершенство.
В церковных Таинствах мы получаем благодатные дары Божии для нашего преображения и обожения во Христе. В Таинстве Крещения мы омываемся от первородного греха и своих грехов, в Таинстве Миропомазания получаем дары Святого Духа для жизни во Христе, в Церкви Христовой. В Таинстве Покаяния мы можем освободиться от грехов, совершенных нами после крещения. Причащаясь в Таинстве Евхаристии за Божественной литургией мы соединяемся со Христом в Его Церковь, это Таинство обожения человеческой природы. Но ничто нечистое не войдет в Царство Небесное. Господь дает нам все просто так, но чтобы получить это и мы должны отдать все, что у нас есть, просто так; доверить свою жизнь Богу, начать жить по Его заповедям.
Начало греха – гордость, нежелание подчиняться Богу. Гордость и непослушание Богу стали причиной падения и в мире ангельском, превратившем светлых духов в демонов, и в мире людей. Начало борьбы с грехом – смирение. «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29), – говорит Христос Спаситель. Он сказал Своим апостолам и всем, кто хочет следовать за ним: «…кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). Сами своими силами, мы не сможем справиться с нашими грехами и страстями. Но если мы доверимся Богу, предадимся Его благой воле, то Он произведет в нас удивительные перемены. Нужно любить Бога, и тогда мы начнем чувствовать, что грехи мешают нам приблизиться к Нему; освобождение от грехов станет для нас не непосильным трудом и подвигом, а радостной потребностью всего нашего существа.
Нужно ценить время нашей земной жизни, его очень мало, потому что оно скоротечно. Никогда нельзя откладывать «на потом» ничего важного, тем более ничего из того, что связано с нашим спасением.
Надо помнить еще и о том, что любовь к Богу начинается с любви к ближнему. Как может тот, кто не любит ближнего, которого видит, любить Бога, Которого не видел? Господь открывается только чистым сердцем. Христос Спаситель сказал нам в Нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
Мы должны помнить о том, что многие из святых, всю свою жизнь предавших Богу, уже в дни своей земной жизни достигли обожения. Они вышли из измененного состояния сознания, поврежденного грехом; в них открылся ум Христов. Это показывает нам, что потенциально этот путь для всех открыт.
Иеромонах Михаил (Чепель)